«Спасибо, еда!» — новый магазин натуральных и низкоуглеводных продуктов питания с доставкой по всей России
Всем привет! Меня зовут Даниил Сомов, я сооснователь и управляющий партнер RETAILER.ru — очень популярного источника информации о розничной торговле, а также совладелец федерального магазина натуральных и низкоуглеводных продуктов питания “Спасибо, Еда!”.
Я уже 17 лет в розничной торговле, как исследователь, как участник огромного количества проектов, связанных с ритейлом.
В этой статье я расскажу о том, как мы протестировали идею магазина натуральных и низкоуглеводных продуктов питания “Спасибо, еда!”.
Идея
Несколько лет назад я задумался о смысле еды и начал изучать вопрос. Все понимают, что питание влияет на здоровье человека, что есть полезные продукты, есть бесполезные и вредные. Но как часто мы связываем, например, свое сонливое состояние с тем, что едим? Оказалось, что правильное питание — это больше, чем про здоровье.
Кратко так. Любому человеку в каждый момент времени нужен определенный набор микроэлементов и витаминов для здоровья, комфортного самочувствия, здорового вида, хорошего настроения, для сил на подвиги наконец. Современная медицина легко определит индивидуальные потребности вашего организма, но дальше возникает вопрос: как же правильно их доставлять в свой организм? И тут возникает мировая солидарность врачей, которые в один голос утверждают, что лучшей способ получения нужных элементов — это еда.
Долго ли коротко, но в итоге я пришел к идее употребления натуральных и низкоуглеводных продуктов питания, которые обеспечивают мой жизненный комфорт и отличное самочувствие. Купить эти продукты не так то и просто, поэтому мы открыли магазин “Спасибо, еда!”, в основу которого заложили три принципа:
- Каждая позиция в нашем магазине должна соответствовать концепции “натуральности” и “низкоуглеводности”.
- Безупречное качество продукции. Все, что мы закупаем у поставщиков, мы проверяем и в лабораториях, и на себе.
- Ценовая доступность. Мы должны сделать наши продукты доступными каждому покупателю.
Тестовая версия магазина
Тестовая версия магазина выглядела следующим образом: мы придумали бренд и упаковку, сформировали базовый ассортимент, создали аккаунт в Instagram @spasiboeda, подключили систему учета “Мой склад”, подключились к службе доставки Боксберри, начали производить интересный контент и получать заказы со всей страны и даже из стран ближнего зарубежья.
Как это работало: интересный пост инициировал заказы от подписчиков, заказы принимались через личные сообщения в Instagram, переносились в “Мой склад”, далее происходила сборка заказа и отправка через Boxberry. Клиенты оплачивали покупки при получении, а мы получали деньги от транспортной компании три раза в месяц на расчетный счет.
Приведу пример типичного поста, инициирующего заказы, на примере нашей заметки о полезном шоколаде: “В это трудно поверить, но самый вкусный, полезный и красивый шоколад можно сделать дома на обычной кухне за 10-15 минут без каких-либо технических приспособлений кроме плиты и холодильника. Такой шоколад не найти ни в одном диетическом магазине, зато все ингредиенты есть у нас в "Спасибо, еда!". Дальше приводится рецепт и видео-ролик, в котором демонстрируется как любой человек может приготовить полезный шоколад.
Проверка гипотезы прошла за 2,5 месяца с середины июня до 1 сентября 2019 года. Наш инстаграм @spasiboeda, выращенный на собственном уникальном контенте исключительно органическим путем (то есть без какой либо рекламы), сгенерировал за это время 51 заказ, из которых 4 повторные покупки. Средний чек составил 2389 рублей.
Текущая версия магазина
В сентябре мы открыли собственный пункт выдачи заказов в Санкт-Петербурге, запустили сайт и обзавелись современной кассой “Эвотор 5i”. Сейчас мы расширяем наш ассортимент и тестируем новые каналы привлечения покупателей. Работаем над идеей открытия магазина в Москве.
Ключевую роль в управлении продажами и учетом играет сервис “Мой склад”. Что мы в нем используем: закупки — все операции с поставщиками, продажи — все операции с продажами, товары — полный товарный учет, контрагенты — вся информация обо всех поставщиках и клиентах, производство — операции по фасовке и созданию готовых наборов продуктов питания. Приятный факт, “Мой склад” бесплатно интегрируется с Боксберри, который покрывает по доставке практически всю страну.
Вообще ИТ наваливается на нас огромным снежным комом. В конце лета я вошел в состав жюри конкурса технологических стартапов для ритейла “Торговля 2020”, в рамках которого мы изучили почти 160 заявок и отобрали в финал конкурса 24 решения для розничной торговли. В результате мои планы по ИТ для “Спасибо, еда!” существенно расширились. Наибольший интерес вызывают решения направленные на увеличение количества покупателей, конверсии и среднего чека.
Команда
Для запуска магазина нам были нужны компетенции в диетологии, производстве контента, брендинге, управлении проектами, упаковке и отправке заказов, закупках, ценообразовании, управлении ассортиментом и розничных продажах.
Диетологией и производством контента занимается нутрициолог Наталья Щеглова. Остальные функции находятся под моей ответственностью. С июня этого года “Спасибо, еда!” занимает 80% моего рабочего времени. Тут я использую принципы sharing economy и свои связи в ритейле. Компетенции необязательно покупать, их можно арендовать по мере осознания важности усилить тот или иной бизнес-процесс. Например, по вопросам ценообразования и управления ассортиментом нам начинает помогать известный эксперт в этой области Гульфира Крок. По достаточно широкому кругу вопросов огромную экспертизу можно получить от создателя “Юлмарта” Сергея Федоринова и Артема Смоленского, опытнейшего топ-менеджера продуктовых сетей “Магнит”, “Пятерочка” и “Дикси”.
Но только опыт и компетенции не решают все вопросы и сами по себе к результату не ведут. Очень важно наличие лидерских качеств у решающих бизнес-задачи людей. И здесь я рекомендую поучиться у Ирины Хакамады, человека, который точно знает, что необходимые качества можно развить у любого человека.
Это первая история о “Спасибо, еда!”, и я планирую и дальше делиться с заинтересованными в теме людьми фишками и фишечками сурового реального российского ритейла. Как мы развиваемся, что мы делаем, как делаем и почему.
Даниил, проблема в том, что по настоящему полезных продуктов почти не осталось - везде гмо, красители, загустители и т.д.
ГМО то тут причем?
При том что половина продуктов на рынке из этой хрени)
Ну и что? Он теперь не натуральный?
Семен Антоныч, натуральные продукты питания редко встречаются на полках магазинов, но они существуют.
То что они где-то существуют - это я догадываюсь. Вопрос - где?))
Органический и натуральный продукт — это термины. Наглядные определения на картинке. ГМО — не единственный фактор, которого надо опасаться :(
Хех... интересно, если вот все сельхозпроизводители разом откажутся от химических удобрений и пестицидов, что произойдет? Год-два еще, наверно, всё будет ОК. А потом, когда растения высосут все макро/микроэлементы с полей и патогенная флора расплодится? Во сколько раз упадёт урожайность и во всколько раз, соответственно, вырастут цены?
Думаю, что доступность продуктов питания для простого работяги станет примерно такой же, как в начале прошлого века.
в "Спасибо, еда!"
Прям эпидемия полезной еды. Много кто хочет на этом заработать. Сначала план был засрать рынок, а теперь под видом хороших реализаторов этот же рынок реанимировать. Еб..м друг дружку, а деньги в кружку.