{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Где учиться на IT: альтернативы краткосрочным онлайн-курсам

На фоне дефицита кадров в IT порог входа в профессию сильно снизился. Появляется все больше курсов, предлагающих за несколько месяцев освоить специальность разработчика — но знания, которые они дают, не всегда релевантны запросам рынка. Обсуждаем, где лучше получать IT-профессию, нужна ли айтишникам «вышка» и как бизнес готовит для себя кадры.

В IT нехватка ресурсов ощущалась почти всегда — но в последние годы дефицит стал катастрофическим. В первую очередь это связано с колоссальным ростом рынка, требующим все больших объемов разработки. Серьезную роль сыграла и пандемия, которая дала мощный толчок для ускорения цифровизации. Наконец, на нехватку рабочих рук влияет и демографическая яма — результат 90-х и середины нулевых. В результате дефицит айтишников в России, по оценке Минцифры, сегодня составляет от полумиллиона до миллиона специалистов. Сами IT-компании оценивают удовлетворенность в обеспеченности кадрами крайне низко: на 2,5 балла из 5.

На фоне этого растет предложение онлайн-курсов, которые обещают за полгода обеспечить знаниями, достаточными, чтобы выйти на рынок труда и претендовать на конкурентную зарплату. В результате индустрия наполняется начинающими специалистами без опыта работы — подобно тому, как это происходило с юристами и экономистами в девяностые годы. Между тем бизнес продолжает испытывать жесткую нехватку компетентных разработчиков с реальными знаниями и умением применять их на практике.

Зачем нужна «вышка»

Основная альтернатива краткосрочным курсам — программы технологических вузов. Если еще несколько лет назад академическое IT-образование критиковали за технологическую отсталость и неактуальные языки, то в последнее время ситуация изменилась, и вузы успели адаптироваться под реалии рынка.

Главная ценность высшего образования по сравнению с онлайн-курсами — комплексный подход. Не случайно в IT-вузы нередко идут специалисты, которые уже работают в отрасли, но видят необходимость основательно подтянуть свои знания. У людей, которые получали опыт непосредственно на рабочих задачах, часто отсутствует понимание, почему в определенной ситуации нужно использовать тот или иной алгоритм. Иначе говоря, такой специалист при решении кейса говорит: «Здесь надо сделать так», ты его спрашиваешь: «А почему?» — а он не может ответить, потому что он просто выполняет действия, которым его в свое время обучил наставник. То есть он не в состоянии разобраться, можно ли здесь применить какой-то алгоритм и как действовать в другой ситуации при похожих сценариях.

Второе преимущество высшего образования связано с социализацией, которую не может дать онлайн-школа. В вузе модель выглядит несколько иначе: она предполагает более высокую долю самостоятельности и стимулирует выстраивать совершенно другие отношения с коллективом. А современная разработка, несмотря на все стереотипы об интровертах-айтишниках, — не выступление одного артиста, а в первую очередь командный процесс. И каким бы экспертом ты ни был, если ты не можешь грамотно работать в команде, то система будет тебя отторгать.

Каратэ по книжкам

Но и у онлайн-курсов, и у высшего образования есть общая проблема — нехватка реальной практики: классическая история о том, что каратэ по книжкам не выучишь. Это особенно критично с учетом потребностей бизнеса, которому результат нужен здесь и сейчас. Какой бы сильный вуз ни был за плечами сотрудника, без опыта работы его нельзя сразу же отправлять на проект. К такому человеку придется приставить ментора, который будет помогать ему в развитии в первое время. А это значит, что в условиях тотальной нехватки рабочих рук приходится отрывать специалиста от рабочих задач и «навешивать» на него обучение новичков.

Чтобы выпускники приходили в компании уже подготовленными, реальная практика должна быть включена в сам процесс обучения, и запрос на нее должен идти от бизнеса. Такая модель сотрудничества уже давно работает на западе и постепенно развивается в России. У нас в стране свои кафедры в вузах первыми открыли не IT-корпорации, а промышленники, которые тоже столкнулись с дефицитом специалистов в узких областях — речь о таких компаниях, как Роснефть, Росатом, Норникель.

В IT программы с профильными вузами есть у Сбера, Яндекса, Mail.ru Group. Так, в 2022 году Яндекс объявляет первый набор в высшую школу программной инженерии на базе Московского физико-технического института. В целом из всех российских университетов МФТИ предлагает, пожалуй, самую сильную партнерскую программу, следом идут МГИМО и Бауманка. МФТИ открывает базовые кафедры, где представители бизнеса могут преподавать дисциплины под свои запросы — так, у вуза уже есть кафедры таких компаний, как IBS, Sbertech, 1C, Тинькофф банк.

Сотрудники из-за парты

Помимо партнерских программ, у вузов есть традиционный способ обеспечить студентов опытом работы, как производственная практика. Для бизнеса такой формат — это еще и дополнительный источник кадров. Иначе говоря, после стажировки компания может предложить трудоустройство тем студентам, которые хорошо себя проявят и будут заинтересованы в работе.

Заключить соглашение о работе студенты могут и вне стажировок — если, конечно, сама компания предоставляет такую опцию. Как правило, бизнес ищет потенциальных сотрудников среди учащихся старших курсов в рамках вузовских карьерных мероприятий. Это достаточно классический формат, который предполагает организованную встречу студентов с представителями компаний-партнеров, которые рассказывают о себе, своих проектах, задачах и вакансиях.

Пандемия привела к тому, что многие вузы перевели такие мероприятия в онлайн, что сильно сказалось на их эффективности. Но некоторые все же сохранили офлайн-формат — в частности, МГТУ имени Баумана, МФТИ, МГИМО. Так, в МФТИ студенты на целый день освобождаются от занятий, чтобы пообщаться с представителями разных компаний.

Еще один способ для бизнеса получить доступ к молодым специалистам — воспользоваться услугами агентств, которые выступают посредниками между заинтересованными в трудоустройстве ребятами и компаниями в поиске кадров. Одно из таких агентств, Сup IT, сотрудничает с вузами по всей стране, формируя базу молодых специалистов, и по запросу бизнеса берет на себя отбор и тестирование потенциальных сотрудников.

Сменить квалификацию

Наряду с начинающими специалистами в IT есть большой пласт людей, которые не имеют профильного образования, но уже работают на рынке. Для них остро стоит вопрос прохождения качественной переквалификации — но, разумеется, полноценное вузовское образование для их запросов не подходит.

Подобные программы переквалификации есть у многих IT-компаний, аккредитованных для обучения сотрудников. Собственные учебные центры работают и в некоторых университетах: так, центр «Специалист» в Бауманке предлагает более тысячи курсов по разным направлениям, в том числе IT. Средняя продолжительность курса составляет от 3 до 8 месяцев, после завершения выпускникам выдается диплом вуза, по некоторым направлениям — еще и вендорский сертификат. Также программы дополнительного образования предлагают ведущие ВУЗы страны, такие как МГУ, МИФИ, Высшая школа экономики. Все эти университеты обладают достаточным количеством программ для переквалификации.

Направления курсов в учебном центре «Специалист»

Подведем итоги

  • Для освоения профессии с нуля лучшим вариантом по-прежнему остается высшее образование — сильные технологические вузы, программы которых отвечают запросам рынка.
  • Один из основных критериев выбора вуза в условиях дефицита реальной практики — хорошие партнерские программы, которые обеспечивают стажировку в реальных компаниях и возможность трудоустройства.
  • Краткосрочные программы обучения оптимальны для уже работающих специалистов, которым требуется именно переквалификация. Причем при выборе поставщика тоже лучше ориентироваться на имена авторитетных вузов, а не на разрекламированные онлайн-курсы.
  • Для бизнеса вузы также остаются основным источником поиска молодых специалистов. Но теперь компании начинаю отбирать и готовить кадры заранее, еще на этапе учебы формируя запрос на необходимую экспертизу.


0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда