Почему корпоративная культура важна в IT-компании?
Почему все хотят работать в Google? Если вы считаете, что причина только в деньгах, то это не так. Корпорация Google — яркий пример того, как корпоративная культура становится главным фактором привлечения кадров, развития сотрудников и их реализации внутри компании.
Сегодня мы поговорим именно о корпоративной культуре — ее текущем состоянии в IT-секторе, влиянии на работу сотрудников и перспективы на ближайшее будущее. А еще расскажем об особенностях корпоративной культуры Wezom. Мы пока еще не Google, но многие элементы корпорации по организации рабочего процесса уже успешно внедрили.
Что такое корпоративная культура компании и как ее развивать?
Корпоративная культура — это модель поведения внутри организации, оформленные или негласные нормы морали и стандарты взаимодействия сотрудников. Например, когда все коллеги (в том числе руководство) обращаются друг к другу на «ты» — это элемент корпоративной культуры. Когда они сбрасываются деньгами на подарок имениннику — это тоже корпоративная культура. И даже когда каждый сотрудник может полчаса в день поиграть на PlayStation в комнате отдыха — это все та же корпоративная культура.
По статистике 92% кандидатов готовы покинуть своего работодателя и уйти в компанию с крутой корпоративной культурой. Что важно — оплата при этом может оставаться на прежнем уровне. Деньги — не главное!
В странах постсоветского пространства развитие корп культуры пока что идет неспешными шагами, периодически спотыкаясь об устаревшие модели построения рабочего процесса и отношений в коллективе. В понимании многих корпоративная культура сводится к новогодним корпоративам, наличию в офисе комнаты отдыха и бесплатному печенью с чаем.
На самом деле это целая философия, состоящая из множества компонентов:
- определение уровня вовлеченности и настроения всех групп сотрудников;
- поиск и реализация путей объединения коллег;
- правильная формулировка ценностей компании и ее миссии;
- создание комфортных условий для неформального общения;
- формирование атмосферы открытости и взаимного доверия;
- обнаружение и своевременное устранение токсичности в коллективе;
- мотивация сотрудников, притом не только финансовая;
- создание положительной репутации компании и многое другое.
Как вы понимаете, один новогодний корпоратив всех этих задач не решит. Современная корпоративная культура компании, основанная на мировой практике, состоит из пяти базовых элементов:
- Система лидерства. Современные компании все чаще отходят от классической иерархической системы управления с четкой структурой управляющих и подчиненных. Эффективнее себя показывает система, базирующаяся на принципах равенства, свободы слова и открытости всех перед всеми. Например, в игровой студии Naughty Dog рядовой сотрудник может прийти к директору и сказать, что тот что-то делает неправильно, высказать свою точку зрения и предложить новую идею. И это нормально!
- Стили разрешения конфликтов. Конфликты бывают в любом коллективе. Задача руководства — своевременно их обнаруживать и устранять в кратчайшие сроки. А еще лучше — не допускать их возникновения в принципе, создавая комфортные условия для всех.
- Действующая система коммуникации. Сюда относится и упомянутое выше обращение «ты» или «вы», и сами инструменты общения (телефон, мессенджер, Email, прочее). Кстати, недавно в Португалии приняли закон, запрещающий работодателю беспокоить сотрудников в нерабочее время. Иначе ему грозит штраф.
- Особенности гендерных и межрасовых взаимодействий. Данный пункт скорее актуален для западноевропейских стран, но и в наших реалиях он тоже имеет место.
- Принятая символика. Лозунги, логотипы, одежда с корпоративными символами и в соответствующих цветах и даже внутренняя отделка офиса в корпоративной стилистике — все это тоже часть корпоративной культуры.
Общие ценности корпоративной культуры помогают сотруднику лучше ассоциировать себя с компанией, заставляют его почувствовать себя действительно важным, а не просто винтиком в бездушной машине, стимулируют постоянное развитие и совершенствование.
Корпоративная культура компании Wezom
Для начала немного интересной статистики. Мы периодически проводим анонимные опросы среди сотрудников, чтобы выявить сильные и слабые стороны компании с точки зрения персонала. Результаты следующие:
- 83% сотрудников говорят, что им приятно рассказывать о работе в Wezom своим близким.
- 75% готовы порекомендовать IT компанию Wezom как место работы другим.
Мы развиваем корпоративную культуру с 2000 года, перенимаем опыт западных коллег, привносим что-то свое, стремимся сделать так, чтобы специалисты работали не только ради денег, а получали удовольствие от процесса и от собственного профессионального роста.
Вот лишь некоторые составляющие нашей корпоративной культуры:
- большие корпоративы дважды в год — зимний и летний, а также организация совместного досуга по интересам;
- корпоративные занятия и курсы, в том числе не связанные непосредственно с работой;
- законные 24 дня выходных и оплачиваемые больничные, дополнительные выходные на свадьбы, ко дню рождения детей и т. д.;
- опросы и «замеры настроения» сотрудников для улучшения атмосферы в коллективе;
- комфортабельные офисы и возможность работать вне офиса;
- штатный психолог в компании;
- помощь в адаптации новых сотрудников, личный ментор и welcome-box для новых членов команды Wezom;
- спортзал и зона отдыха в офисе, бесплатный чай, кофе, сладости;
- корпоративный английский и многое другое.
Кстати, Wezom — одна из немногих IT-компаний Pet Friendly. Наши сотрудники могут приходить в офис со своими питомцами — мы не против.
Мы собрали небольшой плейлист с отзывами наших сотрудников — можете ознакомиться. А еще мы никогда не забываем о днях рождения коллег и готовим креативные поздравления. Но это уже просто приятные мелочи.
Есть вещи важнее денег
Это главное правило, которым мы руководствуемся. Достойная оплата труда — это важно. Но при прочих равных специалист охотнее пойдет работать туда, где корпоративная культура лучше. Например, с радостью устроится в Spotify, а не в Twitter при том же уровне оплаты. Почему? Потому что по данным Newsweek, Spotify стал лучшим работодателем в США в 2021 году, а Twitter занял аж 45-ю строчку. Мы не утверждаем, что в Twitter работать плохо. Но все познается в сравнении.
Развитие корп культуры не просто повышает удовлетворенность сотрудников и их вовлеченность в трудовой процесс. Это буквально лицо компании в глазах действующего штата, будущих работников, клиентов, партнеров и СМИ.
Попробуйте следовать простым правилам корпоративной культуры от той же Google:
- Сделайте так, чтобы каждый сотрудник почувствовал себя основателем.
- Покажите сотрудникам значимость их работы.
- Находите и нанимайте людей, которые лучше вас.
- Эффективно работайте с «обеими хвостами» — лучшими и худшими сотрудниками.
- Дайте людям больше свободы и покажите, что доверяете им.
Конечно, на словах все гораздо проще, чем в реальности. Да и старые методы организации труда, перекочевавшие к нам еще со времен Советского Союза, нет-нет, да и всплывают в некоторых компаниях. От подобных пережитков прошлого можно и нужно избавляться, перенимать чужой успешный опыт, находить собственные пути развития корпоративной культуры и двигаться дальше.
Повторимся: мы — не Google, не Spotify и не Apple.
Но разве это мешает нам создавать комфортные условия труда для всех сотрудников, считаться с их мнением и развиваться вместе? Вопрос, как говорится, риторический.