{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как копирайтеру начать зарабатывать от 100 тысяч в месяц и сохранить рассудок

Много букв о том, что не расскажут на курсах: умении думать, клиентском сервисе и выходе на новый уровень дохода

Привет! Меня зовут Кристина Крецу, и уже больше 10 лет я пишу тексты. В моём портфолио есть тексты как для ведущих бизнес-изданий — vc.ru, Forbes, «РБК Тренды», Inc Russia, так и для крупных российских компаний — «Яндекс», «Альфа-Банк», SberDevices, «Авито» и другие. Долгое время я была фрилансером и получала гонорары только за статьи — и в какой-то момент ежемесячный доход перевалил порог в 100 тысяч рублей. Ниже поделюсь навыками, которые мне помогают оставаться востребованным копирайтером-редактором и жить с комфортом, но без шика.

Если посмотреть глобально, есть два подхода, как заработать много денег. Первый — работать, забывая про сон и еду. Сколько-то дней или даже недель в таком темпе вывезти можно, но выгорание и возможные проблемы со здоровьем подкрадутся слишком быстро.

Второй — найти способ, как и за счёт чего увеличить стоимость единицы текста или часа. В этой статье поделюсь опытом и знаниями, как повысить свою ценность на рынке и работать с заказчиками, у которых есть деньги (иногда очень много).

Развивайте критическое мышление

Одна из основных претензий заказчиков к большинству копирайтеров — они не думают, что делают и зачем вносят правки. Например, нужно подготовить статью в Forbes на тему «Пять способов эффективно управлять командой».

Плохой копирайтер начнёт с того, что расскажет теорию менеджмента, зачем вообще нужно управлять людьми и как их тестировать. Почему это плохо? Потому что копирайтер не понял, куда и для кого он пишет — аудитория Forbes неплохо во всём этом разбирается, и читателям издания интересно узнать больше про опыт других руководителей. Поэтому хороший копирайтер сразу же расспросит заказчика о его кейсах и интересных случаях, которыми можно поделиться в материале.

Вот несколько материалов, которые помогут прокачать критическое мышление:

Изучайте маркетинг и продажи

Если вы не планируете писать про маркетинг, необязательно знать, как работает «Яндекс Метрика» или как считать LTV. Но понимание, как и что работает в маркетинге и продажа, как продвигать собственные услуги на рынке.

Пока я не перешла работать в штат, большую часть заказов получала, когда сама откликалась на вакансии и предложения. Чтобы написать сопроводительное письмо, изучала потребности заказчика, смотрела сайт компании и внимательно вчитывалась в описание вакансии — всё это про знания маркетинга. К CV прикладывала ссылку на сайт-портфолио и несколько своих работ по темам, которые пересекаются с деятельностью компании заказчика. Кратко, ёмко и по делу — так нужно писать сопроводительное, которое выделит среди других.

Компания искала человека, который может писать как статьи по мотивам бизнес-новостей, так и тексты для спецпроектов. И вот, что я им ответила в своём отклике.

Что почитать:

  • книга «Бизнес без MBA» от «Тинькофф Бизнес», она в основном рассчитана на предпринимателей, но даже частные специалисты могут почерпнуть много интересного, например, как решать конфликты или управлять ожиданиями;
  • «Клиенты на всю жизнь», Карл Сьюэлл и Пол Браун
  • «Основы маркетинга» и «Маркетинг от А до Я», Филип Котлер (это база маркетинга).

Помогайте клиенту решать его задачи

Одна из главных проблем заказчиков — копирайтеры, которые не задумываются о том, как решить проблему наиболее быстрым и выгодным способом. Для этого нужно задавать вопросы, анализировать ситуацию и требования, предлагать свои решения. Всё это объединяется под словом «бриф».

Работать без брифа — это уже моветон среди диджитал-специалистов. Как говорится, «нет ТЗ — результат хз», но редкий заказчик может его составить грамотно. Поэтому задача копирайтера — задать вопросы, уточнить детали, обсудить видение будущего текста и подготовить первую версию. Не бойтесь назначать звонки, порой за 30 минут зума можно обсудить и согласовать больше, чем за несколько дней переписки.

Во-первых, бриф помогает создать более предсказуемый результат. А значит, снижаются риски, что вы сделаете не то, что просил заказчик. Во-вторых, так вы показываете свою заинтересованность в клиенте и создаёте эмоциональную связь ещё до того, как взяли задачу в работу.

Что обязательно нужно проговорить с клиентом:

  • зачем писать текст;
  • для кого;
  • какие бизнес-задачи заказчика он решает.

Полезные материалы:

Нормально общайтесь

Деловой этикет — это не что-то чопорное и бумерское, хоть у некоторых сама фраза и может вызывать отвращение. Многие недооценивают роль приятной и душевной коммуникации. Хорошо писать и быть приятным в общении — это два пункта, которые я бы поставила на первое место, если бы писала вакансию копирайтера. Если с вами приятно общаться, к вам вернутся. Если нет — вы сделаете вместе одну задачу и больше с вами не захотят работать (за редкими исключениями).

Многие почему-то игнорируют самые простые правила деловой коммуникации:

  • вежливо общаться;
  • спокойно реагировать на правки;
  • не провоцировать конфликты (даже если очень хочется);
  • быть тактичным и подстраивать под клиента (по необходимости);
  • резюмировать итоги встречи;
  • согласовывать план действий;
  • отвечать развёрнуто и по делу.

Развивайте своё мастерство

По правде говоря, я не проходила ни одного полноценного курса по копирайтингу — в основном читаю рассылки, телеграм-каналы и смотрю вебинары. А ещё много работаю и пробую себя в разных форматах. Часто мои коллеги на вопрос «посоветуйте курс», отвечают: «Нет ничего лучше, чем реальная работа».

Куда расти:

  • осваивайте редакторские инструменты: драматургия, сторителлинг, интервью, визуализация и так далее;
  • учитесь работать с новыми форматами: UX, SMM, сценарии, рассылки. Сейчас многие компании занимаются переупаковкой контента: одну и ту же информацию рассказывают в подкасте, адаптируют в карточки для соцсетей и используют для написания SEO-статей;
  • развивайте навыки менеджера: можно значительно вырасти в доходе, если стать редактором.

Прокачивайте знания в узких нишах

Когда я начинала заниматься копирайтингом (а это было почти 10 лет назад), поняла, что золотая жила — это бизнес-журналистика и тексты про IT. Компании очень неплохо платили, если нужно было написать статью в условные РБК или Forbes, особенно про какие-то технологии. Потому что на тот момент было не так много копирайтеров, которые в этом разбирались и умели про это писать.

Мне повезло только в том плане, что ещё в школе я начала интересоваться программированием и продолжила изучать его в универе, а мой диплом был связан с нейросетями. Но поверхностно разобраться в этом можно и без четырёх лет в университете.

По моим субъективным ощущениям, сейчас большой спрос на редакторов по теме финансов и инвестиций. Например, ВТБ уже почти месяц ищет редактора для приложения «Мои инвестиции» и предлагает зарплату от 150 тысяч рублей (существенный минус — нет удалёнки).

Даже за отдельные статьи на фрилансе можно получать 10-15 тысяч, если вы работаете со сложной темой, например, то же IT. Особенно ценятся авторы, которые умеют работать с Хабром.

О том, как работать со сложными темами, я рассказываю в своём телеграм-канале «От сложного к простому» — подписывайтесь.

Вместо вывода и итогов: если вы хотите много зарабатывать, придётся работать и учиться. В копирайтинге нет такого, что вы можете писать 1-2 статьи в месяц, а остальное время — тусить на пляже и пить мохито, провожая закат. По крайней мере, мне такие истории не знакомы. Но можно повысить стоимость своих текстов и времени, работать 3-4 часа в день и получать среднестатистический доход россиянина.

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Katherine Shergina

Какая хорошая, рассудительная статья. Кристина, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Кристина Крецу
Автор

спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Мусин

хочется еще сказать банальность о том чтоб не боятся пробовать и учиться, сейчас когда во всю все кричат про ИИ многие просто боятся вообще что то начинать думая ,что профессия уже не востребована и специалистов заменят роботы

Ответить
Развернуть ветку
Кристина Крецу
Автор

ИИ могут заменить тех, кто как раз таки работает тупо по ТЗ и не помогает клиенту решать его задачи. А хороший специалист без работы не останется) сейчас вот Тинькофф и Яндекс наоборот ищут людей с опытом в редакции на должности AI-тренеров.

Ответить
Развернуть ветку
Мария Асланиди

главная проблема копирайтеров, которые хотят зарабатывать от 100к, - это как раз тот факт, что надо вжобывать, а не сидеть под пальмой)

Ответить
Развернуть ветку
Кристина Крецу
Автор

Порой за 50 тысяч приходится вджобывать больше, чем за 100))

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Шалашов

отличная статья от умудренного опытом специалиста, пиши еще)

Ответить
Развернуть ветку
Кристина Крецу
Автор

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда