{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Как войти в ИТ: профессия тестировщика

Принято считать, что профессия тестировщика – это легкий вход в ИТ. Однако это представление уже неактуально: сегодня к тестировщикам предъявляются не менее серьезные требования, как и к другим ИТ-специалистам, и порог входа постепенно повышается. О том, почему это происходит и что теперь необходимо знать тестировщикам, рассказывает Юлия Полякова, директор департамента по работе с персоналом BIA Technologies.

Не просто пользователь

В ИТ сегодня хотят попасть многие — претендентов привлекает высокий уровень оплаты, гибкий график и бонусы со стороны работодателей. Многочисленные курсы предлагают в сжатые сроки освоить новые специальности и начать желанную карьеру. Но если аналитика или разработка порой отпугивают своей сложностью, особенно претендентов без технического образования, то профессия тестировщика на первый взгляд выглядит простой и понятной.

Казалось бы, ничего хитрого — нужно просто представить себя на месте пользователя, запустить приложение, поработать с ним, а потом сообщить об ошибках. На самом деле эта картина уже успела устареть. Сейчас тестировщику мало побыть пользователем. ИТ развивается очень быстро, и цифровые решения становятся все совершеннее. Соответственно, требовательность аудитории, для которой они создаются, тоже растет. Поэтому тестировщик должен не просто воспроизводить действия пользователя, но и хорошо разбираться в предметной области, на которую ориентировано приложение. От специалиста ожидается умение анализировать, к чему приведут возможные некорректные или нетипичные действия пользователя.

К тому же тестировщики бывают разные. Тестирование все активнее автоматизируется, потому что многие рутинные и трудоемкие задачи проще передать машине. Но программами тоже нужно уметь пользоваться, и при этом различать, где лучше протестировать автоматически, а где необходим ручной режим. Кроме того, для небольших задач автоматизация может быть попросту нецелесообразной. Влияет и подход, принятый в компании — где-то предпочитают доверять машине, где-то хотят как можно больше тестировать вручную. Так или иначе, востребованы и ручное, и автоматическое тестирование, и компаниям нужны тестировщики и по тому, и по другому направлению — а это обычно разные люди. Но есть и универсалы и они, как правило, ценятся выше всего. Чтобы стать таким универсалом, придется нарабатывать опыт в обеих областях, так что приравнять такого специалиста к «обычному пользователю» никак нельзя.

Серьезное влияние на профессию оказало и ускорение сроков разработки. После ухода западных вендоров российские разработчики прилагают все усилия, чтобы восполнить образовавшиеся пробелы как можно скорее. Программные продукты выпускаются чаще и в больших объемах, а их нужно тестировать. Если раньше тестирование проводилось на финальном этапе, то теперь оно сдвигается на более ранние сроки — не в последнюю очередь для экономии времени. С этой же целью проводится так называемое модульное тестирование, когда проверяется не готовое решение, а его отдельные модули. И тут от тестировщика требуется умение мыслить от частного к целому и видеть, как обнаруженные ошибки повлияют на конечный общий результат. Тренд на ускорение коснулся и самих тестировщиков — от них ждут предельно быстрого выполнения задач с моментальной визуализацией статистики.

Необходимый набор знаний

В силу этих изменений и трендов от тестировщика требуются широкий кругозор и умение критически мыслить. Он должен иметь общее представление об ИТ в целом и уметь оперативно находить и обрабатывать большие объемы информации. Еще один необходимый скилл — быстрая обучаемость, а главное – стремление постоянно совершенствоваться и развиваться. ИТ меняется буквально каждый день, и знания любого специалиста, в том числе тестировщика, быстро потеряют актуальность, если он не будет следить за тенденциями и новшествами.

Что касается конкретно тестировщика, то, помимо теории тестирования, он должен владеть основами программирования и знать на базовом уровне хотя бы один-два языка программирования. Это поможет ему эффективнее взаимодействовать с разработчиками. Общее представление о жизненном цикле разработки тоже можно назвать обязательным навыком, как и понимание систем контроля версий (Git и т.п.). Их использование значительно повышает скорость тестирования, и без них сегодня уже не обойтись.

Поскольку современные системы включают множество интеграций, это накладывает дополнительные требования и на тестировщиков. Чтобы проверять такие системы, нужно разбираться в механизмах интеграции, уметь работать с XML и JSON-файлами, понимать принципы работы протокола HTTP и др. Наконец, стоит упомянуть умение работать с основными инструментами для автоматизации тестирования.

Дотошность — это плюс

Требования к тестировщику не ограничиваются техническими знаниями. Практика показывает, что HR-специалисты в первую очередь смотрят таже не на них, поскольку они предполагаются по умолчанию, а на личностные качества: внимательность, коммуникабельность и стрессоустойчивость.

Внимательность — ключевая черта тестировщика. Ошибки, как правило, рождаются из мелочей, поэтому тестировщик должен обладать дотошностью: нельзя пропускать ни одного, казалось бы, незначительного нюанса. Впрочем, перегибать палку тоже нельзя, иначе из-за пустяка может быть задержан релиз, и в результате конкуренты выпустят решение первыми. Эту грань между важным и неважным определять всегда сложно, но такое умение – один из признаков подлинного мастерства.

Ожидание коммуникабельности на первый взгляд может выглядеть странным: со стороны кажется, что тестировщик по работе мало с кем взаимодействует, кроме компьютера. На самом деле им часто приходится обращаться за консультациями к разработчикам, и это вовсе не говорит о непрофессионализме: каждое приложение требует своих подходов и инструментов. Искать их самостоятельно зачастую означает потратить ценное время, и, возможно, впустую. Тогда как люди, создававшие программу, могут быстро дать нужную информацию. Но для этого важно правильно сформулировать круг вопросов, чтобы получить именно те ответы, которые требуются, и опять-таки не отнимать лишнее время у коллег. Приходится общаться и с будущими пользователями, и со специалистами техподдержки – словом, коммуникабельность в работе тестировщика нельзя недооценивать.

А вот требование стрессоустойчивости как раз понятно. Работа тестировщика очень кропотливая, а поэтому в ней неизбежны ошибки. Конечно, стоит стремиться, чтобы их число сводилось к минимуму, но гораздо важнее не расстраиваться и не впадать в панику, а делать соответствующие выводы на будущее и потом применять этот опыт на практике. Только так, постоянно совершенствуясь и учась в том числе на собственных ошибках, можно стать по-настоящему высококлассным тестировщиком, которому будут рады в любой компании.

P. S. В BIA Technologies с 2021 года действует «Школа тестировщиков» — это бесплатный образовательный проект, который помогает всем желающим освоить новую профессию и получить работу в крупной российской ИТ-компании. За три прошедших потока было подано свыше 1500 заявок, а обучение прошли 600 человек со всей России. В этом году сертификаты о прохождении курса получили 35 выпускников, а 16 из них теперь работают в компании.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда