{"id":13465,"url":"\/distributions\/13465\/click?bit=1&hash=1e6228dc4e5e22730d5108e1c30ee96b3462205737e7a3fe7ce4c965aaacfe57","title":"\u041a\u043e\u043d\u0444\u0435\u0440\u0435\u043d\u0446\u0438\u044f Ozon \u2014 \u043a\u043e\u043c\u0443, \u0447\u0442\u043e \u0438 \u043a\u0430\u043a \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043a\u0440\u0438\u0437\u0438\u0441","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6b1e0c55-41d3-56c2-84e2-fe6f447e3825","isPaidAndBannersEnabled":false}
Александра Беззубова

История изменений: Яндекс Музыка

Ключевые события в истории продукта:

Многие продукты внутри яндекса рождены не потому что кто-то придумал именно такой продукт, они рождены как реакция аналитическая или менеджерская на то, что ищут пользователи. Какие потребности пользователя и как лучше их закрыть.

Так в яндексе появились “колдунщики” многих сервисов.

Что такое "колдунщик"? — это интерактивный ответ на заданный кластер тематик запросов пользователя. Например, когда в Яндексе вбиваешь: «100 долларов сколько будет в рублях», сразу показывается, так называемый "колдунщик", который сразу и переводит по курсу центрального банка одну валюту в другую.

Таким образом, команда яндекса работала над тем, чтобы проанализировать тысячу рандомных запросов из потока поиска и попытаться каким-то образом разложить эти запросы на корзины.

Даже на нулевом этапе, разбивки тысячи рандомных запросов на какие-то корзины, было вполне понятно, что есть область музыкальных запросов — она ~ 4-5%.

Как лучше всего пользователю ответить, когда он спрашивает какую-то музыку? Непосредственно прямо в поисковую выдачу ему эту музыку и показать.

Когда команда Яндекса сделали сервис, никто сервис на самом деле не делал, была цель очень простая — в рамках поисковой выдачи дать пользователю возможность проиграть тот конкретный трек, который запросил пользователь.

Так получилось, что индустрия музыкальная, она устроена немного иначе, чем ее себе представляли в Яндексе. Поэтому Яндекс пошёл лицензировать музыкальный контент.

Есть такая штука в музыкальной индустрии типа как контент и, чтобы его получить, необходимо заплатить определенного рода минимальные гарантии.

Что это такое? Ты платишь правообладателям деньги вперед и начинаешь монетизацию этого контента. Если ты недомонетизировал (на то они и минимальные гарантии), то есть не потратил, говоря простым языком, то извини.

Вторая штука, что непонятно было, сколько в России вообще может стоить подписка, потому что были времена дикого пиратства.

Не то, чтобы в России кто-то хотел покупать подписку. Это были времена, когда еще физические носители, они, конечно… уже был виден тренд, но в целом они были популярные.

Основное слушание было через ВКонтакте.

2012 год. Тогда это был еще такой год, надо понимать, просто не было музыкальных сервисов платных в России вообще. Люди музыку потребляли ВКонтакте, им не за что было платить. Это было время, когда было очень сложно заставить человека за что-то платить.

Далее команда взялась за создание мобильного приложения.

Зачем? Не то, чтобы внутри сервиса как-то собрались и подумали: «мобильный, в нем будущее». Нет, правообладатели музыки толкали в создание мобильного приложения. Потому что видели, во-первых, как это происходит на западе, как там развиваются мобильные приложения и что именно там происходят основные транзакции и оплаты, что там основа развития той модели, которая стремительно на тот момент начинала развиваться уже активно и бурно.

На тот момент на западе уже работал Spotify и iTunes.

Именно iTunes увидел потребление с мобильного.

Они видели, что стриминг в целом история, она может быть, и на самом деле даже часто по кейсам просто сценарно не привязана к дому или работе, то есть к какому-то стационарному месту.

Часто это on the go решение. То есть решение, которое тебе нужно, когда ты в метро едешь, в электричке, в трамвае, в маршрутке — где угодно (то есть в том числе добираешься из точки А в точку Б).

Люди чаще всего в течение 7-дневной недели 5 дней работают, а из 5 дней 2 раза в день ездят туда-обратно, то есть это как минимум по часу потребления, по 50 минут, по 30 минут потребления в день у человека происходит.

Прекрасный кейс, понятный сценарий, он происходит с мобильного. правообладатели музыки эти тренды видели и замечали, и толкали Яндекс именно в эту историю просто еще и потому, что основа тогда оплаты подписки была в скачивании музыки на свой телефон.

У Яндекса в те далекие времена музыка и мобильное приложение, и веб-версии, сервис больше напоминал музыкальный каталог.

Как алфавитный указатель. Ты мог выбрать букву «Д» и на букву «Д» найти своего любимого исполнителя, потом выбрать букву «Я» и кого-то еще найти.

Основной паттерн и сценарий потребления был такой, что ты знаешь, кого конкретно ты хочешь послушать — ты приходишь и его слушаешь.

Этот сценарий потребления был, во-первых, понятен людям. Это не единственный музыкальный сценарий, но это понятный сценарий. Второе, он был четко и явно продиктован той особенностью, что Яндекс вырос из поиска.

В те времена уж точно люди не так часто приходили в поиск с широкими запросами — «Хочу спокойную музыку для души» или что-то такое. Они приходили с конкретным запросом: Ваенга, Стас Михайлов и т.д.

Дальше, сервис ушёл в то, что начали придумывать, какую музыку человеку можно дать, зная что-то про него. Постараться такую кнопку play ему дать, чтобы он не рассказывал, что он конкретно хочет послушать, просто нажал play и наслаждался музыкой персонально под него.

Здесь было создано два сценария:

Первый — рекомендации. Это попытка сделать ленту музыкальных событий, которые тебе бы были интересны, ты бы их читал, смотрел, залипал на это, потреблял в том числе глазами, проматывая ее.

Второй большой сценарий — просто поток музыки, который старается подстроиться под тебя и персонализируется под тебя. Таким образом, сделали приложение Яндекс.Радио. И это приложение, и эта функциональность, она уже сейчас есть в Яндекс.Музыке тоже.

Далее, с некоторым набором рекомендательных продуктов команда стремилась стать полностью рекомендательным сервисом. Это уже в наше время.

Неважно, какой у тебя сценарий — или ты ищешь, или ты слушаешь свою собственную музыку — ты составляешь плейлист, ты слушаешь какие-то другие плейлисты других пользователей, сервис старается сделать так, чтобы музыка, которую ты слушаешь, была максимально подходящей тебе, твоему моменту, твоему окружению, контексту, в котором ты находишься, погоде и всему остальному.

Много информации Яндекс в целом знает про окружающий мир. Много знает про тебя конкретно информации, потому что видит, какую музыку ты слушаешь.

На данный момент, в сервисе есть большая продуктовая цель:

Соединяя это, сделать наиболее благоприятный музыкальный поток, который в данный конкретный момент понравится пользователю.

То есть идеальное мобильное приложение, которое можно себе представить.

Опустим слово мобильное приложение, идеальный музыкальный сервис, который ты можешь себе придумать. Тебе для него ни мобильное приложение не нужно, ни компьютер, ни наушники — ты просто задумался о какой-то музыке.

И она заиграла в твоей голове.

Думаю такой сценарий не за горами)

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null