{"id":13475,"url":"\/distributions\/13475\/click?bit=1&hash=d02bc673eeef140c065ecff57c60581e1072387cdb99484f3b963fcb612a6c69","title":"\u041a\u0430\u043a \u0438 \u0437\u0430\u0447\u0435\u043c \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0430\u0442\u044c \u043e\u0431\u043b\u0438\u0433\u0430\u0446\u0438\u0438 \u0432 \u043a\u0440\u0438\u0437\u0438\u0441 ","buttonText":"","imageUuid":"","isPaidAndBannersEnabled":false}
Baiaskhalan Alekseev

История инвестиции в немецкий fintech-стартап Myos

ИИ-платформа для кредитования поставщиков на маркетплейсах

Предыстория: Я — стартапер и студент

2019 год, я приезжаю из Томска в Москву на студенческий startup contest Преактум. Мы защищали наш проект "Электронные схемы" — детский конструктор для сбора электронных схем с помощью магнитного соединения. Тогда никто на рынке не делал магнитное соединение, и мы с сооснователями были уверены, что наша разработка революционна. Реальность жестока, однако важно видеть во всем уроки.

После выступления, за пару часов до вылета в Томск, я сидел с другом и отчаянно убеждал его, что нужно делать fintech-стартап, мол, fintech — это огромнейший рынок с не менее огромными возможностями. Стартап я пока не сделал, однако удалось поучаствовать в инвестиции в данный сектор и понять, что всё гораздо сложнее.

Я — инвестор

2021 год подходит к концу, и в этом году я по-настоящему познал тонкости мира венчурных инвестиций — вместе с командой Xploration Capital мы закрыли более 20 сделок (в т.ч. в роли лида priced-раунда) по всему миру — от США до Австралии в абсолютно разных секторах (fintech, quick commerce, edtech и пр.).

Оценка инвестиционной привлекательности компании — это одна сторона монеты, требующая широкой индустриальной экспертизы, коммерческого мышления и знания ключевых трендов. Другая сторона — закрытие сделки, что требует умения вести переговоры с компанией и со-инвесторами, нанимать контрагентов, иными словами, выполнять юридические шаги, чтобы появиться в списке акционеров компании (на наиболее выгодных коммерческих условиях и наименьших юридических рисках).

Именно в начале этого года я впервые прошёл все этапы инвестиционного процесса Priced-раунда будучи лид-инвестором Series A — от знакомства в Zoom с основателями и оценки инвестиционной привлекательности до подписания выверенной транзакционной документации и перевода денежных средств. Этой сделкой является инвестиция в немецкую fintech-компанию Myos, где Xploration Capital являлся лид-инвестором priced-раунда Series A.

Что делает компания?

  • Компания разработала ИИ-платформу для кредитования оборотного капитала средних / малых предприятий, реализующих свою продукцию с помощью площадок электронной коммерции(напр. Amazon, Ebay, Alibaba и пр.)
    Подход к скорингу заключается не в оценке надежности заемщика, а в оценке ликвидности товаров, которые он продает. Ключевая задача Myos – оценить текущий и будущий спрос на те категории товаров, под которые бизнес привлекает кредитное финансирование
    ○ Источниками данных являются (i) сами маркетплейсы (на текущий момент система анализирует ~45 млн товаров в месяц), (ii) исторические финансовые показатели компании, (iii) кредитные бюро — Schufa, Creditreform и пр.
    Основные категории товаров для кредитования – наиболее ликвидные позиции с низкой сезонностью и ценовой волатильностью (бытовые и детские товары, спортивный инвентарь и пр. категории со сроком годности не менее 1 года и минимальной рыночной стоимостью не менее 5 евро)
    Важно отметить, что скоринговая система Myos позволяет генерировать лиды в процессе анализа рынка, отбирая наиболее устойчивые компании (по объему выручки, отзывам и товарам) для кредитования. Данные компании попадают в CRM-систему Myos и таргетируются прямыми продажами
  • Схема кредитования основана на поэтапном доступе к оборотному капиталу:
    ○ После получения кредита B2B-клиенты приобретают необходимые запасы на склад, которые в дальнейшем отправляются на склады партнеров Myos и является собственностью Myos
    ○ Доступ к запасам купленной продукции предоставляется поэтапно — по мере реализации выданной продукции
    ○ В случае дефолта клиента Myos реализует данную продукцию с помощью магазинов-партнеров на Amazon, либо с помощью сервисов утилизации запасов
    ○ Таким образом, финансирование наиболее ликвидных товарных позиций совместно с их поэтапной выдачей, позволяет контролировать не только уровень дефолтов, но и возврат тела долга
  • Эффективность бизнес-модели Компании подтверждается ростом кредитного портфеля и кол-во клиентов в 10+х раз за 2018 – 2020 гг., а также исключительно низким уровнем дефолта портфеля после этапа NPL collection

Что с рынком?

  • Немецкий рынок отличается консервативностью аудитории и низким проникновением цифровых банковских продуктов. При этом, на рынке быстро растут fintech-продукты, за счет эффекта низкой базы и низкого проникновения онлайн в средний и малый бизнес
  • Германия является одним из крупнейших рынков кредитования СМБ (среднего и малого бизнеса) в Европе, размером 16 млрд евро
  • По нашим прогнозам, сегмент Myos будет органически расти в 2021-2025 гг. на 12% за счет роста проникновения онлайн-бизнеса с 16% до 30% к 2025 г.

Почему мы решили инвестировать?

  • Стремительный рост модели маркетплейсовых продаж во время пандемии. За период пандемии мировые e-commerce платформы выросли на ~30%, а продажи через маркетплейсы превысили половину всего объема e-commerce продаж, сформировав долгосрочный тренд на ускоренное развитие. Рост маркетплейсов способствует увеличению спроса на финансование СМБ
  • Успешная бизнес-модель, подтвержденная низким уровнем дефолтов. Myos первыми на рынке запустили модель, основанную на поэтапном выдаче оборотного капитала, что позволяет компании контролировать низкий уровень дефолтов
  • Сильный функционал продукта:
    Отсутствие персональной ответственности предпринимателей в случае дефолта. Конкурирующие кредитные продукты от Amazon, Shopify и пр. накладывают персональную ответственность на предпринимателя в случае дефолта. Myos в случае дефолта реализует залоговый оборотный капитал, возвращая тело долга – таким образом, предприниматели не несут персональной ответственности в случае дефолта
    Гибкие условия оплаты кредита для предпринимателей – отсутствует фиксированный календарь и установленная сумма платежей кредита. Единственное ограничение – срок выдачи кредита (базово – 9 мес.)
  • Возможность горизонтальной и вертикальной масштабируемости Компании. Наличие ИИ-скоринга, основанного на анализе товаров, а не заемщиков, позволяет Компании без особых ограничений масштабироваться горизонтально (анализ новых товаров) и вертикально (дополнительные финансовые продукты для B2B-клиентов, напр. факторинг) – что в потенциале может создать одного из крупнейших B2B-финтех игроков Европы

My key lessons learned:

  • Аналитика кредитного Fintech Series A стадии — кропотливая работа над Excel:
    ○ Динамика объема портфеля
    ○ Tenor (фактический срок погашения кредита)
    ○ Gross APR (annual percentage rate — ставка кредитования клиентов)
    ○ Cost of funding (ставка привлечения фондирования)
    ○ Net APR (чистая ставка кредитования клиентов)
    ○ Анализ дефолтов
    □ Gross default rate — дефолтность от объема портфеля
    □ Recovery rate — доля возврата дефолтных кредитов
    □ Net default rate — дефолтность с учетом возврата
    ○ Анализ когорт, LTV / CAC и стандартные финансовые показатели
  • Низкий уровень дефолтов ведет к недополученной выручке
  • Любой инвестор хочет получить большую долю в компании, однако на ранних стадиях нужно ставить на первое место долю основателей — ведь именно от них зависит твоя доходность инвестиции. Бывают случаи, что основатели сильно размыли свою долю на начальных стадиях и при дальнейшем фандрейзинге это может стать deal-breaker для инвесторов поздних стадий. Необходимо всегда думать об инвестиционной привлекательности компании на последующих раундах

Заключение

С новым финансированием компания активно наращивает кредитный портфель, поддерживания низкий уровень дефолтов. Надеемся, что в скором времени мы увидим появление нового fintech-юникорна из Германии.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null