{"id":13455,"url":"\/distributions\/13455\/click?bit=1&hash=8bce2c32fc522b9cfe1ab89089eff75ab558dbec8812c3dda390faecf1c743f2","title":"\u00ab\u0410 \u0442\u044b \u0442\u043e\u0447\u043d\u043e \u0440\u0438\u0435\u043b\u0442\u043e\u0440?\u00bb \u0438 \u0434\u0440\u0443\u0433\u0438\u0435 \u043d\u0435\u043b\u043e\u0432\u043a\u0438\u0435 \u0432\u043e\u043f\u0440\u043e\u0441\u044b \u0431\u0440\u043e\u043a\u0435\u0440\u0443","buttonText":"\u041f\u043e\u043a\u0430\u0436\u0438\u0442\u0435","imageUuid":"ca4cf1a1-a5ed-5aca-9f34-357accc11bb1","isPaidAndBannersEnabled":false}
Chili

4 круга ада в академии дизайна и искусств

Академия закончена, диплом получен, студент свободен. Ура! Теперь я настоящий графический дизайнер… или нет? Давайте разбираться. В этой статье я расскажу о своей академии, ее плюсах и минусах (в основном минусах), о высшем художественном образовании в целом, и стоит ли его получать.

Warning: статья содержит мое субъективное мнение.

Итак, Харьковская государственная академия дизайна и искусств. Испытание длиной в 4 года, каждый из которых был наполнен стрессами, конфликтами и постоянной спешкой. Я примерно представляла, на что иду. На тот момент я уже отбыла срок в художественном училище, но это не оградило меня от ложных надежд. Система образования в традициях прошлого века, много предметов не по специальности, далеко не лучшие условия. Но давайте по порядку.

Поступление

Чтобы поступить туда, где учат рисовать, нужно уже уметь рисовать, а точнее знать основы построения и композиции. На вступительных экзаменах не обойтись без базы, и об этом следует задуматься как можно раньше. С нулевыми навыками невозможно поступить. Я сдавала три экзамена: рисунок, живопись и композицию. Задания стандартные: портрет с натуры, натюрморт и две работы «на фантазию». Так быстро мне еще не приходилось рисовать, а после поступления пришлось еще быстрее!

Будьте готовы к тому, что в художественных вузах не всегда объективно оценивают. На моем курсе были те, кто оказался на бюджете будто по ошибке, и наоборот. Стоит упомянуть, что ЗНО (ЕГЭ) и школьный аттестат не менее важны для поступления, чем любой творческий экзамен.

Предметы

Если кто-то думает, что на факультете дизайна изучают только дизайн, он глубоко заблуждается. В каждом семестре у нас было несколько ненужных, никому не интересных околошкольных предметов вроде экономики, историй, языков и БЖД. Именно там попадались самые злющие и необоснованно требовательные преподаватели, убежденные, что для дизайнера нет ничего важнее правил безопасности при землетрясениях или расчета себестоимости.

Многие предметы начисто стерлись из памяти. Так происходит, когда учишь то, что никогда не пригодятся в жизни. Даты и имена на многочисленных историях, названия костей и мышц на анатомии. Ни один студент не вспомнит эту информацию после сдачи предмета. Взять, к примеру, начертательную геометрию. Чертили мы, конечно же, вручную, не вполне осознавая что, зачем и как, под руководством старой наглой взяточницы. Это все, что я запомнила, а знаний – ноль.

Есть государственные стандарты, есть предметы, обязательные к изучению. Но и в стандарты стоит вносить изменения – без них нет развития. Поступив в вуз, студент-дизайнер ожидает, что его будут учить дизайну, а получает повторение школьной программы, натюрморты с гипсовыми кубиками и отсутствие работы на компьютере на первых курсах. Это при том, что поступление уже предполагает базовые навыки.

Ситуация несколько лучше на предметах, связанных с графическим дизайном, а таковые все же были. Композиция и проектирование, шрифт, типографика, маркетинг, упаковка, фотография, история дизайна. Были интересные задания, новые знания и, безусловно, наработка навыка. А вот подход традиционный, в некоторых случаях очень консервативный.

Учебный процесс

Как же учат будущих дизайнеров? Дают задание и критикуют. Почти все, что я умею – результат метода проб и ошибок. Метод действенный и критика важна, но очень многое, что стоило бы рассказать студентам, прошло мимо нас. Так мало информации о том, что нужно современному дизайнеру в профессии, а не в учебе. Цифровой рисунок, тонкости графических редакторов, UI/UX, 3D – ни слова за 4 курса. Можно сказать, лекций по дизайну почти не было, только разбор работ.

Долгое время наши пары были похожи на уроки ИЗО. Поскольку нас не подпускали к компьютеру, все приходилось вымерять и рисовать вручную! Это тонны испорченной бумаги, смятых макетов и отмерших нервных клеток. Проще ограничить глупыми запретами, чем изменить подход на эффективный и логичный. Как итог, я делала наброски на компьютере, переводила на бумагу, а случалось, даже распечатывала и раскрашивала. В общем, научилась жульничать, тоже полезный навык.

О недостатках нашей системы образования можно говорить бесконечно. Поговорим о плюсах. Как я уже писала, попадались и интересные задания, а еще непонятные, непривычные, сложные – в общем, такие, которые я бы не стала делать по собственному желанию. Это помогло выйти из зоны комфорта и, в конечном счете, оказалось ценным опытом. Я стала лучше понимать, что у меня получается, а что не очень. Иногда не ожидаешь от работы ничего хорошего, а результаты удивляют.

На 4 курсе нужно было выполнить задание традиционными материалами. Пришлось выкручиваться. Я использовала оттиски гуашью, и этот эффект мне неожиданно понравился.

Еще один плюс – коллектив. Даже если в группе каждый сам по себе, никто не запретит наблюдать за тем, как работают другие студенты (и слушать, как их критикуют). А просмотры во время сессии – настоящие выставки, где можно найти вдохновение или развлечься поиском особо странных кусков творчества, каких немало. Кстати, к оформлению проектов зачастую придираются куда больше, чем к самим проектам…

Высшее образование – отличный вариант для тех, кому сложно заставить себя сесть за учебу, кому нужен стимул. Однако этот стимул может стать болезненной помехой. Оценки, экзамены, сроки, правила – кого-то это мотивирует, других загоняет в рамки и отбивает желание учиться. Для многих вышеперечисленное – просто часть учебного процесса, а оценки – просто цифры в зачетке… или показатель качества работы, за которым постоянно приходится гнаться, да так, что учеба превращается в адский марафон.

Похоже, главное, что мне дала академия – это умение выдерживать критику и внаглую отстаивать свое мнение. И, конечно, опыт. Как ни крути, а после того количества работ, что я сделала за 4 года, он вырос сам собой.

Прогресс

Есть ли он? Или все дело в переходе на компьютерную графику после второго курса? Именно тогда проекты стали лучше получаться. Как бы то ни было, вот несколько моих работ по двум основным предметам — композиции и проектированию.

1-2 курсы

2 мучительно долгих года, во время которых мы копировали народные стили, рисовали странные пятна и много чего другого, что можно было сделать в разы быстрее в графических редакторах.

3 курс

На 3 курсе мы наконец-то начали работать на компьютере! Это уже больше похоже на графический дизайн. Как бальзам на душу после двух лет рисования вручную.

4 курс

На 4 курсе было много заданий, несмотря на то, что мы работали над дипломным проектом. В основном это инфографика и плакаты, которые потом были отправлены на конкурсы, проходящие в 2019 году. И да, здесь меня накрыла любовь к неону!

Условия

Кто бы ни отвечал за состояние нашей академии, они, видимо, придерживаются мнения, что настоящий творец должен уметь работать в любых условиях. Или, что вероятнее, на ремонт и отопление у них просто нет денег. Современным оборудованием и не пахнет, все старое, а зимой такой холод, что не спасают даже пуховики.

Не знаю, как обстоят дела в других украинских и российских вузах, но подозреваю, что наша академия в этом плане не единственная. Это глобальная проблема. Что я знаю точно, такие условия не подходят для творческого развития, не способствуют желанию учиться и находиться в пределах учебного заведения.

Ругаю отсутствие ремонта, ругаю старое оборудование, ничего не имею против черепов в офортной.

На работе будет еще хуже…

…Говорили преподаватели. Так же, как школьные учителя говорили про вузы. Полный бред! С каждым шагом к профессии мне становилось легче. В училище было лучше, чем в школе, в академии лучше, чем в училище, а на работе лучше, чем в академии. В чем-то сложнее, но интереснее. А еще работу можно поменять, да и выбор больше. Конечно, в вузе вас тоже никто не держит, но раз начали, стоит идти до конца (говорила я себе). Только не в случае, если вам действительно не нравится специальность.

И да, на работе платят деньги, так что хуже не будет.

Стоит ли?

После всего негатива, что я написала об академии, может показаться, что я агитирую обходить художественные вузы стороной. До сих пор обидно за упущенные возможности, ведь я могла научиться гораздо большему, не будь наша академия такой отсталой. Но как ни странно, я не особо-то жалею, что поступила туда. Этот опыт пригодился мне на первой работе, и пригодится еще. Замечу, не диплом, а именно опыт и неплохое портфолио, которое удалось собрать за время учебы. Споры с преподавателями подготовили меня к общению с заказчиком, сессия – к дедлайнам, горы домашки – к умению работать над несколькими проектами одновременно. Хорошие курсы справятся с этими задачами не хуже, но обойдутся на порядок дороже. Или, правильнее сказать, будут платными, в отличие от обучения на бюджете.

И плюс, и минус высшего образования в том, что оно развивает сразу во многих направлениях (не всегда в тех, в которых хочешь развиваться). На курсах меньше лишней информации, но и круг знаний/навыков более узкий. Главное, чтобы учили создавать нечто оригинальное, свое, с нуля, а не лепить проект из стоковых картинок. Оказалось, это практикуют многие дизайнеры.

Кусок моего дипломного и, что важнее, первого реального проекта с реальным применением на международной конференции.

Для любой профессии нужно образование! Где вы его получите – ваш выбор… который может оказаться очень ограниченным, как в моем случае. Только 3 подходящих вуза в Украине. Тогда я не рассматривала курсы как альтернативу, обучение в другой стране тем более. Но если у вас есть возможность и смелость – дерзайте. Уверена, в Европе и Америке куда больше шансов получить хорошее современное образование.

Диплом – приятное приобретение, но пользы от него не много, что уж говорить о магистратуре. Вот куда действительно не стоит поступать, только время потратите. Профессионализм – это не степень магистра, не бумажка с надписью «диплом», а навыки, знания, приложенные усилия и затраченное время, а еще насмотренность, внимательность к деталям, способность обучаться новому и подстраиваться под рабочие условия.

Дипломный проект был сложным, но пояснительная записка к нему еще сложнее! 70 листов бесполезного текста, к которому придирались больше, чем к дизайну.

Выводы

Подведем итоги. Ни для кого не секрет, что система образования в наших вузах устарела. Неактуальные задачи и ненужные предметы, а на нужных слишком мало информации. Ту же композицию, да и рисунок можно изучать посредством компьютерных технологий, а не переводить бумагу и свои нервы. Устарел не только подход к исполнению, но и тематическое содержание проектов. Все эти невыносимо скучные натюрморты, никому не нужные пейзажи, социальные плакаты вместо проектов, нацеленных на коммерцию. В мире столько интересных тем, столько возможностей, а мы сидим, штрихуем очередную гипсовую голову. Среди моих однокурсников нашлись и приверженцы традиционного подхода, считающие, что первые курсы были самыми простыми и интересными, а работы вручную лучше компьютерных. Что ж, о вкусах не спорят. Но даже эти ребята не отрицают, что наша академия сильно отстала во всех возможных смыслах.

Помимо прочего, учеба в академии – постоянное нервное напряжение. Нехватка времени, без конца растущее число заданий, многие из которых неинтересны, бесполезны. Закончишь одно – вот тебе десять новых. Начинаешь забывать значение слова «выходные», а без отдыха любой загнется.

Как уже было сказано, я не жалею, что училась в академии. Жалею, что могла бы получить гораздо больше от нее. Если уж начистоту, эти 4 года я провела с некоторой пользой, но не с удовольствием. Было сложно и скучно. В общем, выбирайте вуз с умом. Или курсы. Или даже самообучение, хотя оно больше подходит тем, кто уже что-то знает и умеет, новичкам нужен учитель.

В Харьковской академии и подобным ей вузам вы получите классическое образование, такое же, каким оно было 10, 20, 30 лет назад. Здесь не обращают внимания на новые технические возможности и требования современных профессий. Это просто база, которая, несомненно, важна, но для того, чтобы стать востребованным специалистом этого мало. Все, что я писала о своем вузе, вероятно, относится к большинству украинских/российских вузов. Можно сказать, я критиковала высшее образование в целом, а не только свою академию. Есть проблема. Большинство студентов не задумываются о существовании этой проблемы, принимают все как должное. Ну да, преподавание в стиле советского союза, ну да, ненужные в профессии предметы. Кто я, чтобы менять систему? Только потому, что проблема повсеместна и привычна, это не значит, что ее не нужно решать. Напротив, о ней нужно говорить, и если есть возможность что-то сделать – делать.

Несколько фактов о моей академии, которые вы не найдете, изучая сайты художественных вузов:

— Учебный процесс направлен на работу вручную, не на технологии. Некоторые преподаватели даже не знают, для чего используется графический планшет.

— Академия развивает в плане фантазии, чувства композиции, цвета и формы, помогает выйти из зоны комфорта. Ну, и навык по-любому нарабатывается.

— На графическом дизайне почти все студенты – девочки.

— Мы работали в программах Adobe Photoshop, Illustrator, InDesign, After Effects. До веб-дизайна так и не добрались, до 3D тем более.

— Если в срок выполнять задания и проявлять на парах хоть какую-то активность, получать стипендию несложно. Другое дело – повышенная стипендия. За нее реально нужно бороться.

— Отчисляют в совсем уж безнадежных случаях. Нужно еще постараться, чтобы отчислили, особенно если студент на контракте.

— Может, учеба на бюджете и бесплатная, но художественные материалы – совсем недешевое удовольствие. А печать огромных плакатов и прочей полиграфии еще дороже (после просмотров лучшие работы забирают в метод-фонд, где они пылятся и, в конечном счете, выбрасываются).

Отзывы

Как говорится, сколько людей, столько и мнений. Чтобы разнообразить статью, я попросила своих однокурсников дать краткий анонимный отзыв об учебе в академии.

— Академия дает большую базу профильных знаний и от некоторых преподавателей можно взять достаточно много полезного и поучительного, но не зря утверждаю, что только от некоторых. С остальной частью бывает сложно найти общий язык и у многих весьма странная схема преподавания. В целом, от академии берет все в полной мере тот, кто сам этого хочет и стремится к этому.

— Иногда тут весело и интересно, особенно во время фестивалей. Но большую часть учебы мы проводим в ожиданиях: ждешь преподавателя, ждешь начала просмотра, ждешь, пока будет готова твоя печать.

— Часто задумываюсь о времени, проведенном в стенах академии. Безусловно, я провела его с пользой, нашла новых друзей, обрела новые знания, жизненный опыт. Однако меня терзает неприятное ощущение, что очень много времени было потрачено впустую. То, в чем я уверена наверняка, это что 80% полезных знаний я обрела с помощью интернета, а не узнала от преподавателей. Учили нас в основном абсолютно бесполезной чуши типа как писать научные статьи или составлять бизнес-план. Задания, которые выдавались нам, являлись лишь поводом для поиска новых решений в дизайне. И абсолютно все эти поиски мы совершали по наитию. Может быть, это они называют «воспитанием дизайнерского ощущения» или интуиции... или просто поиска подхода к преподавателям. Как бы то ни было, прошло 4 года, и я чувствую себя некомпетентным, неуверенным в себе дизайнером без стоящего портфолио.

— Мне достаточно комфортно в академии, творческая атмосфера дает вдохновение, но оно тут же пропадает из-за нервов, которые не стоит убивать на многие ненужные предметы. Мы идем по новой программе, но от этого только нагрузка больше, а есть ли толк? Не было особенных предметов, чтобы заинтересовали, чтобы дух захватывало, только от сессии дух захватывает, но в плохом смысле. Впрочем, не все так плохо, есть преподаватели, которые могут понять и поддержать, но их немного. Также есть множество историй, и будет что вспомнить, закончив академию. Не жалею, что поступила сюда, но ожидания были выше.

— Поступая в академию, я ожидала получить вагон знаний, стать успешным дизайнером, начать самостоятельную жизнь, делать реальные проекты. И отчасти это осуществилось. На первом курсе все было радужно и практически безоблачно. Основной проблемой была только убитость общежития со всеми прилагающимися к нему радостями в виде тараканов и отсутствия горячей воды. Эта убитость передалась и самой академии – парты, которые падают, разваливаются и скрипят, допотопное оборудование, что старше самих студентов. Из плюсов можно отметить то, что на первых курсах были полезные предметы, хотя многие нам решили не вводить, зато оставили БЖД, эстетику и аж 4 истории! Чем дальше, тем труднее, задания перестали быть интересными, ты все больше ощущаешь, что ходишь по кругу. Очень бросается в глаза консервативность администрации, они тяжко воспринимают новое. В академии много пожилых преподавателей, а новые не внушают особого доверия. К 4 курсу понимаешь, что дальше учиться стоит только ради того, чтобы получить бумажку. С третьего курса я поняла, что начинаю деградировать, а времени на саморазвитие практически не остается, ибо тебе нужно сделать вон ту статью, эту стремную композицию и посетить бесполезную лекцию. А если сюда добавить подработку, то можно практически попрощаться со сном. Стоит упомянуть и любовь к взяткам. Да, не все их берут, но большинство. В общем, писать о минусах академии можно очень долго. Это старое заведение, в котором можно получить элементарные основы, но не более. Приходится поступать из-за неимения альтернативы.

От автора: сама я не имела дело с взяточниками, слышала только о паре преподавателей с такими замашками, потому была откровенно удивлена, узнав, что их гораздо больше.

— В целом, мне нравится академия. Все, что я знаю о дизайне сейчас и что умею, получила на протяжении четырех лет обучения. Мне очень нравится свобода, которую нам предоставляют. Также академия показала мне, что я еще не умею, что она мне не сможет дать. В общем, могу смело заявить о своем росте, раскрытии, изменении и неком утверждении благодаря периоду учебы, но также смело могу продолжать свой путь вне академии.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null