{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Изображения в формате 8K Super UHD Rec.2020 как рождение нового искусства

Современные телевизоры и мониторы предоставляют создателям изображений уникальные возможности, такие как сверхвысокую четкость и детализацию изображений, а также расширенный цветовой охват. Будучи опытным специалистом по созданию и обработке высокотехнологичных изображений, а также автором презентационных материалов для первых в мире 8К-телевизоров, я в настоящей статье расскажу об особенностях создания изображений, в полной мере использующих все эти новые возможности.

Совсем недавно были изобретены новые физические способы создания устройств отображения информации, такие как квантовые точки и органические светодиоды. На базе этих открытий появились технологии производства телевизоров Q-LED и O-LED. В технических устройствах предыдущего поколения, таких как жидкокристаллические дисплеи, для создания трех базовых цветов красного, зеленого и синего использовались светофильтры. Свет, проходящий через такие фильтры, разумеется, не был спектрально чистым, что не позволяло получить итоговые чистые цвета изображения. Современные технологии Q-LED и O-LED используют излучатели трех базовых цветов высокой спектральной чистоты и тем самым позволяют воспроизводить самые точные оттенки цвета. Новые возможности телевидения, полученные в результате внедрения этой технологии, были стандартизированы в спецификациях Rec.2020 и Rec.2100.

Покупая новый телевизор, мы в первую очередь думаем про разрешение экрана. Но разрешение (четкость) – далеко не единственный параметр, который отличает современное высококачественное изображение. На воспринимаемую зрителем красоту «картинки» на экране телевизора в первую очередь влияет количество отображаемых цветов или в технических терминах - глубина цвета, цветовое пространство.

Давайте попробуем понять, насколько далеко зашли современные технологии в этом вопросе. Черно-белое изображение, такое как черно-белая фотография, передает около 1024 градаций серого цвета. Примерно столько же оттенков мы видим в черно-белых фильмах. Телевидение стандарта Rec.709, компьютерные мониторы предпоследнего поколения, фотографии, записанные в файле формата JPEG, способны отображать 16 миллионов цветов, т.е. 8 бит на каждый основной цвет. Современные цифровые кинотеатры, которые поддерживают стандарт DCI DCP, отображают 12 бит на цвет. Стандарт современных телевизоров Rec.2020 предусматривает до 12 бит на канал, а с учетом HDR режима, реальная битность доходит до 14.

Мы видим, что современный телевизор, благодаря новейшим достижениям физиков и инженеров, стал поистине совершенным устройством для демонстрации изображений. Сравнивать его можно разве что с реальным зрительным восприятием физического объекта - понятие битности здесь уже неуместно. Вы видели буйство красок, которое возникает на небе ясным утром или на закате в условиях легкой облачности? Даже традиционному художнику не было доступно такое разнообразие цветов, какие бы краски он не использовал! Современный же телевизор дает в руки цифровому художнику новую палитру красок, ранее недоступную ни фотографу, ни оператору, ни живописцу.

Как создать изображение, которое в полной мере использует всю эту палитру?

При выборе камеры вам необходимо отказаться от кодеков семейства h.264 и h.265. Эти кодеки, используемые телефонами и низкобюджетными камерами, имеют слишком малую глубину цвета. Камеры, которые позволяют создавать видео современного качества, должны уметь снимать в ProRes или, что еще лучше, в RAW. Из бюджетных камер, это камеры Black Magic Design, а камера URSA Mini Pro позволяет снимать 12K видео. Ведущая тройка производителей камер, Canon, Nikon и Sony, долгое время игнорировала возможность записи в профессиональном видео-формате, оставляя эту нишу для дорогих видеокамер. Но в последних моделях 2020-2021 годов в камере Sony A1 появилась возможность внешней записи 8К RAW видео, Nikon Z9 записывает в 8К ProRes 422 HQ. Больше всех порадовал Canon - в его камере EOS R5, есть возможность записывать 8К RAW видео на внутренний носитель информации. И, конечно, дорогие решения от ARRI и RED предоставляют создавать видео в формате Rec.2100.

В период с 2017 по 2020 год все ведущие разработчики программного обеспечения для обработки, цветокоррекции и монтажа выпустили новые версии своих программ, которые без труда работают и с разрешением 8К, и с 16-битным цветом. Вы можете выбрать любую из программ, с которой вы привыкли работать - Adobe Premiere Pro, DaVinci Resolve, Final Cut Pro, хотя бесспорным лидером по качеству создания коротких клипов является фотошоп для видео - Adobe After Effects. При этом вы должны следить за тем, чтобы на всех этапах обработки и цветокоррекции программа работала в режиме не менее, чем 16 бит на канал. Также надо следить, чтобы все применяемые эффекты были 16-битными.

Особое внимание необходимо уделить подготовке видео к показу. Проблема заключается в том, что пока еще нет устоявшегося стандарта для передачи видео с большим цветовым охватом. Каждый производитель создает свое собственное решение для режима HDR. Поэтому, если вы не знаете на каком конкретном устройстве будет воспроизводиться ваше видео, лучше всего для его сохранения использовать кодек ProRes 4444 XQ, который поддерживает максимальное качество изображения.

Ну и самое главное - это ваш индивидуальный творческий подход к созданию работы. Новые возможности позволят вам более ярко раскрыть ваши художественные замыслы. Старое цветовое пространство, такое как Rec.709 или 8-битное изображение JPEG, позволяло отобразить многое, что мы видим в реальной жизни. Однако новое цветовое пространство открывает совершенно иные перспективы для вашего творчества, поскольку современные телевизоры смогут отобразить все оттенки живой природы. Наибольшее количество ранее недоступных и теперь открывшихся для вас оттенков находится в зеленом, салатовом, бордовом и фиолетовом участках спектра, так что, если вы хотите «сразить зрителя наповал», снимайте во время “золотого часа фотографа” - во время восхода и захода солнца, когда «новые» цвета максимально присутствуют в нашей жизни.

Мы находимся на пороге новой эры, поскольку новейшие научно-технические разработки привели не просто к очередному улучшению качества «картинки», зачастую непостижимому для рядового пользователя. Сегодня технический прогресс, как никогда бурно, ворвался в сферу художественного творчества и дал нам всем совершенно иные инструменты и возможности работы с цветом. Не побоюсь сказать, что мы присутствуем при рождении нового вида изобразительного искусства. И будущее этого искусства во многом зависит от нас!

(Фотографии Андрей Денисюк)

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда