ТУЗ в рукаве

ТУЗ – Техника Управления Знаниями. Статья будет полезна в ситуации, когда ИТ документация не формализована корпоративными шаблонами и вы сами выбираете способ управления знаниями о продукте.

Приходит время, когда не код, а база знаний есть продукт. Код может написать любой, уже даже ИИ, код уже не ценность, ценность это качественная база знаний о продукте.

Почему Техника? Потому, что 10% это принципы и правила, 20% это фреймворк и 70% это личные качества и навыки человека, плюс желание делать продукты бессметными.

Цель

Цель техники – обеспечить непрерывность полноценного владения продуктом. Для этого необходимо …

  • структурировать документацию;
  • тщательно сохранять знания;
  • тщательно поддерживать полноту, актуальность и непротиворечивость знаний;
  • улучшать понятность и выразительность текстов;
  • качественно связывать знания;
  • качественно форматировать знания;
  • фрагментировать знания.

Структурирование

Структурирование документации выполняется с целью получить иерархический каталог, который обеспечит понятное представление о структуре продукта и удобную навигацию по базе знаний.

Иерархия документов строится на принципе объектной декомпозиции. Каждый компонент (продукт, сервис, база данных и т.д.) может быть структурно декомпозирован на составляющие, которые, в свою очередь, будут представлены отдельными дочерними документами.

Компонент может быть представлен любым типом документа: паспорт, модель, индекс и т.д.

  • Паспорт – содержит информацию о том, как развернуть, настроить и эксплуатировать компонент: описание конфигурационных параметров, ссылки на вспомогательные сервисы, ссылки на документы, пояснения к эксплуатационным режимам, доступы к методам API и прочий контекст.
  • Модель – содержит общее структурное описание продукта, узла, компонента, приложения (диаграмма, спецификация и т.д.).
  • Индекс – содержит сводный список ссылок на связанные с компонентом документы (паспорт, решение, инструкция, модель данных и т.д.)

Кроме функциональных документов (компонентов) в каталоге также будут коллекции – документы или разделы, создаваемые исключительно с целью группировки однотипных компонентов (для удобства навигации).

Кстати, между архитектурой приложения и архитектурой данных не никакого шва. Все декомпозируется естественным образом до самой мелкой детали.

Связывание

Связывание делает базу знаний крайне удобной в использовании. Рекомендуется создавать в документах раздел Отсылки к документам, сразу после оглавления. В этом разделе рекомендуется указать полезные ссылки и ссылки, использованные в документе (исключая ссылки из таблиц). Примерный список …

  • Ссылка на шаблон документа
    Для удобства совершенствования шаблонов.
  • Ссылки на дочерние документы
    Компоненты, API, GUI, концепты, модели и т.д.
  • Ссылки на контекст
    Схемы БД, спецификации, системы, сервисы, модели, используемые решения и т.д.
  • Технические ссылки
    Репозиторий Git, регламенты, определения, стандарты, протоколы, фреймворки, платформы, методички, опросники, полезные online сервисы, сайты продуктов, энциклопедические знания, описания паттернов решений и т.д.
  • Обратные ссылки
    Ссылки на документы, в которых используется описанное решение.

Фрагментирование

Избегайте длинных документов, их неудобно читать, в них неудобно искать информацию, по ним неудобно разрабатывать. Разбивайте поток знаний с целью:

  • сохранения целостности восприятия;
    Старайтесь компактно представить концептуальные знания, длинные спецификации, коды, детальные описания выносите в дочерние документы.
  • избежать бойлерплейта.
    Знания, которые будут использованы в нескольких документах, рекомендуется обособить и обозначить ссылкой (вместо копирования текстов).

Так как дочерним документом может быть и компонент, и фрагмент основного документа, то, чтобы не путаться, добавляете в начало заголовка специальный символ для компонентов. Символ позволит отличать декомпозицию объекта от декомпозиции документа.

Форматирование

Форматирование знаний осуществляется с помощью шаблонизации документов. Шаблон является мощным средством упаковки знаний. Шаблоны дают следующие преимущества:

  • ускоряется создание однотипных документов;
    Шаблон содержит памятки к разделам (например, о составе информации или способе заполнения), текстовые заготовки, структуры и прочие элементы форматирования знаний.
  • улучшается использование однотипных документов;
    Ускоряется поиск информации, вычитывание, повышается процент усвоенной информации.
  • информация стандартизируется;
  • снижается уровень требования к квалификации автора;
  • снижается порог психологического сопротивления при подходе к новой задаче;

Post scriptum

Мелкие правила, шаблоны документов и второстепенную информацию оставляю за рамками статьи, главное вы уже прочитали.

Начать дискуссию