Как я поступал на магистратуру в Великобританию
С сентября 2021 я нахожусь в Великобритании и учусь на магистратуре в Городском Университете Бирмингема по направлению Управление Недвижимостью. В этой статье я хочу поэтапно описать весь процесс от поиска университета до первого занятия в аудитории и дать советы, основанные на своем опыте. Возможно кому-то это будет полезным.
Подача заявления
В декабре 2020 года я сдал IELTS на 7.5 баллов, что является хорошим результатом, учитывая что у большинства европейских вузов проходной порог начинается от 6.0. И после новогодних каникул начал искать подходящую программу и университет.
Удобней всего оказалось искать через агрегаторы, где собраны программы со всего мира. Вот несколько таких ресурсов:
После того, как вы определились с программой и университетом, следующий шаг — регистрация на сайте самого университета и начало заполнения заявки. Конечно желательно подать заявку в несколько университетов, чтобы повысить вероятность успеха, но я подал только в один.
Это вся информация, которую необходимо заполнить, чтобы отправить заявку. Самый важный пункт здесь это «Statement & Referee».
Personal statement — это мотивационное письмо, в котором нужно рассказать о своем бэкграунде, личных качествах и объяснить почему вы хотите учится именно по этому направлению и именно в этом университете.
Также вас попросят указать контакты человека, который должен отправить рекомендательное письмо. Этот человек должен быть представителем вуза, в котором вы учились на бакалавра или вашим руководителем на работе. Я указал контакты своей преподавательницы по английскому с первых курсов бакалавриата. Она же помогала мне написать мотивационное письмо, за что ей огромное спасибо.
Из-за высокой занятости подача заявки затянулась, и только 11 марта я окончательно все заполнил, нажал «отправить» и стал ждать.
27 апреля они прислали условный оффер с определенными требованиями:
- получить диплом бакалавра с высокой оценкой;
- сдать IELTS с общим результатом не ниже 6.0, при этом оценка за каждый раздел не должна быть ниже 5.5;
- Написать новое мотивационное письмо.
Защита диплома была намечена только на конец июня. Поэтому этот пункт пришлось отложить до лета. Сертификат IELTS уже был у меня руках и я сразу его отправил. Скорее всего мое предыдущее мотивационное письмо не подходило по структуре, потому что в оффере они сделали акцент на том, что письмо должно попадать под определенные критерии и прикрепили ссылку на страницу, где можно эти критерии посмотреть.
Наконец-то наступил июнь, я защитил дипломную работу и только 11 июля получил свою корочку, отсканировал её и отправил в Англию. Через 10 дней мне прислали долгожданный безусловный оффер. Этот оффер, в отличие условного означает, что вы выполнили все требования для поступления, и университет готов принять вас на обучение.
В оффере просят заплатить минимальный депозит в 50% от стоимости обучения. Если оплатить полную стоимость обучения до начала первого семестра, то можно получить скидку в 3%.
После принятия безусловного оффера начинается следующий крупный этап — получение CAS (Confirmation of Acceptance for Studies).
CAS
Простым языком, CAS — это регистрационный номер, подтверждающий, что вы зачислены на программу. Только с этим номером вы имеете право подавать заявку на студенческую визу.
Чтобы получить CAS необходимо предоставить университету следующие документы:
Загранпаспорт;
- Флюорография;
- Банковская выписка;
- Свидетельство о рождении (если вас финансируют родители);
- Письмо родителей, в котором они подтверждают что согласны финансировать вообще обучение (если вас финансируют родители);
- Сертификат ATAS (если вы собираетесь учится на программах, как-либо связанных с военными технологиями).
Здесь стоит отдельно рассказать о флюорографии и банковской выписке.
Флюорографию нужно делать только жителям определенных стран (Россия в их числе), и только в том случае, если вы планируете быть в Великобритании дольше 6 месяцев. Как мне объяснил врач, это необходимость вызвана тем, что у нас обитает какой-то особый тип туберкулеза, который сложно лечится. Университет обозначил дедлайн по отправке результата флюорографии 3 сентября.
Ничего не подозревая, я пошёл и сделал флюорографию около своего дома и отправил в университет скан справки. Это было в 20-ых числах августа. 31 августа я получил письмо, и как оказалось, флюорографию нужно делать только в сертифицированных клиниках. Их всего 5: в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и 2 в Новосибирске. Я начал обзванивать все клиники, и по счастливой случайности на следующий день, 1 сентября, в Екатеринбурге кто-то отменил свою бронь и появилось свободное окно для меня. Сразу же после завершения звонка я купил билеты, и вечером следующего у меня на руках была нужная бумажка. Стоимость этой бумажки около 5000 рублей. К сожалению я не смог найти чек, поэтому не могу назвать точную сумму.
По этой ссылке можно узнать подробную информацию по флюорографии (что взять с собой, контакты клиник):
Что касается банковской выписки, то здесь следующие условия:
- На счету должна быть как минимум сумма равная полной стоимости обучения в университете + стоимость годового проживания в Великобритании — сумма, которую вы уже заплатили университету (например, если вы уже отдали депозит). Стоимость годового проживания — это фиксированное число, и составляет £9207 для всех, кто будет учиться за пределами Лондона (для лондонских студентов эта сумма чуть выше). Скорее всего эта цифра ежегодно меняется, поэтому внимательно изучайте информацию, которую присылает университет;
- В выписке нужно показать как минимум 2 транзакции;
- Средства должны находиться на счету как минимум 28 дней. Этот период отчитывается с момента последней транзакции. То есть если вы совершили последнюю транзакцию 7 сентября, то средства должны были быть на счету с 10 августа.
После того как вы отправите все документы, CAS будет сделан в течение 7-10 дней. Также в процессе заполнения заявки на получение CAS, вас попросят выбрать место, куда пришлют ваш BRP (Biometric Residence Permit) после того, как вы прибудете в Великобританию. Но я получил письмо, в котором было сказано, что все поступающие должны выбирать университет как место выдачи BRP, поэтому выбора у меня не было.
Виза
20 сентября я зарегистрировался на сайте визового центра TLScontact в Москве и подал заявку на визу через официальный правительственный сайт. Подробнее о процессе здесь:
В процессе подачи заявления просят оплатить пошлину размером £348 и IHS (Immigration Health Surcharge) — это обязательная страховка, которая дает возможность пользоваться медицинскими услугами в Великобритании. Страховка стоит $1000 (именно в долларах). Более подробная информация здесь:
Уже на сайте TLScontact пришлось заплатить £220 за услугу ускоренного рассмотрения заявки, потому что уже 20 сентября у меня началась учеба, и университет обозначил 10 октября как последний день, когда можно приехать в Великобританию для того, чтобы учиться в кампусе. До сих пор не знаю с чем связана именно эта дата.
У визового центра есть такое понятие как прайм-тайм сервис. Рабочий день для них заканчивается в 3 часа дня, и если ты хочешь прийти позже, то надо платить. Так как мне надо было получить визу как можно быстрее, я выбрал ближайшее доступное посещение на 21 сентября в 17:30 (нерабочее время), за что отдал 7500 рублей. Плюс сама пошлина за обращение в визовый центр составляет 4900 рублей. Но это еще не все.
Так как я оставил свой загранпаспорт у них на время рассмотрения заявки (можно заплатить чтобы не оставлять), у меня был выбор, прилететь в Москву обратно, чтобы его забрать или заплатить за доставку паспорта курьером. Второе оказалось намного дешевле и я отдал за эту услугу еще 2700 рублей. В общем, это было самое дороге «удовольствие» в моей жизни.
5 октября я получил письмо, в котором было написано, что «паспорт отправлен курьером по указанному адресу». Но в этом письме не указано получил ты визу или нет. Это можно узнать только открыв свой паспорт.
Через 2 дня я получил паспорт с визой и сразу купил билеты на 10 октября.
Общежитие
Процесс получения места в общежитии шел параллельно всему вышеперечисленному.
Уже в начале мая мне прислали ссылку на онлайн-форму, где попросили выбрать 10 разных общежитий из списка в порядке приоритета. Первое — куда я больше всего хочу попасть, последнее, соответственно, куда меньше. Варианты отличались стоимостью проживания в месяц, расположением относительно университета, размером комнат и в целом состоянием здания (новое-старое).
Как оказалось, здесь общежития не всегда принадлежат университету. Например я живу в Student Roost — это отдельное юридическое лицо, у которого в собственности находится сеть студенческих общежитий и заключен договор с моим университетом.
В основном в общежитиях представлено два типа комнат:
- Ensuite (от 10 до 16 кв. м): свой туалет с душевой, небольшая двухместная кровать, письменный стол, шкаф и несколько полок. В одном блоке с тобой ещё несколько таких же комнат и общая кухня;
- Studio (от 28 до 36 кв. м): все тоже самое, за исключением того, что кухня не общая, а своя отдельная.
Если вас не устраивают предложенные университетом варианты, можно отказаться от их общежитий и найти жилье у частного собственника, но это обойдётся дороже. Для этих целей мне показался удобным сайт https://rightmove.co.uk./.
27 июля мне прислали оффер на общежитие с дедлайном принятия до 3 августа. Это было первое общежитие из списка, который я отправил им до этого. Меня все устраивало и я его принял.
Пройдя регистрацию на сайте общежития, я прочитал и подписал договор аренды с началом действия 20 сентября, в первый день занятий. Тогда я еще не знал, что приеду на 20 дней позже. Помимо этого, они запросили договор с гарантом. Гарант — это человек, который несет ответственность за арендатора (студента) перед арендодателем (в моем случае, Student Roost). Гарант должен попадать под определённые критерии:
- Старше 18 лет;
- Трудоустроенный на полный рабочий день;
- Должен снимать или владеть недвижимостью;
- Родитель, родственник, друг (не должен быть студентом).
Для заключения договора также необходимо предоставить удостоверение личности гаранта и доказательство того, что гарант является собственником или арендатором недвижимости. Доказательство может быть:
- Счет за коммунальные услуги (электричество, вода, телефон);
- Банковская выписка;
- Выписка из налоговой.
Этим документам должно быть меньше 3 месяцев.
После того как я собрал все эти документы и заключил договор с гарантом, этап оформления места в общежитии был закрыт.
7 октября, в день покупки билета, я предупредил администрацию общежития, что через 3 дня буду в Великобритании. И на следующий день мне отправили ответное письмо, в котором указали номер моей комнаты и сказали что к моему прибытию уже все готово.
10 октября, когда я прибыл на место, меня встретили на ресепшене, дали ключи, провели экскурсию и показали как подключиться к Wi-Fi.
Перелет
За 2 дня до вылета я сдал экспресс тест на коронавирус. И за день до вылета заполнил Passenger Locator Form. Это анкета для отслеживания местонахождения пассажира, которую надо предъявлять в аэропорту. Здесь более подробно:
И в последний возможный день я оказался в Бирмингеме.
Когда вы окажетесь в аэропорту Великобритании вас попросят доказательство того, что вы являетесь студентом. Я показал письмо от университета с экрана телефона. Кэб с аэропорта до общежития обошелся в £32 (20-25 минут пути).
Первые дни в Великобритании
Первые 10 дней я формально просидел на карантине и посещал лекции онлайн. Но администратор общежития, который проводил мне экскурсию в день прибытия сразу сказал, что на самоизоляцию здесь всем все равно, поэтому я спокойно ходил по магазинам и гулял по городу. На 2 и 8 день необходимо сдать тесты на коронавирус. Для этого надо заранее приобрести их в интернете. Стоимость тестов компенсирует университет. Здесь можно найти подходящего производителя тестов:
После карантина я пришел в университет, за BRP и студенческим пропуском. Оказалось, что университет еще не получил BRP и из-за этого не может выдать мне пропуск. Пришлось ждать еще неделю, после чего мне выдали BRP и студенческий пропуск. И уже через день я сидел в аудитории на первой «живой» паре.
Также на моей визе указано, что в течение 7 дней после прибытия необходимо зарегистрироваться по месту жительства в полиции. Но мне получилось записаться только на 27 ноября. Я боялся, что у меня будут какие-то неприятности, но в назначенный день я пришел и без проблем получил сертификат о регистрации. Это был последний документ, который мне надо было получить. Добби свободен.
Заключение
Подводя итог, можно составить общий таймлайн всех событий:
- Декабрь — сдача IELTS;
- С января по март — поиск университета и подача заявки;
- Конец апреля — университет прислал условный оффер;
- Начало мая — заявка на общежитие;
- Конец июля — безусловный оффер от университета и заключение договоров с общежитием;
- Конец августа и начало сентября — сделал флюорографию и банковскую выписку;
- Вторая половина сентября — получил CAS и подал заявку на визу;
- Начало октября — я получил паспорт с визой, отправился в Великобританию и просидел 10 дней на карантине, сдал 2 теста на коронавирус;
- Вторая половина октября — получил BRP, студенческий пропуск;
- Конец ноября — регистрация по месту жительства в полиции.
Затраты в рублях, не считая депозита и оплату первого семестра:
- ~ 8000 на переводы документов;
- ~ 5000 на медицинскую справку для CAS;
- ~ 18000 на перелеты в Екатеринбург и Москву;
- ~ 17000 на перелет в Бирмингем;
- И просто сумасшедшие 136400 на получение визы. (28500 — на дополнительные услуги, которые можно и не заказывать, если делать все правильно и вовремя).
Итого: 184400 рублей.
Советы
Также немного советов на основе своего опыта:
Таймлайн, написанный выше — это то, как получилось у меня, но стоит учитывать, что я опоздал почти на месяц, потратил кучу лишних денег, пропустил старт учебы и много ознакомительных мероприятий, поэтому тем, чем я занимался в конце августа и сентябре, надо начать заниматься уже в конце июля;
Перед тем как начать подавать заявку на обучение и получение визы изучите весь процесс от начала до конца. И с разных источников. Одни и те же процессы везде написаны немного по разному. Где-то больше информации, где-то легче читать. Желательно выписать все куда-нибудь пошагово, чтобы каждый раз не лазить по сайтам;
- Расходы начинаются уже с момента подачи заявления, в первую очередь — на переводы документов. Будьте к этому готовы.
- Заранее бронируйте посещение клиники для флюорографии. Как минимум за месяц, а если вы в Москве, то минимум за 3 месяца. Тоже самое с визовым центром. Иначе будете платить деньгами за свою нерасторопность;
- Если у вас нет британской симки, убедитесь, что ваша почта открывается оффлайн или сделайте скриншот, чтобы показать письмо из университета в аэропорту Великобритании.
Надеюсь кому-то будет полезной эта статья. Если у вас есть вопросы, лучше пишите мне в Инстаграм — @ayazvafinlife.
Это мой первый опыт написания статьи, поэтому буду рад конструктивной критике в комментариях.