{"id":14273,"url":"\/distributions\/14273\/click?bit=1&hash=820b8263d671ab6655e501acd951cbc8b9f5e0cc8bbf6a21ebfe51432dc9b2de","title":"\u0416\u0438\u0437\u043d\u044c \u043f\u043e \u043f\u043e\u0434\u043f\u0438\u0441\u043a\u0435 \u2014 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u043d\u044b\u0435 \u0442\u0440\u0435\u043d\u0434\u044b \u0440\u044b\u043d\u043a\u0430 \u043d\u0435\u0434\u0432\u0438\u0436\u0438\u043c\u043e\u0441\u0442\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

«Смертнички»: как вести бизнес в России, преодолеть страх и управлять собой

Меня зовут Сергей Лекторович, я руководитель предприятия по производству модулей газового пожаротушения.

Мы давно уже не просто завод, а скорее IT-компания, где все процессы проходят через цифровую экосистему в которую интегрированы все сотрудники: начиная от рабочих в цехах и заканчивая менеджерами и клиентами.

Наш бизнес достаточно успешен, обороты компании растут ежегодно в два раза, мы продаём свою продукцию не только в России, но и в странах СНГ, а сейчас проходим сертификацию для развития продаж в США и по всему миру. Все это благодаря команде, в которой каждый человек принимает решения и управляет процессами.

За последние десять лет я накопил какое-то количество экспертизы в области бизнеса, а также познакомился с очень многими замечательными людьми, чей опыт и знания помогли нам в том, чтобы из некогда маленькой инжиниринговой компании из 4 человек в провинциальном Тольятти — построить завод, оборот которого в 2019 составил четверть миллиарда.

В прошлом году у меня родилась идея поделиться с предпринимателями самыми важными инструментами, которые мы сами используем для роста и развития, а также пригласить к участию в этом процессе лучших экспертов и партнеров.

Так появился подкаст "Бизнес на миллиард” в его эфире мы встречаемся с интересными людьми из самых разных сфер, чьи успехи впечатляют, вдохновляют и могут помочь нам, предпринимателям найти или сократить время на пути к успеху.

Ниже один из выпуском моего подкаста — интервью с бизнес-коучем ( помните Венди Роудс из «Миллиардов»?) и фасилитатором Еленой Сазоновой.

Мы поговорили об осознанности, счастье в деятельности, «бирюзе», страхах и рисках, гармонии с собой, доверии и ответственности.

- Елена, с чего начался твой путь к коучингу?

- На самом деле, я никогда на задавала себе целенаправленную траекторию развития в плане профессии. Больше 11 лет занималась маркетингом, была руководителем, соучредителем бизнеса. Но в какой-то момент просто открыла дверь и ушла в никуда. А потом жизнь сама подтолкнула меня в новом направлении. Это было примерно, как бегство Алисы за Белым кроликом: интуитивно следуешь за «белым хвостиком» и вдруг падаешь в «дыру», в новый для себя мир.

- Один из крупнейших ученых в мире бизнеса, автор теории о жизненных циклах организаций, Ицхак Адизес на одной из лекций сказал, что для предпринимателя очень важна внутренняя гармония. У тебя есть свои методы обретения гармонии?

- Это постоянный поиск. Я часто повторяю фразу: «Мастер это не тот, кто теряет баланс, а тот, кто ловит его заново». Жизнь человека так устроена, что мы все время теряем баланс и вновь ищем его. Не существует окончательной бесповоротной точки гармонии. Точка покоя – это, по сути, точка смерти. Поэтому поиск гармонии – это, скорее, постоянный процесс, чем результат. Просто у кого-то амплитуда поиска больше и его сильно качает, а у кого-то меньше, ближе к «золотой середине».

- Есть инструменты для управления этим процессом? Что-то вроде штурвала для корабля, чтобы пройти по фарватеру?

- Отличное сравнение. Мне кажется, что единственный инструмент – это осознанность. Ее можно достичь разными способами. Медитация, чтение книг, работа со специалистами (коучами, психотерапевтами), тренинги… Кому-то помогает арт-терапия, а кому-то телесные практики. Во что я верю, так это в то, что нет никакого универсального решения для каждого человека. Надо понять, что подходит именно тебе. Например, ведение бизнеса – это тоже своего рода путь к осознанности, поскольку ты берешь на себя ответственность за людей, за проект, за результат.

Но выбор правильного инструмента – это только часть успеха. Важно еще и то, кто транслирует тебе знание. То есть личность самого учителя. И тут тоже нет правильного или неправильного наставника. На каждом этапе жизни нам может подходить свой человек. Здесь, как и в любви, химия либо происходит, либо нет.

- Можешь назвать кого-нибудь из учителей, кто повлиял на тебя наибольшим образом?

- Я не воздвигаю никого на пьедестал и не создаю культа личности. Все учителя дали мне что-то важное, каждый по-своему. Если говорить о текущем моменте, то большую роль в моем развитии играет мой коллега Филипп Гузенюк, автор проекта «Счастье в деятельности». Это человек, который создал целый тренд. Я многому у него училась и до сих пор еще учусь. Даже просто наблюдая и находясь в поле таких сильных людей, ты меняешься очень сильно.

- В чем суть «счастья в деятельности» — если говорить не столько о проекте, сколько о самой формулировке?

- По статистике в России очень мало людей, которые действительно счастливы на работе. Они начинают искать удовлетворения в других местах – семье, путешествиях, спорте и т.д. Заряжаются там, а полученную энергию тратят на работу. То есть по принципу «вот здесь я получаю, а вот здесь отдаю».

Концепция «счастье в деятельности» состоит в том, что можно заряжаться от самой работы. По модели Филиппа, есть семь основных источников: смысл, оптимизм, развитие, команда, поток, игра и влияние. Я сейчас провожу много тренингов именно в этом направлении. У каждого из нас могут быть проблемы с тем или иным источником. И они мешают получить удовольствие от работы. Например, у кого-то случается «кризис смысла», когда прошлые смыслы уже не важны, а новые еще не зародились. У кого-то сложности с командой. То есть истории могут самые разные.

И чтобы найти свои источники энергии — надо почувствовать, что для тебя в данный момент важно. Именно почувствовать, а не понять. Потому что тут важно не только с точки зрения разума подойти к вопросу, но и соединить это с сердцем, чувствами, эмоциями. Я обычно прошу людей выбрать для себя 2-3 основных источника, которые надо усиленно прокачать. Этого обычно бывает вполне достаточно для достижения «счастья в деятельности».

- Мне кажется, что предприниматели черпают энергию из своих собственных проектов. Ты согласна, или это мой субъективный опыт?

- Да, это особенно часто бывает у молодых предпринимателей. На определённых этапах действительно сильнее всего «драйвят» результаты. Хочется работать 24\7, а все остальное – семья, хобби, отдых – уходит на второй план. Наверное, все через это неизбежно проходят.

Но здесь есть большая опасность уйти в противоположную сторону. Может случиться такое «перегорание», что уже ничего делать не сможешь. Уедешь на Гоа и будешь там жить, как овощ. Среди моих клиентов есть такие, кто в возрасте 35-45 лет вдруг обнаружили, что у них уже выросли дети, а они и не заметили. Как раз в такие моменты происходит переоценка ценностей и кризис смыслов. Поэтому всегда важно помнить, что у «достигательства» есть теневая сторона. Жизнь – игра, но нужно осознавать, что ты в нее играешь, а не заигрываться.

- То есть нужно как-то интегрировать личное и рабочее друг с другом, правильно распределять силы между одним и другим.

- Да, действовать не по принципу «или-или», а по принципу «и-и». То есть не «или работа – или семья – или здоровье», а «и работа, и семья, и здоровье». Когда ты осознанно подходишь к этому выбору, то не допускаешь слишком сильного раскачивания маятника. Ты можешь держать его в том диапазоне, который будет комфортен для жизни. За пределами работы, за пределами результатов и денег есть еще другая жизнь, и она тоже важна.

- Тебе самой удается совмещать личную жизнь и профессию? Я знаю, что ты играешь в театре, выступаешь на сцене… Что еще?

- Уже много лет занимаюсь йогой и медитацией. Еще очень важно общение с друзьями и коллегами – не просто поболтать, а именно продуктивно поговорить. У меня ощущение, что сейчас в моей жизни наконец-то появился определенный баланс. Конечно, став фрилансером, я часто наступала на грабли «свободного расписания». Это, когда ты вроде никому ничего не должен, но в какой-то момент застаешь себя, работающим даже по ночам. Тогда я стала намеренно вставлять в календарь дела, связанные с телом, общением, хобби и т.д. Бывают месяцы, когда работать приходится очень плотно, но я осознанно подхожу к этому. Всегда спрашиваю себя: «Это твой выбор? Ты знаешь, зачем это тебе?». Если да – то вперед. То есть я – сама хозяин своей жизни, сама решаю, как поступить и куда качнуть маятник.

- На тебя как-то влияет опыт твоих клиентов?

- Среди моих клиентов очень разные и интересные люди. Так что в каждой рабочей сессии я получаю что-то новое и для себя. Для меня развитие – это вообще одна из базовых ценностей. Как встроенная функция организма: когда из любого контакта – будь то книга, тренинг, встреча – черпаешь что-то для себя. Поэтому да, клиенты на меня очень сильно влияют, и это здорово. Кстати, в коучинге я выступаю не только как тренер, но и как клиент. Регулярно посещаю коуч-сессии, работаю с терапевтом, два раза в месяц прохожу супервизию. Все это помогает расти.

- Исходя из твоего профессионального опыта, что в основном сейчас волнует предпринимателей или топ-менеджеров нашего возраста – 35-45 лет? О чем говорят мужчины?

- Я очень много работаю в коучинге с руководителями, поэтому мы практически всегда касаемся вопросов управленческого стиля. Для чего? Для того, чтобы стало жить легче. Для того, чтобы перестать быть заложником своей собственной компании, отдела и т.п.

В России традиционно сложился патриархальный стиль управления, когда есть начальник, отдающий приказы, и есть подчиненный, их беспрекословно выполняющий. Но эта модель постепенно разваливается и становится неэффективной. Поэтому последнее время я провожу очень много тренингов о недирективном управлении. Можно сказать, что это новый тренд – переход на другой стиль руководства.

- В чем его суть? Можешь рассказать в нескольких словах?

- Эта история предполагает, во-первых, работу с собой по преодолению страха. Потому что руководители очень сильно боятся отпустить ситуацию. Всем кажется, что если не будешь держать под контролем абсолютно все, то бизнес развалится. Это особенно характерно для предпринимателей из 90-х и начала 2000-х гг. В этой ситуации надо начинать с себя: например, развивать новые коммуникационные навыки.

Кроме того, многие не совсем правильно понимают саму суть самоуправляемой организации. Один клиент мне недавно написал: «Лена, хочу, чтобы сотрудники сами решили, как делить бонусы. Как поступить?». Понятно, что если просто дать полную свободу без каких-либо вводных, то начнется бардак. Сначала нужно создать критерии и правила, а потом уже давать свободу в установленных рамках. Любая демократия на самом деле предполагает очень четкие регламенты, которые все выполняют.

Понятно, что если просто дать полную свободу без каких-либо вводных, то начнется бардак. Сначала нужно создать критерии и правила, а потом уже давать свободу в установленных рамках. Любая демократия на самом деле предполагает очень четкие регламенты, которые все выполняют.

Елена Сазонова, бизнес-коуч

- Я сам когда-то увлекался темой «бирюзовых организаций», но быстро понял, что это работает только при наличии четкого описания всех бизнес-процессов компании. По сути, руководитель должен построить автомобиль и дать сотрудникам инструкции, как им управлять.

- Кстати, в прошлом году у меня было очень много тренингов и мастер-классов на тему доверия друг к другу. Самый главный инструмент, который создает доверие в компании – это сам руководитель. У нас в стране это, конечно, непросто дается людям. Мы за последние десятилетия слишком привыкли к мнению, что нельзя никому доверять. Это такое наше «коллективное бессознательное», собранное и из личных историй, и из системных на уровне «человек – государство».

- Если говорить об этом системном уровне, ты считаешь, что история изменилась? Можно сейчас доверять государству?

- Провокационный вопрос! Честно говоря, я не сильна в этой теме, потому что являюсь абсолютно аполитичным человеком. Хотя близкие и друзья периодически даже укоряют меня в том, что я мало интересуюсь внешним миром. Но тут я руководствуюсь принципом Стивена Кови о круге влияния и круге забот. Я могу влиять на себя: быть счастливой, делать счастливыми свое окружение, свою семью, своих клиентов. Это моя зона влияния. Могу я влиять на что-то другое? Не могу. А значит, не стоит тратить силы на это.

Что касается первоначального твоего вопроса, то, наверное, ничего особо не поменялось. Скорее даже наоборот: чем крупнее бизнес, тем ему сложнее. Мы как раз недавно обсуждали этот парадокс с одним клиентом – что вроде хочется развиваться, а развиваться невыгодно, потому что могут быть последствия.

- Полностью согласен. В России предприниматель уже в самом начале пути сталкивается с максимумом препятствий: надо заполнять декларации, сдавать бухгалтерскую отчетность и т.п. С первого дня погружаться в те детали, которые не имеют никакого отношения к продажам и прибыли. Например, в Польше, где работают мои друзья, предприниматели получают льготные кредиты, технику под рабочие места, субсидии. В Европе понимают, что малый бизнес – это драйвер любой экономики. Чем больше представителей бизнеса, тем больше изменений в обществе, тем больше развития. Потому что предприниматели – это несогласные. Но не с политическим строем, а с общей реальностью. Они хотят изменить ее, чтобы сделать жизнь лучше для своей семьи, своих сотрудников, клиентов. Это те самые пассионарии, о которых писал Гумилев. Когда таких людей становится много, общество начинает двигаться вперед, развиваться.

- Знаешь, я часто задаю сама себе вопрос – почему работаю именно с предпринимателями. Меня действительно одновременно и очень волнуют, и очень «драйвят» те вопросы, которых мы касаемся во время сессий. Наверное, это отчасти потому, что я сама в прошлом предприниматель и руководитель, и хорошо их понимаю.

Действительно, много проблем возникает и на самом старте, и по мере масштабирования бизнеса. И когда я понимаю, что могу чем-то помочь как коуч, поспособствовать развитию, дать ответы на вопросы – это очень здорово! А ведь с каждым руководителем, с которым мы работаем, стоит еще десять, двадцать, а может и сотня других, на которых уже он сможет повлиять. Это такой волной эффект.

- Меня недавно спросили, не собираюсь ли я возвращаться в политику. И я ответил, что бизнес сейчас имеет более широкое влияние. Внедряя новые практики управления и организации, мы меняем своих сотрудников, даем им больше свободы и больше ответственности. Они переносят это на семью, на клиентов. И вот так, небольшими шагами, действиями небольших компаний, постепенно меняется сам мир.

- Работа в команде – это очень важная и масштабная тема. Причем тут важен не только аспект правильной постановки целей и планов, но еще и общих ценностей. Как мы работаем как команда? Куда мы идем и зачем? То есть речь не о цифрах, а именно о смыслах. К сожалению, в России еще не так много компаний, которые готовы смотреть именно в этом направлении и задаваться вопросом: «что важного мы создаем в этом мире?». Но тем менее они появляются, и это очень приятно. Это значит начинает формироваться тренд на осознанность ценностей бизнеса.

- По-моему, ценности компании – это ее фундамент. Если посмотреть на список Fortune 500, то во главе будут именно те организации, которые большое внимание уделяют культуре. Стив Джобс, Джефф Безосс, Тони Шей и многие другие начинали выстраивать бизнес-процесс, основываясь на определенных ценностях. Если не будет культуры, то фактически дом будет построен без фундамента, и рано или поздно он просто развалиться, не выдержав нагрузки.

- Но таких компаний, кто ставит ценности во главу угла, все-таки единицы. Большинство бизнесов работает и зарабатывает без всего этого. Единственный минус, что в этом нет счастья. То есть идет механическая работа. А ведь компания – живая система, состоящая из живых людей. Поэтому неудивительно, что у людей копится усталость, раздражение, происходит «перегорание». Да, можно работать без души и без смысла, но это не приносит настоящего удовлетворения.

- Чаще всего душа компании аккумулируется как раз в том человеке, который ее создавал. И когда он вдруг решает передать управление наемным менеджерам и уйти, проект сразу теряет какую-то большую и важную часть. Мне кажется, предприниматель обязательно должен оставаться в компании, просто менять свою роль.

- Да, это непростой момент. Потому что душа в каком-то виде должна присутствовать. Сейчас такой период, когда многие из тех бизнесменов, кто начинал в 90-е гг., уже задумываются о передаче бизнеса детям. И тут возникает много вопросов и нюансов: насколько дети готовы, насколько их ценности соответствуют компании? Это интересный момент. И думаю, над этим еще предстоит много работать.

- Я недавно познакомился с коллегой из Подмосковья, который начинал бизнес как раз в 90-е гг. Мы разговорились о практиках управления, подходах, методологии. Он очень удивился, узнав, что я не участвую в оперативном управлении компанией. Более того, я не управляю даже финансами. У него, кажется, случился шок. А у нас в ГК «ИСП» есть платежный комитет. Сотрудники выставляют заявки, комитет обсуждает, что наиболее важно и принимает решение о распределении бюджетов. Если последний год я еще согласовывал итоговые решения, то сейчас отказался даже от этого. Потому что вижу, что они прекрасно справляются и без меня.

- Во мне сейчас сразу включился коуч, поэтому хочу задать тебе вопрос: «что тебе позволило спокойно отпустить ситуацию и отказаться от контроля?».

- Два года назад у нас уже был введен реестр платежей, а руководители подразделений могли инициировать расходы и подавать мне на согласование через финансиста. Мы периодически улучшали эту систему, вносили дополнения. Я видел, что в этом направлении все отлично работает и без меня, но отпустить никак не мог. И тут из США приехал мой друг, у которого компания в сфере IT-разработок там и производственное предприятие здесь. Он рассказал, что на производстве давно ничем не управляет, даже финансами. Для меня это стало «последним звоночком». Я решил, что если он справился, то и мы справимся.

В итоге вся система заработала уже без меня. И это было лучше для всех: и для компании, и для руководителя. Потому что управление в ручном режиме, по моему личному убеждению, ограничивает масштаб развития.

В итоге вся система заработала уже без меня. И это было лучше для всех: и для компании, и для руководителя. Потому что управление в ручном режиме, по моему личному убеждению, ограничивает масштаб развития.

Сергей Лекторович, руководитель компании «ИСП»

- В твоей истории все паззлы сложились в нужном порядке. С одной стороны, ты психологически шел к этому уже несколько лет. С другой, появилась ролевая модель, которая стала вдохновляющим моментом. У многих же включается разные страхи. Например, что я буду тогда делать, если все отпущу? Чем буду заниматься? Человек так привыкает к определенному порядку, что, убрав из его жизни определенные задачи, появляется вакуум. И он начинает думать – зачем я тогда вообще нужен?

- У моего друга есть филиал в одном из городов России, который ему доставляет массу неудобств и беспокойства. Он вынужден туда постоянно ездить и решать вопросы. Он спросил совета, как поступить. Я говорю: «Закрывай. Он тебе не нужен. Посмотри, сколько ты тратишь энергии, времени, сил». Потом я вспомнил наши с тобой коуч-сессии, и буквально 10 минут поработал с ним по той же системе. И тут выяснилось, что он боится закрыть этот филиал просто потому, что не знает, чем тогда будет заниматься. Он ему нужен, чтобы чувствовать себя полезным.

- Хорошая новость в том, что этому человеку важно быть полезным, то есть он хочет что-то создавать. Получается, что у него есть энергия, которую можно перенаправить в мирное русло, в новые конструктивные проекты. Я верю, что очень важно в любой ситуации видеть светлую сторону. Это, наверное, как раз специфика коучинга – помогать человеку найти сильные стороны, найти его свет. Ведь энергия, в том числе у предпринимателей, может быть разной. Главное – направить ее в нужное русло, создавать действительно важные вещи, а не видимость деятельности.

- Тебе сложно было резко сменить профессию и уйти в коучинг?

- Я ушла в никуда, начинала все фактически с нуля. И это было, прямо скажу, непросто. Были в этот период и очень сложные месяцы, но при этом во мне была стойкая уверенность, что я двигаюсь в правильном направлении.

Сейчас, зная о моем прошлом, ко мне многие обращаются за советом именно о том, что делать на стадии перехода. Я говорю — важно понимать, куда ты идешь и зачем. Пусть даже это будет не четко сформированная цель, а некий образ, внутреннее желание. Если оно достаточно сильное, то будут силы идти дальше.

- Наверное, для того, чтобы появилось это четкое «зачем», нужны регулярные практики. Посвящать, скажем, 4 часа каждую среду или каждую субботу размышлениям над этим вопросом. Копаться в глубинах себя, пока не придет ответ.

- Поддерживаю на 100%. Потому что по матрице Эйзенхауэра – если задача важная, но не срочная, то человек ее может откладывать очень долго, хоть до пенсии. А надо остановиться, сесть и подумать. Возможно, сменить обстановку: уехать за город или даже выйти просто на прогулку в парк. Но очень важно делать это именно регулярно.

Я как раз недавно писала в Facebook, как один клиент сравнил коучинг с ментальной гигиеной. То есть так же как ты каждый день чистишь зубы, надо уделять время и своему внутреннему Я. Все эти вопросы — «кто я?» и «зачем?» — требуют и времени, и сфокусированного внимания, чтобы на них ответить. Причем надо понимать, что это вопросы постоянные. Нельзя один раз на них ответить и забыть. Их нужно задавать себе каждый новый день – Что я создаю? Что я привношу в мир? Для чего я здесь?

- Ты занимаешься коучингом уже 6 лет. Аккумулируешь не только свой опыт, но и опыт своих клиентов. Получила огромный опыт и базу различных методик в плане работы с различными управленческими вопросами. У тебя сейчас нет желания снова вернуться в бизнес или попробовать себя в каком-то другом проекте?

- Не исключаю такой возможности. Я по натуре человек деятельный, мне обязательно нужно что-то создавать. Так что все может случиться, но не сейчас. Сейчас я действительно чувствую себя well used в том, чем занимаюсь: коучинге, бизнес-тренерстве, проведении командных сессий. Но если появится идея, которая будет меня вдохновлять и если будут партнеры, с которыми будет интересно работать, то я не упущу такой возможности. Эта дверь для меня не закрыта. Но пока мне все-таки комфортнее в роли проводника, чем созидателя.

- Знаешь, на одном из тренингов по стратегическому управлению наш преподаватель приветствовал нас словами: «Ну что, добрый день, смертнички».

- Смертнички?

- Мы ему задал вопрос: «Что означает? Почему вы так нас называете?». А он ответил: «А как назвать предпринимателей, которые занимаются бизнесом в России?».

- Правда, правда. На самом деле так и есть.

- Мне хотелось спросить тебя, что ты рекомендуешь тем людям, кто только-только встал на путь предпринимательства или планирует стать? Что нужно учесть в самом начале с точки зрения коуча?

- У Ницше есть прекрасная фраза: «Если у тебя есть сильное «зачем”, то ты можешь выдержать любое “как»». Поэтому самое важное – ответить самому себе на вопрос: «Зачем я это делаю?».

Ведь предпринимательство в нашей стране – действительно вещь рискованная и неблагодарная. Поэтому нужен очень хороший стимул. Не просто – «чтобы заработать денег». Это можно сделать миллионом других способов. Нужно найти для себя ответ в самой глубине и не только через призму собственного эго. Что на самом деле для меня важно, как для личности? Что жизнь от меня просит? Зачем я здесь, на этой планете? К чему я призван быть? Возможно, ответив на все эти вопросы, кто-то поймет, что хочет заниматься чем-то другим, а вовсе не бизнесом. Такой риск есть, но зато ты точно будешь идти по своей личной траектории и получать от этого удовлетворение. Так что вот именно этот вопрос – «Зачем я здесь?» — мне кажется ключевым.

Интервью с другими гостями подкаста «Бизнес на миллиард» вы можете послушать на https://music.yandex.ru/album/10072195

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда