{"id":13585,"url":"\/distributions\/13585\/click?bit=1&hash=5abbdccc3fb020b5689ad8081fa009393de3b75c1e378f7f15bf1276f341927b","title":"\u0421\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u0434\u043b\u044f \u0432\u0438\u0434\u0435\u043e\u0437\u0432\u043e\u043d\u043a\u043e\u0432 \u0441 \u0438\u043d\u0442\u0435\u043b\u043b\u0435\u043a\u0442\u0443\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u043c \u0448\u0443\u043c\u043e\u043f\u043e\u0434\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435\u043c","buttonText":"\u0413\u0434\u0435 \u0432\u0437\u044f\u0442\u044c?","imageUuid":"d9c50f1f-3071-518e-8ae7-e283eb318898","isPaidAndBannersEnabled":false}
Олег Жендубаев

Главные проблемы при управлении цепочками поставок

Вместе с командой Loginet рассказываем, почему важно управлять цепочками поставок, почему с их прозрачностью возникают проблемы и какие KPI лучше использовать

Цепочки поставок — важнейший элемент в деятельности компаний. Грамотное управление ими обеспечивает конкурентное преимущество, позволяет развивать бизнес и является ключевым фактором в экономике организации.

В последнее время мы все четче наблюдаем тенденцию по изменению каналов потребительского спроса. Люди больше покупают в сети через онлайн-сервисы. Это ведет к изменению процессов в цепочках поставок, смене акцентов в них. Увеличивается влияние скорости и уровня качества доставки: эти два фактора начинают доминировать над стоимостью. И, как следствие, полнота и своевременность информации о движении грузов становятся все более актуальными. Но многие компании до сих пор не могут получить (или не знают, как это сделать) полный доступ к этим сведениям.

Например, по данным исследования Logistics Bureau в 2020 году, только у 22% компаний есть активная сеть цепочек поставок. При этом 62% имеют ограниченный доступ к этим данным, а 15% могут просматривать только информацию о производстве. О полной видимости цепочек поставок сообщили только 6% компаний. Еще 17% респондентов заявили, что у них есть расширенные возможности для отслеживания процессов в цепочках. Нужно отметить, что даже те организации, которые стараются контролировать этот вопрос, часто ограничиваются измерением ежедневной производительности и затрат. Но этого недостаточно для развития бизнеса и улучшения процессов.

Почему у многих организаций есть проблемы с прозрачностью цепочек поставок

Многие компании боятся делиться цифрами и другими сведениями с партнерами. Но надо понимать, что бизнес работает не автономно в замкнутой среде, что его сотрудники взаимодействуют с клиентами и подрядчиками: складскими и таможенными брокерами, международными перевозчиками и другими.

Если организация не дает доступ к необходимым данным или использует закрытые учетные системы, то, скорее всего, все ее контрагенты получают сведения в усеченном виде. Например, в обычных электронных письмах или таблицах Excel. Почти всегда этой информации хватает только для самой необходимой работы, и катастрофически не хватает для улучшения процессов.

Проблема решается организацией работы в «одном окне» — едином IT-решении, но здесь опять встает вопрос доверия. Логистика — консервативная сфера, и многие боятся передать свои данные на какое-то внешнее решение, предоставить к ним доступ своим контрагентам. Большинство организаций не готовы менять ситуацию, если сейчас все работает, пусть даже и не так хорошо, как хотелось бы.

Ключевые показатели эффективности (KPI)

К наиболее распространенным KPI, которые компании используют для контроля функционирования цепочки поставок, относятся ежедневная производительность, снижение издержек, процент удовлетворения клиентских заявок, оборачиваемость запасов и время выполнения операции. Другие используемые факторы — время выполнения заказа, коэффициент окупаемости капиталовложений и рентабельность активов (ROA).

Иногда вопрос ставится по-другому: KPI зависят от веса и стоимости груза. Например, если груз тяжёлый, но дешевый, главный KPI — самая низкая стоимость доставки. Таким образом логисты при расстановке приоритетов отталкиваются от своих конкретных товаров. Конечно, большинство решений, касающихся подрядчиков, компании принимают, отталкиваясь от стоимости. Но чем она ниже, тем с большей вероятностью будет потеряно качество — и, как следствие, будут увеличены сроки поставок, и могут быть не выполнены основные требования по качеству сервиса.

Причины сбоев в цепочках поставок

Сбои в цепочках поставок могут привести к значительным убыткам и потерям с финансовой и репутационной точек точки зрения. Их причинами могут быть любые происшествия — от организационной реструктуризации до стихийных бедствий. Ярким примером, условным «черным лебедем» может служить пандемия COVID-19.

К факторам риска, которые могут привести к сбоям в цепочке поставок, также стоит отнести: сделки по слиянию и поглощению, погодные катаклизмы, пожар на предприятии, незапланированные перебои в работе информационно-технологического и программного обеспечения, текучесть кадров, кибератаки.

Большинство организаций до сих пор не анализируют точные причины возникновения сбоев. Часто это сложно из-за недостаточной прозрачности и отсутствия координации операций внутри компании.

Иные проблемы, возникающие при управлении цепочками поставок

Несколько источников данных о цепочках поставок показывают, что у многих специалистов возникают проблемы с улучшением операционной прозрачности цепочки поставок и удовлетворением меняющихся требований клиентов.

Еще пару-тройку лет назад самыми существенными проблемными зонами в управлении цепочками поставок были прозрачность, колебания потребительского спроса и управление запасами. Некоторые респонденты также отметили координацию между каналами продаж, поиск персонала и необходимость не отставать от развития технологий. В то же время, другие отметили подбор поставщиков, обеспечение этической цепочки поставок, производство и управление данными.

Плюс, сейчас все большее внимание уделяется экологической повестке. Пока немногие компании выбирают подрядчиков по этому критерию, но в будущем контроль за выхлопами и экологическими нормами будет расти. А дешевые перевозки часто подразумевают парк старых транспортных средств с серьезными выхлопами.

Вывод

Бизнесу важно следить за своими цепочками поставок и иметь к ним полный доступ. Без этого он не сможет развиваться дальше, анализировать и улучшать процессы. К этому подталкивает и тенденция последних нескольких лет: люди все больше покупают товары онлайн и рассчитывают на максимально быструю доставку. Без контроля за цепочками поставок, без обмена информацией о движении товаров с партнерами компания не сможет поддерживать конкурентный уровень сервиса. Для этих задач можно использовать облачные SaaS-решения: они считывают информацию со звеньев логистической цепочки и делают процесс более прозрачным и управляемым.

Выстраивая управление цепочками поставок, нужно определить главные KPI для бизнеса. Что это будет — скорость доставки, стоимость или оборачиваемость заказов, зависит от каждой конкретной ситуации.

Важно изучать причины сбоев в цепочках поставок. Иногда их действительно нельзя предугадать и предотвратить (как пандемию, например), но чаще всего это более чем реально. И хороший руководитель должен сделать это заранее.

*Loginet — IT-решение для вашей логистики.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null