{"id":14283,"url":"\/distributions\/14283\/click?bit=1&hash=8766cc03cba44a6d934ee26f882971a64223452448548d2fc3a5f37339e77cfa","title":"\u0412\u0438\u0434\u0435\u043b\u0438 \u0432 \u0421\u043e\u0447\u0438 \u0443\u0436\u0435 \u0432\u0441\u0451? \u0412\u043e\u0442 \u043d\u0435\u043e\u0431\u044b\u0447\u043d\u0430\u044f \u0438\u0434\u0435\u044f \u0434\u043b\u044f \u043e\u0442\u0434\u044b\u0445\u0430 \u043d\u0430 \u043a\u0443\u0440\u043e\u0440\u0442\u0435 ","buttonText":"","imageUuid":""}

Собственный товарный знак: риски и перспективы

28 июня 2022 года президент Российской Федерации подписал закон №193-ФЗ, в соответствии с которым товарные знаки смогут регистрировать граждане.

Напомню, что до этого правообладателем товарного знака могло быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Исходя из пояснительной записки к закону, причиной такого изменение стало имеющаяся неопределённость в связи с появлением самозанятых, а также опыт других стран, в которых знаки регистрируются также физическими лицами.

Поэтому предлагаю обсудить вопрос: оправдана ли регистрация собственного товарного знака? Какие основные риски и перспективы существуют?

Начнём с контекста: каждый бизнес имеет обозначение, которое его индивидуализирует. Так у компании есть название, кроме того предприниматели дают название товарам или услугам. Поэтому сам по себе вопрос о необходимости иметь торговую марку уже довольно риторический.

Чаще всего разница только в том, зарегистрирована ли используемое обозначение в Роспатенте или нет. Факт регистрации подтверждает наличие исключительного права на обозначение – и такое обозначение уже называется товарный знак. Без регистрации у бизнеса нет никаких прав на своё обозначение. Это можно сравнить с земельным участком или автомобилем, на который нет документов – вроде фактически вы им обладаете, но при необходимости подтвердить не сможете.

Поэтому возникают два вопроса:

· Есть ли негативные риски после регистрации товарного знака?

· Какие перспективы и преимущества даёт товарный знак бизнесу?

Начнём с рисков.

Поскольку товарный знак однозначно нужен бизнесу. На практике риски, связанные с регистрацией минимальные, и количество споров не идёт ни в какое сравнение с количеством зарегистрированных товарных знаков.

Тем не менее риски возникают если зарегистрировать товарный знак, который может нарушать права других лиц или не соответствовать требованиям закона. Речь идёт не только о случаях, когда Роспатент случайно зарегистрировал два похожих названия, и правообладатель более раннего знака после обратился с заявлением об аннулировании торговой марки, но и в других случаях. Приведём некоторые из примеров:

1. Товарный знак тождественен или сходен до степени смешения с объектом авторского права.

К таковым относятся название известного произведения науки, литературы и искусства, персонаж или цитата из такого произведения, а также само произведение искусства (например, картина) или его фрагмент.

Это значит, что если вы зарегистрируете товарный знак «Железный человек», а Роспатенту не известно, что это название известного произведение, то он вам предоставит правовую охрану. В дальнейшем это может привести к ситуации, что правообладатель произведения – компания Marvel сможет аннулировать такой товарный знак.

2. Товарный знак тождественен или сходен до степени смешения с фирменным наименованием зарегистрированного ранее юридического лица.

По закону, если фирменное наименование было раньше, то его правообладатель может аннулировать зарегистрированный позже товарный знак.

Представим, что ООО «Ромашка» зарегистрирована в 2001 году и работает в сфере издательства. При этом в 2020 году ООО «Рога и копыта» обратились в Роспатент и зарегистрировали товарный знак «Ромашка« по классу »издательство». По закону ООО «Ромашка» может обратиться в Роспатент и аннулировать товарный знак «Ромашка», принадлежащий ООО «Рога и копыта».

3. Товарный знак указывает на вид товара.

Законом предусмотрено, что запрещено регистрировать обозначения, которые указывают на вид товаров. Например, нельзя зарегистрировать торговую марку хлеб в отношении мучной продукции.

При этом часто получается так, что с часто употребляемыми названиями товаров всё понятно. Но на рынке часто появляются новые продукты. Так сложная ситуация сложилась с торговой маркой «кейкпопс». При регистрации знака у судов и Роспатента разошлись мнения: Роспатент считал, что обозначение «кейкпопс» указывает на вид товара и не может быть товарным знаком, суды же встали на сторону правообладателя и обязали Роспатент знак зарегистрировать. Роспатент не согласился и обратился в Верховный Суд, который в итоге и поставил точку в этом и вопросе установив, что обозначение «кейкпопс» используется в качестве названия маленького пирожного из бисквитного теста на палочке. Соответственно в регистрации знака было отказано.

При этом даже возникновение потенциальных проблем при регистрации торговой марки не означает, что риски того не стоят. В определённых случаях предприниматель может даже отстоять свои права на бренд.

Такая история случилась с бизнесменом из Челябинска, который открыл пиццерию под названием Krusty Pizza и зарегистрировал товарный знак «Krusty». Правообладатели мультфильма «Губка Боб Квадратные Штаны» компания Viaсom обратилась в Роспатент с заявлением об аннулировании этого товарного знака.

Viacom настаивала на том, что товарный знак «Krusty» нарушает их права поскольку в мультипликационном сериале «Губка Боб Квадратные Штаны» есть ресторан под названием «The Krusty Krab» в котором работает главный герой Губка Боб. То есть Viacom считал, что так как название ресторана «The Krusty Krab» является мультика – то это название является оригинальным и уникальным результатом творческого труда создателей сериала, а регистрация знака без согласия создателей является незаконной.

Предприниматель возражал, так как полагал, что американская компания не имеет права запрещать использовать данное обозначение иным лицам, поскольку слово «krusty» имеет множество ассоциаций (например, с персонажем Симпсонов – Клоуном Красти), и являться именем собственными.

В итоге Роспатент поддержал предпринимателя и сохранил товарный знак.

Таким образом говоря о рисках, не стоит впадать в крайности. Перспектив у зарегистрированной торговой марки несоизмеримо больше, чем рисков. При этом несмотря на риски, как показывает практика, шансы аннулирования товарного знака минимальны. А при попытках недоброжелателей аннулировать знак есть шансы на успех.

Теперь о перспективах:

1. Легализация прав на обозначение.

Как отмечалось выше, бизнес, всегда имеет название. Со временем сам бизнес у клиентов и контрагентов ассоциируется именно с брендом. При этом чем больше времени проходит, тем более узнаваемым и соответственно ценным становится бренд.

Однако у бизнеса нет никаких права на торговую марку до момента регистрации. Это может повлечь ряд негативных последствий: с одной стороны бизнес не может распоряжаться своим активом, с другой стороны нет никаких инструментов воспрепятствовать использовать бренд компании.

При этом сам по себе товарный знак лицо компании. Права на него необходимы.

Свидетельство на товарный знак

2. Защита от конкурентов.

Товарный знак это инструмент для защиты от копирования со стороны конкурентов. Незаконное использование чужого товарного знака означает, что такой товар является контрафактным.

Закон при это даёт перечень действий правообладателю товарного знака: начиная с требования о прекращении нарушения и изъятия из оборота экземпляров контрафактной продукции, до взыскания компенсации за незаконное использование товарного знака.

При этом правообладателя может защищать свои права не только через суд, но и через антимонопольную службу, в правоохранительные и таможенные органы.

В 2018 году издательство Просвещение взыскало 3,7 млрд рублей компенсации за нарушение прав на свои знаки с издательства Вентана Граф. Это была рекордная сумма по нарушению прав на товарные знаки в России, которая правда в связи с отказом в апелляции от иска со стороны издательства Просвещение была отменена.

3. Увеличение активов компании.

Стоимость компании состоит из материальных и нематериальных активов. Товарный знак является нематериальным активом, он имеет свою стоимость и ставится на бухгалтерский баланс. Для некоторых бизнес ниш, товарный знак составляет основу и главную ценность всей компании.

Так, рыночная капитализация компании Google в 2021 году достигала 2 трлн долларов. А стоимость самого бренда «Google» в активе компании по оценкам BrandFinance составляет 263 млрд долларов. И понятно почему бренд так дорого стоит – это главный актив компании Google, люди узнают Google в-первую очередь благодаря его бренду. В эпоху максимальной публичности и цифровизации репутация важна каждой компании.

4. Возможность распоряжаться знаком.

Товарный знак это инструмент, который позволяет правообладателю иметь варианты по распоряжению своим бизнесом. Так товарный знак можно передать другому лицу, отдать в использование по договору лицензии, или строить сеть франшиз по договорам коммерческой концессии, а ещё получить кредит под залог товарного знака.

Сделки по распоряжению товарным знаком регистрируются в Роспатенте, что обеспечивает прозрачность и защищённость для всех заинтересованных лиц.

Так одна из самый популярных сетей пиццерий в России – Dodo Pizza была основана ещё в 2011 году. Ещё на старте, компания сразу же подала на регистрацию товарный знак «Dodo». Это позволило основателям строить легальную франшизу, и за довольно быстрый срок масштабироваться построить международную сеть франшиз.

5. Блокировка незаконной рекламы.

Бизнес часто сталкивается с ситуацией, что при наборе в поисковом сервисе своего названия, выдаётся реклама конкурентов. Это происходит, поскольку при настройке рекламы конкуренты используют в качестве ключевых слов товарный знак конкурентов. Такая реклама позволяет переманивать клиентов и получать дополнительный доход.

Без товарного знака сложно что то с этим сделать.

А вот правообладатель может блокировать незаконное использование ключевых слов, совпадающих с товарным знаком в поисковых сервисах. Такая возможность есть как путём обращения в сами поисковые сервисы, так и в антимонопольную службу и суды. На практике в случае направления претензии, вопрос можно решить и мирным путём.

6. Блокировка в социальных сетях незаконного контента.

Так для блокировки незаконно размещаемого контента, или созданных аккаунтов двойников, правообладатель может без обращения в суд использовать внутренние механизмы социальной сети. У каждой социальной сети есть для этого специальная форма.

Это экономит бизнесу финансовые средства и время и помогает быстро и эффективно закрывать недобросовестных конкурентов в социальных сетях.

Вместо вывода:

Регистрировать бренд очень важно.

Ещё важнее при выборе бренда проверить нарушает ли ваш товарный знак права третьих лиц. Для этого проводится поиск. Его можно сделать самостоятельно или привлечь патентного поверенного.

Самое важное использовать свой бренд и развивать бизнес.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда