Как выбрать страну для экспорта своей продукции?

Очевидно, что одним из главных вопросов экспортного проекта, особенно в современных российских реалиях, является выбор страны для экспорта. Я бы выделил два возможных подхода по выбору стран:

  1. "Базовое" ранжирование приоритетных стран для экспорта из России
  2. "Индивидуальное", исходя из особенностей Вашего бизнеса.

Под "индивидуальным" ранжированием я понимаю такой выбор стран, который логически следует из того бизнеса, которым Вы занимаетесь. К примеру, для почти любой продукции лесопромышленного комплекса приоритетными регионами будут Бл. Восток и Западная Европа, для с/х отрасли это Бл. Восток, для фармацевтики - страны с невысоким развитием данной сферы (Африка), и т.д. Во многих случаях выбор, как минимум региона, интуитивно понятен. Опять же для примера, если Вы производите комбикорм для свиней, то Ваш регион экспорта явно не Бл. Восток или Сев. Африка (т.к. ислам запрещает употреблять в пищу свинину), а Азия или Зап. Европа. И таких примеров можно привести много.

В "базовом" ранжирование приоритетных стран для экспорта из России действует принцип от простого к сложному, поэтому я выставляю очередность стран таким образом:

  1. Страны ЕАЭС и СНГ (Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Армения, и др.)

Эти страны имеют с Россией общее культурное, языковое и экономическое пространство, часть стран ещё и общую границу. Всегда проще начинать экспорт если вы говорите с клиентом на одном языке, у вас нет таможенных пошлин, а логистика не требует сложной и длительной мультимодальной перевозки.

2. Страны бывшего соцлагеря (Монголия, Вьетнам, Египет, Куба, )

В этих странах до сих пор положительно относятся к России, многие учились ещё в СССР и говорят на русском языке, в этих странах до сих пор используется советское/российское оборудование, хорошие отношения на политическом уровне, и т.д. Это следующий пул стран по сложности экспорта для российских компаний.

3. Крупные страны Азии, Бл. Востока и Африки (Саудовская Аравия, Алжир, ЮАР, Индонезия, Малайзия, Индия, Пакистан, Филиппины, Эфиопия)

Эти страны интересны, в первую очередь, крупным внутренним рынком и, соответственно, наличием большого пула перспективных дистрибьюторов в любой нише. Если Ваша продукция хорошо продается в странах СНГ и бывшего соцлагеря, то эти страны просто идеальный вариант для того, чтобы двигаться дальше.

4. Латинская Америка и небольшие страны Азии, Бл. Востока и Африки

Латинская Америка это сложный регион работы для российских компаний. Основные причины - это дорогая логистика и языковой барьер. Хорошо работать в ЛА получиться только имея в штате менеджера по экспорту с испанским языком, а на нашем рынке это очень редкий специалист. В свою очередь, небольшие страны Азии, Бл. Востока и Африки это хорошие точки роста для компаний с уже устоявшимся экспортом в разных регионах мира, но явно плохой вариант для старта экспортной активности.

5. Западная Европа, США и Китай

Со странами Европы и США я думаю все понятно, геополитика играет большую роль в плане торговли и сейчас явно не лучший момент стучаться на эти рынки. Но думаю, что многие зададутся вопросом, а почему не Китай? Вообще, вопрос экспорта в Китай требует отдельной статьи, но если вкратце, то Китай это огромная конкуренция, риск копирования, большие затраты на маркетинг, регистрацию бренда и защиту интеллектуальной собственности, выставки, продвижение и т.д.

Начать дискуссию