{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Дайджест: Maximum Overdrive #01

Всем привет. Наконец, собрался с силами и решил сделать дайджест лучших статей и книг за неделю, выйти из read-only и опубликовать его здесь. Пишите, как вам — будет интересно получить фидбек и доработать формат. Ну и конечно, подписывайтесь на Substack и телеграм-канал Max Headroom Incident.

Куда без этого.

Тэги: Сартр под мескалином; розы Оруэлла и лимонные сады Сталина; секс-игрушки новой школы шахмат; цифровой блэкфейс и аватары-менестрели; забытое искусство техобслуживания; психоаналитический бондаж и теория одиночного плавания; конспирология и игры в альтернативной реальности; банная эякуляция в униссон.

Иллюстрация: Getty/Jonathan Aprea

Дисклеймер: наркотики это плохо, не употребляйте их.

Статьи

Ханс Ниманн победил Магнуса Карлсена, последний негласно обвинил Ниманна в жульничестве. В Twitch и Twitter предположили, что Ниманн мог получать подсказки в вибрациях электронных вставок для обуви или анальных бус. Как бы то ни было, шахматные тренажёры и суперкомпьютеры переопределили сам творческий подход в шахматах, что привело к ситуации, когда игроки больше не могут просто играть, а должны использовать уловки. Скандал с Ниманном лишь показывает тёмную сторону того, во что постепенно превращаются шахматы.

Эссе о том, чем колдовство AI отличается от божественной магии. «Мы создаем Бога», — сказал бывший директор по бизнесу Google Мо Гаудат. «Мы вызываем демона», — сказал Илон Маск в MIT. Кто родится в итоге — неясно, это и пугает. Пытаясь регулировать AI, Евросоюз предложил ввести требования прозрачности для всех алгоритмов машинного обучения. План ЕС «требует, чтобы система была способна объяснить себя. Но системы машинного обучения не могут полностью объяснить, как они принимают свои решения. К счастью или к беде, «непостижимость — это промышленный побочный продукт этого процесса».

«Экология без классовой борьбы это просто садоводство», — так сказал Чико Мендес, бразильский каучуконосец и активист, убитый владельцем ранчо в Амазонии в 1988 году. Ребекка Солнит в прошлогодней книге «Цветы Оруэлла» (Rebecca Solnit, Orwell’s Roses, 2021) размышляет о розах и политике садов в серии эссе: Джордж Оруэлл посадил розы в саду своего коттеджа в Хартфордшире весной 1936 года и стал яростным пророком грядущих антиутопий, а Иосиф Сталин мечтал выращивать лимонные деревья за полярным кругом и остался диктатором. Потому что «любовь к природе не является гарантом добродетели».

В 1935 году 30-летний Сартр решил попробовать мескалин, который в то время использовался для лечения алкоголизма и депрессии, и попросил друга-врача Даниэля Лагаша сделать ему инъекцию в госпитале Сент-Анн. Симона де Бовуар была его ситтером. В итоге философ пережил чудовищный бэд-трип, в котором несколько дней Сартра мучали галлюцинации о ракообразных. Позже Бовуар увековечит эти события в своих мемуарах «В расцвете сил» (1960). Потрясенная Бовуар считала, что, подвергая свое тело и разум такому идиотизму, Сартр предал основополагающие принципы того, что значит быть интеллектуалом.

Дисклеймер: не употребляйте наркотики, оставайтесь интеллектуалами.

Виртуальные AI-рэперы — современная форма шоу менестрелей. Недавно FN Meka — популярного в TikTok AI-рэпера, сперва подписали Capitol Records, а потом уволили из-за жалоб активистской организации Industry Blackout, обвинившей создателей в использовании расистских стереотипов. Это персонаж Рассел Хоббс из Gorillaz открыл двери для цифрового блэкфейса. Вместо чёрного грима белые хозяева теперь могут создавать своих собственных черных артистов с нуля, на основе расистских предубеждений белого цисгендерного AI.

Эссе посвящено исчещающему искусству техобслуживания; от канатных мостов перуанских инков над реками и каньонами до поезда метро R32 в Музее транзита Нью-Йорка в центре Бруклина. Сегодня техобслуживанию предпочитают ремонт и замену, но есть и альтернатива в виде «циркулярной экономики». При этом сохранение массивных объектов, таких как небоскребы, пока непредставимо в утопиях о всеобщей биоразлагаемости. Остаётся дилемма: строить ли объекты так, чтобы они служили дольше, или признать, что некоторые вещи не могут существовать долго, и поэтому должны быть спроектированы для разрушения.

Tesla планирует представить прототип робота Optimus (он же Tesla Bot) уже в следующем году. Задача Маска — «разработать двуногого человекоподобного робота общего назначения, способного выполнять небезопасные, повторяющиеся или скучные задачи». Компания Figure занята тем же, как и многие. Скептики говорят, что это невозможно, оптимисты ждут. Но если это возможно, почему никто этого не сделал? И зачем нужен человекоподобный робот, если его можно сделать идеальным под конкретную задачу (см. шайбообразный робот-пылесос) — только ли дело в эмоциональном контакте?

Когда мы говорим «газлайтинг», мы чаще всего имеем в виду проблему двух человек, но это не совсем так. На самом деле газлайтинг — инструмент манипуляции реальностью, который затрагивает все институты: закрепляет существующие дисбалансы власти и одновременно способствует появлению новых, потворствует структурному расизму, сексизму, гомофобии и абьюзу, которые институлизируются в социальной ткани. В тексте представлен обзор исследований социологов об этом — общественном — аспекте газлайтинга.

Благодаря своему узнаваемому стилю, польский художник Грег Рутковски, рисующий фантастические пейзажи, стал одной из самых частых подсказок в новом AI-генераторе изображений Stable Diffusion — гораздо более популярным, чем некоторые из самых известных художников прошлого, например, Пикассо. Но сам он не в восторге и считает, что это может угрожать его финансовому благополчию, и вообще, у него никто не спрашивал разрешения. На этом и других примерах старший репортер MIT Technology Review по вопросам AI Мелисса Хейккиля рассуждает о копирайте в эпоху нейросетей, этике генераторов изображений и связанными с этим аспектами кибербезопасности.

Книги

Иллюстрация: Josan Gonzalez

В своей книге о политике геймификации и геймификации политики, доктор Эдриан Хон проводит параллели между историей QAnon, эксплуатируемыми в рамках «политики страха» теориями заговора и интерактивными развлечениями в духе ролевых игр живого действия (LAMP, Live action role-playing game) и игр в альтернативной реальности (ARG, Alternate reality game). Как пишет автор, их все родним общая сложность — полная противоположность тому, что многие ассоциируют с обычными популярными развлечениями. Можно сказать, теории заговора и политика в целом — развлечение, которое вознаграждает за активные открытия, установление связей между подсказками, восхитительное ощущение догадки, которое оправдывает долгие часы погружённых исследований.

Более десяти лет назад философ Жиль Греле покинул город, чтобы постоянно жить на море, в тишине и одиночестве, не планируя возвращаться на сушу и редко покидая свою лодку Théorème. Радикальный уход для Греле был неотделим от продолжающейся кампании антифилософии. Подобно «простому человеку» Франсуа Ларюэля или «одинокому путнику» Руссо, одинокий моряк Греле — это радикальная теоретическая фигура, ангел-вестник экзистенциального восстания против мира и против мировоззрения философии, нулевая точка антифилософии как строгого гнозиса и исследователь ереси мореплавания. За это и любим.

Подробную рецензию на последнюю на данный момент книгу Батлер можно прочесть в «Горьком», а здесь хватит и цитаты: «Насилие против другого — это всегда насилие против самого себя, потому что ни один человек не существует сам по себе, он всегда вписан в узы социального. Иными словами, насилие — это всегда насилие против социальности, и необходимо помыслить общество, построенное на иных принципах, чем сейчас, а именно — на ненасилии. Однако и само ненасилие нуждается в переосмыслении: Батлер разумно предполагает, что гнев и агрессия суть неотъемлемые части человеческого, поэтому ненасилие должно стать частью агрессивного сопротивления». Великолепно сказано!

Толчком для книги Кэтлин Луби «Что знает порнография» послужил старое фолио в телячьем перелёте из Британской библиотеки «История человеческого сердца» (1749) и «Прогресс природы» (1744), анонимные пикарески о сексуальных открытиях героев-подростков. В «Истории человеческого сердца» молодой англичанин вместе со своими буйными друзьями попадает в лондонские бани, где их развлекает труппа эротических исполнителей, которые мастурбируют и эякулируют в эффектный унисон: «Приняв надлежащую для этого позу, своими развратными пальцами они вошли в таинственную пещеру, и тянули, и толкали, и тарахтели, пока не открыли кишащие источники, которые выстрелили своими летучими жидкостями в винный бокал, который каждый держал в другой руке. Но здесь читатель вряд ли поверит мне... что то, что было выплеснуто в бокалы, смешивалось с вином и выпивалось без малейшего потрясения для присутствующих». Именно отсюда и начинается увлекательное приключение Луби по истории порнографии. Благодаря тщательному текстологическому исследованию, Луби показывает, как эти тексты, представляющие скорее спекулятивную философию и феминистскую теорию с описаниями сцен секса, редактировались в течение времени, чтобы стать привычной порнографией. Рецензия на книгу — здесь.

В рецензии на syg.ma Антон Загривин наделяет выход книги Вапперо на русском языке таким же фундаментальным значением, как первое издание «Толкования сновидений» Фрейда в лиминальной царско-большевистской России в 1917 году. Переплетение психоанализа и топологии происходит закрученно и аффективно: «Поскольку эта книга не устроена как глоссарий, как энциклопедия по техникам работы с узлами и не является попыткой объяснения узлов у Лакана, то, насколько я понимаю, предполагается, что читатель её не ограничится лишь ознакомлением с методами чтения и конструирования узлов, но, так же как Вапперо пошёл по стопам Лакана, так и читатель пойдет по стопам Вапперо и будет практиковать «узловое письмо». <…> …насколько я понимаю, книга «Узел» — это одновременно и довольно обширный обзор всевозможных способов того, как можно работать с узлами, и в то же время приглашение к читателю на этих способах не останавливаться, но в каком-то смысле впитать сам их дух, и вооружившись ими, продолжить придумывать какие-то свои собственные.

На этом всё.

Если вам понравился дайджест Maximum Overdrive, и вы хотите, чтобы он стал еженедельным — подписывайтесь на канал, комментируйте, распространяйте.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда