{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Крестный отец цветной фотографии

Уильям Эгглстон – пионер американской цветной фотографии

Нам может казаться удивительным тот факт, что цветная фотография вошла в широкое использования профессиональными художниками развитых стран лишь 50 лет назад, в 1970-х, особенно учитывая тот факт, что сейчас цветная камера с многократным зумом встроена в каждый телефон.

Однако, в мире фотографии очень долго не принимали цветные снимки, считая классические черно-белые признаком элитарности. Однако эту ситуацию, по сути совершив революцию, изменил человек, которого не даром называются "отцом цветной фотографии" — Уильям Эгглстон.

Начнем немного с истории. Первые цветные фотографии, точнее, их предки – дагеротипы представляли собой «отпечатки» лиц на окисляющихся серебряных пластинах. Их появление датируется серединой 19-го века. Но тогда сами фотографы не могли до конца объяснить природу получавшихся у них снимков и многие считали первые цветные дагеротипы мошенничеством.

Первая цветная фотография была сделана в 1861 году. Однако, человечеству понадобилось более 100 дет, чтобы легитимизоровать уже освоенную технологию.

Объяснение этой ситуации достаточно простое. Во-первых, цветные фото требовали более долгих подготовлений, что затрудняло быструю съёмку. Во-вторых, цветопередача не отличалась естественностью красок. И, в-третьих, цветная фотография была слишком дорогой. Даже самые элитные модные журнали, которым по сути необходимы были цветные фотографии, не могли себе позволить такую роскошь.

Именно здесь в нашей истории появляется герой, который полностью меняет представление о цветной фотографии

Уильям Эгглстон родился в 1939 году, четыре года спустя после появление на свет первой «массовой» цветной фотоплёнки фирмы Кодак, в обеспеченной семье на юге США. Образование Уильяма было действительно блестящим– он отличный пианист и одарённый композитор, разбирающийся в квантовой физике и любящий нарисовать в свободное время что-то абстракционистское. В школе он был сам по себе, не желая соответствовать законам маскулинного общества тогдашнего времени – его не интересовали спорт и охота. Отучившись в университете, Уильям так и не получил учёной степени, но получил от друга в подарок фотоаппарат «Лейка», благодаря которому укоренилась его неосознанная тяга к фотографированию. Своими же учителями Эгглстон называл Роберта Франка и упомянутого уже выше Картье-Брессона.

Первые снимки Уильяма были чёрно-белыми и, похоже, не устраивали даже самого автора, поэтому в 1965-1966 годах начинающий фотограф начинает экспериментировать с цветом. Он работал в практически полной самоизоляции, не состоя в творческих объединениях и не общаясь с другими фотографами. Поэтому галерист Уолтер Хоппс был поражён знакомству с неизвестным фотохудожником, имевшим за плечами материала на десяток портфолио и экспериментировавшего с химическими процессами фотопечати с целью добиться необходимой контрастности, резкости и яркости снимков.

Именно глубина цвета, достигаемого Эгглстоном, играла важную роль в том, что на него обратили внимание. Один из подобных снимков просто запечатлевал ярко-красный потолок с белой лампочкой посередине и тянущейся к ней проводкой. Эгглстон умел не просто находить удивительные цветовые решения: переливы, мозаичность, ритмичность цветов создавалась им за счёт «схватывания» самых обыденных вещей: машин, припаркованных у покосившегося забора, предметы интерьера, встречных людей и собак. Снимки Эгглстона выглядят «непричёсанными», художник ведом в первую очередь наитием, сиюсекундным сюжетом, ему некогда выравнивать горизонт и выстраивать композицию, на фото есть только одно мгновение, которое нельзя упустить.

Уильям Эгглстон - Мастер композиции

Он обладал удивительной способностью создавать поразительную композицию из самых обыденных предметов. Те, кому довелось увидеть Эгглстона за работой, отмечали, что он очень серьезно, даже фанатично относится к компоновке предметов съемки. Выбор подходящего ракурса подчас отнимал у фотографа массу времени, но он всякий раз был вознагражден впечатляющим результатом съемки.

Однако при этом мастер признавался, что никогда не фотографировал один и тот же сюжет дважды, даже имея такую возможность, сравнивая свою технику съёмки со стрельбой из обреза – нет времени на прицеливание, нужно жать на курок. При поверхностном взгляде, эта нарочитая «небрежность» может броситься в глаза, но упорство, с которым автор переносит её из снимка в снимок, говорит о её неслучайности. Это поэзия в её прямом смысле – умение находить красоту в непривлекательном, с помощью использования рифм, которые у Эгглстона заменяют визуальные образы. Ситуативность, некоторая незаконченность фотографий заставляют зрителя быть внимательней, пытаться проникнуть в тайну фотографии, проследить за мыслью фотографа, понять что же его привлекло в том или ином сюжете, а главное – что осталось за кадром. Хоть и на заре своей кареры Эгглстон жаловался своему другу, что в его окружении нет красивых и привлекательных предметов для съемки.

"Значит, фотографируй уродливые вещи", - посоветовал Уильяму приятель. Именно так Эгглстон и решил поступить, совершенствуя с годами свое мастерство и нетривиальное видение окружающего мира.

Уильям Эгглстон отмечает, что многие привычные предметы мы даже не замечаем в повседневной суете. Его задача как фотографа – раскрыть красоту и глубинную суть самых простых вещей. Правильная композиция, игра цвета и удачный ракурс открывают нам окружающий мир в совершенно ином свете – осмысленном и подчас даже таинственном.

Простая жизнь американцев. Именно этому посвящено подавляющее большинство фоторабот Уильяма Эгглстона. Он не гнался за сенсационными фото, не снимал громкие события – и, тем не менее, его снимки захватывают, надолго приковывают внимание зрителя.

Уильяма Эгглстона можно было бы назвать "фотолетописцем быта обычного американца". Работы фотографа открывают американскую действительность с неожиданных сторон, вызывают самые разные ощущения: от внутреннего конфликта и напряжения до спокойствия и расслабленности.

Уильям Эгглстон оказал влияние на зарождение цвета не только в фотографии профессиональной, но и в печатных изданиях, которые теперь нам трудно представить в чёрно-белой гамме. Как и любое другое яркое явление, снимки Эгглстона оказали влияние на массовую культуру: в любви к его работам признавались Дэвид Линч и София Коппола. Впрочем, фотографируя по предварительной договорённости Линча, Эгглстон позволил себе трижды нажать на «спуск», на чём обещанная фотосессия и закончилась. На вопрос о том каким получилось фото знаменитый режиссёр ответил: «Хорошее, не в фокусе, но хорошее» и добродушно засмеялся.

Если вы хотите поближе познакомиться с творениям фотографа - советуем посмотреть фильм "Уильям Эгглстон в реальном мире". Он передает и знакомит зрителя с уникальной личностью, передает его взгляд на работу и жизнь. Документальный кинофильм вышел в 2005 году. Режиссером, автором сценария и исполнителем одной из главных ролей в фильме стал Майкл Алмерейда.

Давний поклонник творчества Эгглстона, Алмерейда в своем кино попытался показать корни гениальности фотохудожника, а также то, какой отпечаток творчество накладывает на личную жизнь самого Уильяма.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда