{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Веб-квест технология как способ образовательного процесса

Аннотация

Перед современным образованием стоит задача поиска новых видов и форм организации учебной деятельности. Обучение должно быть развивающим в плане развития самостоятельного критического и творческого мышления. С этой целью многие учителя уже давно используют проектную технологию, привлекая ресурсы сети Интернет. Но обилие информации в сети и ее качество не только не упрощают процесс работы над проектом, но и усложняют его. Одно из возможных решений данной проблемы - это технология веб-квест.

В статье рассматриваются возможности веб-квест технологии как средства развития инновационной стратегии образования. Применение веб-квеста делает организацию учебного процесса более разнообразным и продуктивным, повышает уровень мотивации познавательного интереса к изучаемому предмету, способствует формированию коммуникативной компетенции, развитию информационной культуры обучающегося.

Учебная деятельность по технологии веб-квеста такова: учащемуся дается задание собрать материалы в Интернете по той или иной теме, решить какую-либо проблему, используя эти материалы. По завершении квеста учащиеся либо представляют собственные презентации.

Разработка и проведения веб-квестов. Отмечая огромный дидактический потенциал веб-квестов. Перечисляются основные компетенции, которые формируются благодаря применению данной технологии.

Ключевые слова: веб-квест, ИКТ-компетенция, информационные ресурсы Интернета, поиск информации.

Web quest technology as a way of educational process

Zagitova G.F.

Abstract

Modern education is faced with the task of finding new types and forms of organizing educational activities. Education should be developmental in terms of the development of independent critical and creative thinking. For this purpose, many teachers have long been using design technology, using the resources of the Internet. But the abundance of information on the web and its quality not only does not simplify the process of working on a project, but also complicates it. One of the possible solutions to this problem is the web quest technology. The article examines the possibilities of web-quest technology as a means of developing an innovative education strategy. The use of a web quest makes the organization of the educational process more diverse and productive, increases the level of motivation of cognitive interest in the studied subject, contributes to the formation of communicative competence, the development of the student's information culture. The educational activity on the web quest technology is as follows: the student is given the task to collect materials on the Internet on a particular topic, to solve any problem using these materials. At the end of the quest, students either present their own presentations. Development and implementation of web quests. Noting the enormous didactic potential of web quests. The main competencies that are formed through the use of this technology are listed.

Keywords: web quest, ICT competence, Internet information resources, information search.

Одной из задач современного образования является повышение многообразия видов и форм организации учебной деятельности для расширения образовательных возможностей обучаемых, для выбора и реализации индивидуальной траектории в открытом образовательном пространстве. XXI век требует новых подходов к образованию, так как ученику необходимо уметь ориентироваться в огромном информационном потоке, выделяя значимую информацию, способствующую формированию собственной точки зрения на проблему. Обучение должно быть развивающим с целью развития самостоятельного критического и творческого мышления.

За прошедшие столетия наряду с классно-урочной системой появились альтернативные системы, в большей степени ориентированные на природу ребёнка: система обучения по методике Монтессори, Вальдорфская система обучения, зонтичная система обучения, Школа академика Щетинина, неформальные обучающие программы и интерактивные технологии при музеях. Миссия современной школы – содействовать становлению личности, которая нравственно относится к людям и природе, умеет эффективно работать с информацией, осмысленно воспринимать происходящие события, противостоять манипуляциям, успешно и гуманно решать социальные проблемы, нести ответственность за свой выбор и выстраивать своё обучение в течение всей жизни.

Сегодня уже трудно представить работу школ без доступа в глобальную сеть. Интернет является самым популярным средством поиска информации и передачи знаний. Учителя применяют и создают новые методики обучения, в той или иной степени ориентированные на Интернет. Информационные технологии помогают создать новую обучающую обстановку, в которой учащиеся являются активными деятелями, способными принимать больше ответственности за их собственное обучение и конструирование их собственного знания. Информационные возможности Интернета просто неисчерпаемы. Здесь можно не только получить любую интересующую вас информацию, но и поделиться собственной информацией с пользователями сети по всему миру.

Образовательный квест - педагогическая технология, включающая в себя набор проблемных заданий с элементами ролевой игры, для выполнения которых требуются какие - либо ресурсы, и в первую очередь ресурсы Интернета. Разрабатываются квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они могут охватывать отдельную проблему, учебный предмет, тему, также могут быть и межпредметными.

В настоящее время проблема сохранения и развития учебной мотивации школьников сейчас наиболее актульна. В наши дни учителям трудно найти правильный подход к детям, потому что их «ничем не удивишь», их сложно заинтересовать и мотивировать. Эту проблему решает в некоторой степени использование технологии «веб-квест», которая берет на вооружение активное использование школьниками компьютерных технологий в повседневной жизни.

«Веб-квест» - особый тип поисковой деятельности, которую учащиеся смогли бы осуществлять с помощью Интернета.

Слово Web (с англ.) - паутина, сеть.

Слово Quest (с англ.) - исследование, поиски.

Следовательно, WebQuest можно перевести с английского языка, как поиски в паутине, в сети.

В частности, технология «веб-квест» позволяет успешно интегрировать сеть Интернет в образовательную деятельность, уводя обучающихся от потребительского отношения к информации и сети Интернет, способствует достижению как личностных, так предметных и метапредметных результатов. Данная технология позволяет достичь важных образовательных результатов:

1. личностных – формирование мотивации к изучению нового и самосовершенствованию, понимание возможностей самореализации, раскрытие творческого потенциала;

2. метапредметных – развитие коммуникативной компетенции, навыков работы с информацией (поиск, выделение, обобщение информации, создание проекта, решающего поставленную задачу), самоорганиСовременные педагогические технологии Особенности технологии веб-квеста 26 Справочник заместителя директора школы зации, способности выполнять разные социальные роли, пользовательских умений работы с компьютером;

3. предметных – получение нового знания и применение его в учебнопредметных ситуациях, формирование научного типа мышления.

Разработчиками веб-квеста являются Берни Додж и Том Марч, профессора Калифорнийского университета в Сан-Диего. Технология сравнительно не нова. Первые веб-квесты появились в 1995 г., а в связи с введением ФГОС общего образования получили «второе рождение» и сейчас являются одним из главных средств формирования коммуникативной и ИКТ-компетенций учащихся. Веб-квест предполагает создание проблемного задания с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются ресурсы сети Интернет

Таким образом, веб-квест представляет собой сайт в сети Internet, который будет содержать в себе информацию по какой-либо определенной теме или разделу учебного предмета, при этом часть или вся информация находится в виде гиперссылок на web-страницы, на которых она располагается.

Поскольку термин «веб-квест» возник сравнительно недавно, то в литературе отечественных педагогов можно найти самые различные толкования веб-квеста. Например:

Веб-квест – это сценарий организации проектной деятельности учащихся по любой теме с использованием ресурсов сети Интернет.

Веб-квест – это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе.

В работах отечественных ученых нет единого взгляда на сущность квеста, являясь сравнительно новой технологией в педагогике, квест еще не прошел стадию теоретического обоснования. Эта работа только ведется. Проблемой квестов в нашей стране занимаются Андреева М.В., Быховский Я. С., Николаева Н.В. и другие.

Веб-квест, как образовательная технология, опирается на конструктивистский подход к обучению. Согласно данному подходу, учитель выполняет роль консультанта, организатора и координатора проблемно ориентированной, исследовательской, учебно-познавательной деятельности обучаемых. Он создает условия для самостоятельной умственной деятельности учащихся и всячески поддерживает их инициативу. В свою очередь, учащиеся становятся полноценными «соучастниками» процесса обучения, разделяя с учителем ответственность за процесс и результаты обучения. Появление Интернета и его широкое распространение заставили педагогов искать пути эффективного использования этой технологии.

Согласно критериям оценки качества веб-квеста, разработанным Т. Марчем, хороший образовательный квест должен иметь интригующее введение, четко сформулированное задание, которое провоцирует мышление высшего порядка, распределение ролей, которое обеспечивает разные углы зрения на проблему, обоснованное использование интернет-источников.

Веб-квест является достаточно сложным как для учащихся, так и для учителя. Он направлен на развитие у обучаемых навыков аналитического и творческого мышления; учитель, создающий веб-квест, должен обладать высоким уровнем предметной, методической и инфокоммуникационной компетенции.

Веб-квест предполагает самостоятельную поисково-исследовательскую работу обучающегося в сети с последующей обработкой отобранной информации (критический анализ, отбор, классификация, систематизация информации и т. п.) и представлением полученного результата в специально выбранной форме (презентация, выступление, стенгазета и т. п.) с целью решения какой-либо проблемы.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Щербина, А.Н. Web-квест - как инновационная технология в системе реализации ФГОС / А. Н. Щербина // Наука и перспективы. – 2016. –№4. – С. 27-31

2. Михайлина, С. А. Проблемная лекция как актуальная форма интерактивного обучения / С. А. Михайлина // Экономические и социальногуманитарные исследования. – 2017. – № 1 (13). – С. 101-106.

3. Ерофеева, И.А. Шаг в будущее или инновации в образовательной среде / И.А. Ерофеева // Вопросы науки и образования. – 2018. – №3. – С. 174- 175

4. Бозаева, А.С. Разработка сайта с использованием Web-сервиса wix / А.С. Бозаева, Е.М. Дугаев // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум».– Режим доступа: https://scienceforum.ru/2015/article/2015016488 (дата обращения: 03.01.2022).

5. Бахтиярова, Л.Н., Проектирование уроков информатики с использованием проблемного обучения / Л.Н. Бахтиярова, К.В. Плотова // Информатика в школе. – 2019. – №8. – С. 19-24.

6. Иванищева, О.Н. Технология веб-квеста: новый взгляд на обучение акцентологическим нормам учащихся средних школ / О.Н. Иванищева // Российский журнал об Образовании и психологии. – 2019. – Т. 10. – №3. – С. 24-28.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда