{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Проектная работа “Мои ровесники в прошлом, настоящем и ближайшем будущем»

Введение

Когда и почему у меня возник интерес к этой теме? Однажды, еще в пятом классе, в одной из социальных сетей произошел серьезный конфликт, участниками которого были мои одноклассники. Как я узнала в дальнейшем, в сети началась настоящая травля девочки (также моей одноклассницы), на самом деле заслуживавшей только сострадания: она росла без родителей, ее воспитанием занимались пожилые бабушка и дедушка. Дело дошло до оскорблений, нецензурной брани и даже угроз! Как оказалось, участниками конфликта были те люди, от которых нельзя было ожидать подобного поведения, но именно они проявляли наибольшую агрессию во время этих событий. Уже тогда я была поражена человеческой жестокостью и бессердечием и впервые в своей жизни серьезно задумалась над тем «что такое хорошо и что такое плохо».

В нашей семье доверительные отношения: я делюсь происходящим в моей жизни с родными. Мои бабушка и дедушка уверяют, что в их молодости люди относились друг к другу по-другому: взаимоотношения были более теплыми, люди были искреннее и сострадательнее друг к другу. Я стала приглядываться к действиям и поступкам людей вокруг меня. Мне показалось, что всего непригляднее выглядят взаимоотношения между людьми в общественных местах, например, в транспорте. Там я часто становилась свидетелем конфликтов с высоким накалом агрессии, доходившей до нецензурной брани и даже рукоприкладства. Я задумалась над вопросом: что же за относительно короткий срок смогло сделать людей такими злыми и недоброжелательными друг к другу.

Может быть, мои размышления так и остались бы при мне, если бы не один факт, который просто потряс меня. Это рассказ моей подруги о недавнем случае, свидетелем и отчасти участником которого она стала. Она шла из школы на автобусную остановку и увидела сидящую на остановке плачущую девочку лет двенадцати, а рядом, на дороге, лежала ее собака, сбитая машиной... На остановке стояло несколько человек, все равнодушно смотрели мимо девочки куда-то вдаль. Моя подруга колебалась: подойти или не подходить к этой девочке? В результате она прошла мимо, успокоив себя мыслью, что вряд ли смогла бы ей чем-то помочь. Вообще она хороший и отзывчивый человек, видно было, что ее мучает совесть, но поразило меня другое: никто, абсолютно никто из прохожих: ни взрослые, ни подростки, видевшие эту ситуацию, – даже не остановились, а просто прошли мимо. Этот эпизод потряс меня и окончательно определил тему моего проекта.

Проблема, поднимаемая в работе: падение уровня нравственности молодежи.

Актуальность проекта состоит в том, что вопрос моральных ценностей и жизненных ориентиров среди молодого поколения является проблемным в современном обществе. В наше время наблюдается серьезное падение уровня нравственности молодежи. Жизненные ориентиры молодых людей изменили свое направление от социального к материальному. Это замечаю не только я, но и многие исследователи в своих работах. Для того, чтобы попытаться решить данную проблему необходимо изучить системы нравственных ценностей молодежи разных поколений и выяснить причины их изменений. Вопрос нравственных ценностей современного подрастающего поколения требует своего рассмотрения и изучения, так как подрастающее поколение – это главный потенциал страны и именно от него зависит уровень нравственности нашего общества и государства в целом.

Цель проекта: сравнение систем нравственных ценностей и приоритетов людей разных поколений,привлечение внимания к проблеме падения нравственности подрастающего поколения путем публикации работы в сети «Интернет».

Задачи исследования:

1) Найти и изучить источники информации о системах нравственных ценностей молодежиразных поколений и государств.

2) Провести анкетирование среди школьников для выявления духовных ориентиров подрастающего поколения, проанализировать полученные результаты.

3) Сравнить системы нравственных ценностей молодежи разных поколений, выявить причины «смещения» моральных принципов и жизненных целей у современных подростков.

4) Познакомиться с нравственными ценностями современной молодежи в странах Запада, сравнить их с положением дел в России.

5) Предложить средства, с помощью которых можно повысить систему нравственных ценностей современных подростков.

Гипотеза: нравственные ценности современных подростков существенно отличаются от ориентиров их ровесников в прошлом.

Методы, использованные в работе:

1) Изучение и анализ информации о нравственныхприоритетах людей молодого и старшего поколений.

2) Проведение анкетирования среди людей разных возрастов.

3) Изучение, сравнение и обобщение полученных в ходе анкетирования результатов.

4) Знакомство с исследованиями современных российских и зарубежных ученых-социологов, посвященных поднятой проблеме.

5) Анализ информации, полученной самостоятельно с помощью анкетирования и из научных и других источников, изложение полученных результатов в основной части работы.

Объект исследования: молодежь разных поколений.

Предмет исследования: системы нравственных ценностей молодежи разных поколений.

I Система нравственных ценностей и жизненных приоритетов у людей двух поколений

Для выявления тенденций в нравственном развитии молодого поколения я провела анкетирование людей старшего поколения и моих ровесников и сделала выводы. В опросе приняли участие 37человек.

(Вопросы для анкетирования и полученные результаты помещены в «Приложении № 1» и «Приложении № 2»).

Система нравственных ценностей людей старшего поколения.

Проанализировав полученные данные, я пришла к следующим выводам: людям старшего поколения свойственна отзывчивость, стремление к познанию мира, инициативность и не свойственно безучастное и безразличное отношение как к отдельным людям, так и к социальным группам, в которые они входят. Для людей старшего поколения наряду с материальными важны и духовные ценности. Нужно отметить, что данному поколению также свойственно такое качество, как коллективизм. Однако результаты анкетирования дают основание сделать вывод о коллективном протесте людей этого поколения против «навязываемых» им в их школьном детстве и отрочестве общественных поручений и обязанностей.

Почему у людей старшего поколения сформировалась именно такая система нравственных ценностей? Я думаю, что существовавший политический строй повлиял на формирование нравственных приоритетов подраставшего в то время поколения. «Советская школа имела своей целью формирование моральных качеств личности, необходимых активным строителям коммунизма. Особенностью процесса нравственного воспитания в советской школе стало то, что…оно все больше сращивалось с идейно-политическим направлением воспитательной работы.» Отличительными чертами нравственного воспитания советского человека стали коллективизм, патриотизм, трудолюбие, образованность. Нужно отметить, что особое внимание уделялось трудовому воспитанию человека: школьников готовили к будущей ударной трудовой деятельности. Многие учащиеся воспринимали возможность поучаствовать в подобных мероприятиях положительно, однако были и люди, не поддерживавшие их, ведь зачастую общественные поручения были обязательны и не соответствовали интересам школьников. «Особо подчеркивалось, что школа преследует цель всестороннего и гармоничного развития личности без вредных перекосов, выявления индивидуальных и уникальных способностей каждого ученика без исключения, воспитания истинно прекрасного человека, хорошо социализированного в новом обществе.»Государство имело единую идеологию, оно стремилось воспитать в человеке определенные нравственные ценности и распространить в обществе идеи, присущие социалистическому строю (принцип: «кто не работает, тот не ест» и др.), считалось, что это было необходимо для успешного развития советского государства.

Какие выводы можно сделать из результатов анкетирования?

В юности наши бабушки и дедушки были людьми общительными и отзывчивыми, многим хотелось освоить профессии, которые могли бы принести пользу не только им, но и их Родине. Система воспитания была в целом гуманистической, но она опиралась на идеологический диктат авторитарногогосударства, каким в 60-ые – 70-ые годы прошлого столетия был Советский Союз.

Система нравственных ценностей подрастающего поколения

Из анализа полученных при анкетированииподрастающего поколения результатов я могу сделать ряд выводов. Во-первых, система нравственных ценностей моих сверстников довольно противоречива. С одной стороны, им свойственны человеколюбие, целеустремленность, инициативность и любознательность, а с другой – индивидуализм, безразличие по отношению к другим людям, а порой даже эгоизм, агрессивность, отсутствие серьезного стремления к духовному развитию и тяга к личному преуспеванию и материальному обогащению.

Сравнивая системы нравственных ценностей двух поколений, я выделила как общие черты, так и различия. Большинство моих ровесников в целом достаточно доброжелательно, инициативно и человеколюбиво. Но одновременно они гораздо самостоятельней и предприимчивей своих ровесников пол столетия назад. Также в отличие от коллективизма, воспитанного советской идеологией, молодому поколению свойственен скорее индивидуализм: например, многиесовершенно безучастны к жизни школьного коллектива. Как и люди старшего поколения, большинство моих сверстников стремится получить хорошее образование, но для многих ведущим мотивом становится не стремление к самореализации и желание своим трудом помочь Отечеству, а собственные меркантильные интересы. Таким образом, очевидно, что между системами нравственных ценностей и ориентиров людей старшего и подрастающего поколений существуют серьезные и значимые различия, заметен разрыв между поколениями в понимании нравственных ценностей.

Каковы причины изменений в системе нравственных ориентиров? Одной из важных причин данного процесса является то, что мы живем в совершенно новой России, отличной от Советского Союза. Это свободное демократическое государство с рыночной экономикой. Подрастающее поколение растет среди новых стандартов жизни в разных сферах. Мы стали открыты всему миру и вовлечены в процесс глобализации, которая оказывает особенно сильное влияние на молодежь: она быстро переориентируется на нормы и ценности зарубежной культуры. Часто это приводит к переосмыслению системы моральных и в целом духовных ценностей, следствием чего становится отсутствие четких нравственных ориентиров и представлений о том, какого типа личность востребована в современном обществе. Большое влияние на процесс изменения нравственных ориентиров оказывают и другие современные тенденции: тотальная информатизация и как следствие – «паутина» социальных сетей, оказывающая очень сильное давление на психику молодежи и особенно подростков. Другая тенденция - радикализация и маргинализация общества. К этим процессам подрастающее поколение особенно восприимчиво: в силу недостатка жизненного опыта оно воспринимает многие радикальные идеи за «чистую монету». Еще одной причиной изменений моральных ориентиров являются перемены в отношении людей к нравственному воспитанию детей. К сожалению, в настоящее время в большинстве случаев этому очень важному процессу уделяется мало времени и прикладывается недостаточно усилий.

II А как «у них»? Или шкала нравственных ценностей европейской молодежи

Подбирая материал к этому разделу работы, я случайно обнаружила очень любопытную статью, в которой излагается не менее интересная версия причин, приведших к деградации нравственности современного поколения людей. Ее изложили два очень известных на Западе философа - Зигмант Бауман и Леонид Донскис в своей книге «Моральная слепота». Эта теория показалась мне интересной (хотя и не бесспорной), и я решила кратко познакомить с ней своих читателей. Как считает З. Бауман, одной из предпосылок наступления моральной слепоты современных людей является сформировавшееся в последние десятилетия в странах Запада «общество потребления», в котором все нацелено на все новые и новые материальные приобретения, а от переживаний, связанных с нравственной стороной жизни, с взаимодействиями с другими людьми, стараются поскорее избавиться, как от физической боли. Этот процесс получил название «индивидуализации», и в нем нет места ни тесным взаимоотношениям между людьми, ни нравственным переживаниям. Господствующими между людьми стали так называемые «чистые» отношения, то есть такие, которые никого ни к чему не обязывают. От человека, даже самого близкого, можно избавиться в одностороннем порядке, совсем как от надоевшей вещи, то есть отношения между людьми строятся по схеме «товар-потребитель». А угрызения совести, которые еще живут в людях, можно подавить прогулкой по супермаркету и приобретением каких-то симпатичных и модных вещичек. Не правда ли - страшная картина! И надо быть честными перед собой: и у нас, в России, для значительной части современной молодежи поход в крупный торговый центр гораздо привлекательней, чем иной, более интеллектуальный способ проведения досуга.

Но обратимся от теории к практике: неужели у моих ровесников за рубежом совсем нет никаких нравственных ценностей и достойных жизненных целей? Ответить на этот вопрос мне помогла статья А. В. Хайловой «Ценностные ориентации европейской молодежи на примере Великобритании». В данной статье автор рассматривает отношение британской молодежи к различным ценностям, пользуясь данными, полученными из исследований социологов Великобритании. 70% опрошенных ответило, что благополучие их жизни зависит от готовности и желания трудиться с целью построения успешной карьеры. Однако «большинство людей строят свою карьеру не для развития своей индивидуальности, а с целью роста своего материального благополучия…Таким образом, жизненный успех объединяется с предприимчивостью и деньгами, а не с трудолюбием и талантом». (Откровенно говоря, здесь я могла бы немного поспорить с автором: во-первых, мы все не святые и нуждаемся в материальном благополучии; во-вторых, честно построить карьеру может только способный и трудолюбивый человек, и не так уж важно, какой мотив является для него доминирующим, главное, чтобы его труд приносил пользу другим людям).

Следующая важная ценность – семья. В Великобритании молодежь планирует создание семьи только после построения успешной карьеры и максимальной независимости.

Далее рассматривается ценность дружбы и общения. «В Великобритании друзьями зовут всех подряд, даже тех, кого видели один раз в жизни и помнят имя…Британцы быстро идут на контакт, … проявляют инициативу. Они разделяют личную жизнь и работу, стараются не смешивать эти группы».

Но, как отмечает автор статьи, самой главной ценностью для английской молодежи является свобода (мысли, слова, совести, личности в целом).

Если перейти от нравственных ценностей к нравственным качествам современной европейской молодежи, то, по мнению Хайловой, европейцы любознательны, гуманны и терпимы, трудолюбивы, предприимчивы, доброжелательны.

Сравнивая системы нравственных ценностей подрастающего поколения России и западных стран, я нашла много общих черт. Это доброжелательность к другим людям, стремление к знаниям, инициативность. Наряду с этими позитивными качествами молодежь в целом достаточно индивидуалистична, меркантильна и равнодушна к окружающему миру. Такое сближение нравственных ориентиров можно объяснить процессом глобализации, охватившим весь мир. Главная ценность, которая, на мой взгляд, в сознании россиян (в том числе и представителей молодого поколения) занимает гораздо более важное место, чем у жителей Запада, – это ценность семьи. Очевидно, это можно объяснить особенностями нашего исторического развития.

Конечно, процесс глобализации и интеграции способствует сближению людей и лучшему пониманию друг друга, но, с другой стороны, это приводит к стандартизации мыслей, чувств, ценностей, образа жизни в целом.

Еще одна очень опасная тенденция, охватившая весь мир, в том числе и Россию, – это радикализация общества в целом и молодежи в частности.

III Радикализация молодого поколения: причины, проявления, риски

Мне, как и моим ровесникам, сейчас 16 лет. А что ждет меня в ближайшем будущем, через 3, 5, 7 лет? К сожалению, прогнозы неутешительны. Как пишут многие современные ученые, наибольшей угрозой может стать именно радикализация молодежи.

Подчас уже в начальной школе некоторые одноклассники с неодобрением и завистью смотрят друг на друга. В чем причины? Рыночная экономика, которая при всех своих достоинствах порождает материальное и часто связанное с ней интеллектуальное и духовное неравенство между людьми. В раннем подростковом возрасте предметами зависти и ненависти к однокласснику может стать какая-нибудь модная вещь, новая модель мобильного телефона, высокая успеваемость.

Другим источником радикализации стали социальные сети. Сейчас они пользуются огромной популярностью. Как пишет создатель сайта «Одноклассники» Альберт Попков, уже в 2013 году по данным статистики посещаемость сайта за сутки составляла более 40 миллионов посетителей.Уверена, что значительную часть этой аудитории составляли тинейджеры. Конечно, социальные сети имеют и положительное стороны, но нельзя забывать и об их негативном влиянии на подрастающее поколение.

Неконтролируемое взрослыми зависание в сети и приобретение «новых друзей» могут пагубно повлиять на формирование системы нравственных норм, отличных от принятых в обществе: пропаганда употребления алкоголя и наркотиков, убийств, изнасилований, распространение порнографии.

В более «возрастной» молодежной аудитории общение в социальных сетях может привести еще к более страшным последствиям.

Около двух месяцев тому назад в телепрограмме «60 минут» обсуждали эту проблему и показывали ужасные сцены избиения девушки, происходивших прямо на глазах подписчиков этой сети. Смотреть на это было страшно, но оказалось, что это было просто коммерческое предприятие: зрители должны были заплатить немалые деньги за полученное «удовольствие» от просмотра этой мерзости, а участники делили гонорар между собой, часть доставалась и избитой девушке. Причем было сказано, что число зрителей на этом сайте постоянно растет. Очевидно, что участники и зрители подобных «увеселительных» программ живут в страшном мире «перевернутых» ценностей. И применить правовые санкции к участникам этого развлечения невозможно: все делалось по взаимному согласию.

«Результаты одного из социологических исследований показали: в нашей стране для 11,1% молодежи радикализм воспринимается в стиле экшн – как выход за пределы серых будней, как экстремальная форма самовыражения, как привлекательность ярких жизненных впечатлений».

Но очевидно, что это совсем не так! Рассмотренные тенденции разрушают систему нравственных ценностей и особенно опасны в юношеском возрасте, когда у молодого человека еще не выработался иммунитет к навязываемым ему бесчеловечным и разрушительным «истинам». Так что же делать? Ответу на этот вопрос посвящена следующая части моей работы.

IV Что делать?

Так как же можно изменить ситуацию - остановить падение нравственности подрастающего поколения?

Надо отметить, что эта проблема очень волновала ученых-социологов еще пять-шесть лет тому назад. Вот, например, фрагмент из статьи З.И. Дадовой, которая очень эмоционально вещала со страниц журнала: «Я хочу отметить, что для того, чтобы воспитать нравственное поколение, необходимо вовлечение в процесс воспитания подрастающего поколения участников всех сфер жизнедеятельности, а также практическая реализация социально-культурных технологий на уровне социальной политики государства».

Но это, по-моему, были просто общие фразы, которые не имели никакой практической ценности. Конечно, основой воспитания остается семья, но, к сожалению, родители не всегда уделяют должное внимание духовному и нравственному воспитанию своих детей, а многие из них вообще перекладывают всю ответственность на школу.Мой научный руководитель рассказала мне, что в начале 2000-х годов нравственному воспитанию школьников уделялось очень большое внимание. Она сама проводила классные часы в разнообразных формах (игра, практикум, тренинг, «круглый стол», диспут и другие), посвященных нравственным отношениям между одноклассниками, знаниям правил этикета и его соблюдению, толерантности по отношению друг к другу. И это работало!

Сейчас эта тематика почему-то ушла из воспитательной работы в школе, а жаль! Возможно, она отвлекла бы школьников, в том числе и подростков, от бесконечного «общения» со своим гаджетом и полного безразличия к окружающему миру.

Еще один эффективная форма воспитания нравственности в людях – это искусство. Вспомним хотя бы сказки, которые нам читали родители в раннем детстве: в них добро всегда побеждало зло. Вспомним и произведения наших выдающихся писателей-классиков – они все гуманистичны. На ум приходят известные строки из стихотворения А.С. Пушкина «Памятник»: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал…». К сожалению, мои ровесники мало читают художественную литературу, особенно классику, и это плохо.

Но есть другие, более доступные восприятию подростков виды искусства, например,кинематограф. Правда, в постсоветские годы в кинотеатрах преобладали американские боевики, часто малосодержательные, но зато с драками, стрельбой и различными спецэффектами, очень притягательными для подростковой аудитории. К счастью, сейчас положение дел меняется, на экранах все чаще появляются очень хорошие российские кинофильмы. Например, в конце 2017 года в прокат вышел фильм режиссера Антона Мегердичева «Движение вверх». Я ходила смотреть этот фильм в кинотеатр с родителями, мне было тогда всего 12 лет, может быть, я не все поняла в сюжете фильма, но один факт меня потряс: когда фильм закончился, почти все зрители встали и начали громко аплодировать. Мои родные тоже аплодировали, и я видела, что они едва сдерживают слезы. Позже я еще раз посмотрела этот фильм уже по телевизору и поняла, что так взволновало людей: искренность, сила воли, чувство локтя, которое объединяло всех героев; победа на Олимпиаде во имя своего Отечества, - то есть все те высокие мысли, чувства, о которых большинство просто забывает в суете будней. Вслед за этим фильмом стали появляться другие российские фильмы, в которых интересный захватывающий сюжет сочетается с гуманистическими идеяминеобходимости сострадания к другим людям, взаимовыручки, бескорыстной помощи (например, фильмы «Экипаж», «Огонь»). Было бы оченьполезно отвлечь подростков от бесконечного общения в социальных сетях и заинтересовать таким вот кинематографом – захватывающим, эмоциональным, пробуждающим лучшие человеческие качества.

Хорошо, что в последние годы появилось еще одно новое, очень перспективное с точки зрения воспитания «добрых чувств» к окружающему миру и живущим в нем людям явление - волонтерство.

Совершенно очевидно, что занятие волонтерской деятельностью развивает такие позитивные качества, как ответственность, терпимость, сострадание, отзывчивость и другие. Я узнала, что одна из моих одноклассниц участвует в добровольческом движении в нашем районе и попросила ее рассказать мне о том, что она там делает. Оказалось, что она посещает приют для животных «Полянка». Приют специализируется на уходе за бездомными и больными животными. Каждый желающий может помочь животным с трудной судьбой: пожертвовать средства на нужды приюта, помочь в уходе, а также стать куратором питомца приюта. В этой деятельности могут участвовать мои сверстники, достигшие 16-тилетнего возраста, а также и дети более младшего возраста, но в сопровождении взрослых. По-моему, уход за такими животными – очень гуманное занятие.

Мне захотелось расширить свои знания о волонтерском движении в Красносельском районе. Я связалась с руководителями организации волонтеров, и они ответили на заданные мной вопросы.

Вот что я узнала: В Красносельском районе многие школьники являются добровольцами: 14 волонтерских отрядов зарегистрировано на сайте «Доброволец. РФ». Средний возраст волонтеров – 18-19 лет. Школьники более младшего возраста принимают посильное участие в волонтерской деятельности в свободное от учебы время. Участники общества осуществляют свою деятельность в различных направлениях гражданской активности по линии РДШ, таких какэкологическое, социальное, культурное и др. Ребята принимают участие в сборе макулатуры, пластмассы, посадке растений. Ежегодно в районе проводится ток-шоу "Я - Волонтёр!", осуществляется обмен волонтёрским опытом и акция "Согрей теплом души" (сбор подарков для кризисных центров "Маленькая мама" и "Старость в радость").

Почерпнутая мною информация о волонтерском движении внушила мне надежду. Ведь это действительно совершенно добровольное движение, подростки участвуют в нем «по зову сердца», то есть в силу таких ценных человеческихкачеств, как сострадание к больным и слабым, бескорыстие, самоотверженность и главное – гуманизм. Без этих качеств общество в целом и отдельный человек в частности просто не смогут выжить!

О волонтерах сейчас пишут очень много: они участвуют в поиске пропавших детей, помогают в тушении пожаров, спасают людей в районах землетрясений и прочих природных катаклизмов. Может быть, как раз в развитии этого движения лежит путь к нравственному возрождению людей?! Будем надеяться.

Заключение

Мне кажется, что в работе я выполнила поставленные перед собой цели и задачи, пришла к определенным результатам и могу сделать общие выводы. Гипотеза исследования подтвердилась: по сравнению со своими родителями, а тем более с бабушками и дедушками подрастающее поколение в целом отличается большим индивидуализмом, рационализмом и уменьшением способности к состраданию и вниманию к другим людям. Такое «смещение» моральных ценностей обусловлено рядом факторов, из которых самыми важными мне кажутся три: во-первых, изменение политического строя в России (авторитарное государство с коммунистической идеологией стало демократическим; вследствие этого командно-административная экономика преобразовалась в рыночную); во-вторых, процесс глобализации, который принес к нам в частности новую систему нравственных ценностей, например, тот же процветающий на Западе индивидуализм; в-третьих, развитие информационных технологий, как следствие - появление социальных сетей, некоторые из которых явно отрицательно влияют на формирование мировоззрения и поведение подростков да и молодежи в целом.

Две последние тенденции влекут за собой большие риски: как считают ученые, потеря позитивных нравственных ориентиров приводит к радикализации молодежи, что чревато самыми непредсказуемыми и опасными последствиями.

Что делать, чтобы остановить эту опасную тенденцию?

Во-первых, усилить работу по нравственному воспитанию детей в школе, но предварительно найти интересные формы работы с ними, простые нравоучения не будут эффективны.

Во- вторых, призвать на помощь искусство, но тут важно участие родителей, только они могут убедить подростка в том, что чтение интересной книги или просмотр хорошего, пробуждающего добрые чувства фильма гораздо лучше бесконечного «зависания» в социальных сетях.

Но наиболее перспективным на сегодня, как мне кажется, является участие в волонтерском движении: оно совмещает потребность подростков в общении со сверстниками с осуществлением хороших, добрых и полезных дел.

Написание этой работы было для меня и очень интересным, и полезным. Я, безусловно, расширила свои теоретические знания в такой составляющей духовной культуры, как мораль; познакомилась со взглядами ряда современных ученых (российских и зарубежных) на тенденции развития нравственности у современной молодежи; самостоятельно провела два опроса и сделала соответствующие выводы (см. Приложения); взяла небольшое интервью у руководителей волонтерского движения в Красносельском районеСанкт-Петербурга; смогла все полученные знания, собственные рассуждения и выводы изложить на страницах этой работы.

Данный проект был популяризирован с помощью публикации на сайте https://vc.ru//

Список литературы

1.ДадоваЗ.И.О задачах по улучшению духовно-нравственного воспитания молодежи.–М.:журнал «Теория и практикаобщественного развития», 2015.2.Костькин Д.А. Нравственное воспитание: советское прошлое и современность. - М.:Известия ПГПУ. Сектор молодых ученых. 2008.3.Лощаков Д. Г. Причины радикализма в молодежной среде современного российского общества.– М.:Вестник экономической безопасности, 2015.4.Матвиенко М. А. Ценностисовременной молодежи. – М.:журнал «Молодой учёный» №10 (90), 2015.5.Опалев А.В. Причины радикализма в молодежной среде современного российского общества.–М.:Вестник экономической безопасности, 2015.6.ФедотоваВ. А.Ценности россиян в контексте возрастных различий.– М.:журнал «Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология.», 2017.7.Хайлова А. В. Ценностные ориентации европейской молодежи на примере Великобритании.–М.:журнал «Вопросы студенческой науки» №11(39), 2019.8.Влияние социальных сетей на личность подростка[Электронный ресурс]: Инфоурок.Режимдоступа:URL.:https://infourok.ru/vliyanie_socialnyh setey na_lichnost_podrostka-350463.htm9.Исследовательская работа Социальные сети: вредно или полезно [Электронный ресурс]: Инфоурок. Режим доступа: URL.: https:// infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-socialnie-seti-vredno-ili-polezno-1611662.html10. Методология становления педагогического процесса [Электронный ресурс]: Library.by. Режим доступа: URL.:https://library.by/portalus/modules/shkola/ readme.php?subaction=showfull&id=1192709396&archive=1195596785&start_from=&ucat=&11. О задачах по улучшению духовно-нравственного воспитания молодежи [Электронный ресурс]: Сyberleninka. Режим доступа: URL.:https://cyberleninka.ru/article/n/o-zadachah-po-uluchsheniyu-duhovno-nravstvennogovospitaniya-molodezhi12. Особенности формирования нравственной воспитанности у обучающейся молодежи в современных условиях [Электронный ресурс]:Молодой ученый. Режим доступа: URL.: https://moluch.ru/archive/149/42150/

Приложение №1.

Анкетирование.

Результаты опроса людей старшего поколения

1) Когда Вы слышите о подвиге человека, что чаще всего приходит Вам в голову?

Варианты ответов

Доля от общего числа ответов (%)

Гордость за человека и уважение к нему.

80

Привели свою ассоциацию (конкретный подвиг определенного человека).

20

Большая часть опрошенных (80%) чувствует гордость за человека; 20% респондентов привели свою ассоциацию с подвигом (например, подвиг А. Матросова)

2) Что бы Вы сделали, если бы во время Вашего обучения в школе увидели, что над кем-то в классе насмехаются?

Варианты ответов

Доля от общего числа ответов (%)

Заступился(-лась) бы за человека

60

Отдалился(-лась) бы от обидчиков

40

60% опрошенных заступились бы за человека. Это свидетельствует о том, что для большинства ответивших не свойственно равнодушие к чужим проблемам. Часть людей (40%) отдалилась бы от обидчиков.

3) Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для коллектива работу (например, поучаствовать в субботнике). Вы знаете, что способны это сделать. Ваша реакция?

Варианты ответов

Доля от общего числа ответов (%)

Поучаствовал(-а) бы

60

Не принял(-а) бы участия

40

Большая часть опрошенных (60%) поучаствовала бы в данной, полезной для коллектива, работе. 40% людей не дали бы согласия на участие в мероприятии. Таким образом, большей части опрошенных присуще желание участвовать в делах для коллектива, свойственна инициативность.

4) Вы покупаете клубнику. Вам взвешивают последний оставшийся килограмм. Сзади слышите голос, сожалеющий о том, что не хватило клубники для сына в больницу. Ваши действия?

Варианты ответов

Доля от общего числа ответов (%)

Поделился(-лась) бы с этим человеком

100

Все опрошенные (100%) поделились бы клубникой с этим человеком. Можно судить о том, что большинству людей старшего поколения свойственно сострадание и не свойственно безразличие к другим людям.

5) Часто ли Вас посещает мысль, что хочется сходить в театр или на выставку?

Варианты ответов

Доля от общего числа ответов (%)

Да

80

Не очень часто

20

Большинству опрошенных (80%) свойственно желание посетить театр или другое культурное мероприятие. 20 % респондентов не испытывают частого желания похода посещения данных мероприятий. Таким образом, многим людям старшего поколения в подростковом возрасте хотелось приобщиться к культуре

6) В разговоре Вас перебивают. Ваша реакция?

Варианты ответов

Доля от общего числа ответов (%)

Стараюсь промолчать и выслушать оппонента

80

Сделаю замечание

20

80% респондентов постарались бы спокойно отреагировать на это и выслушать оппонента. 20% опрошенных сделали бы замечание. Таким образом большинство предпочитало решить ситуацию мирным путем.

7) Что Вы чувствуете, когда на Ваших глазах хвалят кого-то из Ваших товарищей?

Варианты ответов

Доля от общего числа ответов (%)

Радость, гордость за человека

80

Спокойствие

20

Большинство респондентов (80%) чувствуют радость и гордость за товарища. 20% опрошенных чувствуют спокойствие. Из этого можно судить о доброжелательности старшего поколения к своим товарищам.

8) В городе можно встретить нищих, просящих подаяние. Даете ли вы им милостыню? Если Вы даете милостыню, то почему? Если Вы не даете милостыню, то тоже почему?

Варианты ответов

Доля от общего числа ответов (%)

Не даю, так как чаще всего эти люди-мошенники/так как не люблю таких людей ведь у них нет чувства собственного достоинства

60

Даю, так как человек действительно может попасть в трудную ситуацию

40

Большая часть опрошенных (60%) не дает милостыню. Однако доля тех, кто дает милостыню тоже велика и составляет 40% от всего числа опрошенных.

9) Хотели ли Вы в школе стать каким-либо организатором? Почему?

Варианты ответов

Доля от общего числа ответов (%)

Нет, так как не было способностей/было не интересно )

100

Все респонденты не хотели в школе быть организаторами, следовательно, можно судить о том, что не всем людям старшего поколения свойственно желание участвовать в коллективных работах (в дополнительных устных ответах большинство респондентов поделилось со мной, что часто общественные поручения были для них неинтересны и насильственны)

10) Считаете ли Вы, что главное в жизни – это приобрести дом (квартиру), машину и другие материальные блага?

Варианты ответов

Доля от общего числа ответов (%)

Нет, однако это тоже важно

30

Нет

70

Большая часть опрошенных (70%) считает материальные блага не главным в жизни; 30% людей считает материальные блага важным, но не главным в жизни. Это говорит о том, что большая часть респондентов считает самым главным не материальные ценности, а духовные.

11) По каким принципам Вы выбрали свою профессию?

«Хорошо помню себя в детстве и своих учителей»

«Выбранная профессия мне нравилась, она приносила мне удовольствие и была востребована»

«По принципу удовольствия от выбранной профессии»

«За меня профессию выбрала семья. У нас династия учителей»

«Звучит банально, но мечта»

«По принципу увлечения предметом. В школе у меня были два самых любимых предмета – литература и история, но все-таки я прагматично решила, что диплом историка откроет передо мной более широкие перспективы трудоустройства, чем диплом филолога…»

«Я выбрал работу по интересной мне сфере»

«Мне было важно, чтобы профессия была полезна обществу и была любима мной, чтобы мне хотелось в ней работать и развиваться.»

«Я хотела осуществить свою детскую мечту и стать врачом, к тому же это очень востребованная профессия»

«Моя профессия была нужна обществу»

«Мне хотелось, чтобы я смог утвердиться в этой деятельности и смог обеспечить свою семью.»

«Мечтал об этой профессии»

«Хотела быть полезной людям, еще была важна оплачиваемость работы»

«Подростком решил, что буду военным. Это очень интересное и нужное дело.»

«Прислушалась к советам семьи и не пожалела.»

«По принципу интереса к этой профессии»

Большинство опрашиваемых выбирали ту или иную профессию, чтобы получать от нее удовольствие. Часть опрошенных последовали примеру членов своих семей и избрали ту же профессию, что и они.

12) Какова была Ваша цель получения образования?

Варианты ответов

Доля от общего числа ответов (%)

Для самоуважения

10

Получение возможностей в дальнейшем

60

Для того, чтобы идти в ногу со временем

10

быть профессионалом в своей сфере деятельности

20

60% респондентов получали образование для приобретения возможностей в будущем, 20% опрошенных хотели быть профессионалами в своем деле. Равная доля опрошенных (10%) получала образование, чтобы уважать себя и для того, чтобы быть современным.

13) Напишите 5 своих жизненных целей в порядке возрастания их значимости (от менее значимых к более значимым)

«1. Закончить школу

2. Поступить в ВУЗ и закончить его

3. Устроиться на работу

4. Устроить свою личную жизнь

5. Прожить счастливую жизнь.»

«1. Получить среднее образование

2. Получить высшее образование

3. Устроиться на стабильную работу

4. Получать от жизни удовольствие

5. Создать крепкую семью»

«1. Познавать новое

2. Развиваться

3. Быть счастливой и сделать счастливыми окружающих

4. Быть полезной и нужной окружающим

5. Быть хорошим учителем. Учитель – научи ученика!»

«1. Укреплять здоровье, чтобы как можно дольше сохранять независимость

2. Заниматься самообразованием, чтобы жизнь была насыщенной и интересной

3. Выучить английский язык

4. Помочь своим близким добиться существенных успехов и результатов в жизни

5. Сделать все возможное, чтобы глаза моих близких светились радостью и счастьем»

«1) Иметь надежных и верных друзей

2) Много путешествовать

3) Создать семью

4) Найти интересную работу

5) Получить высшее образование»

«1. Получить образование.

2. Найти любимую работу

3. Иметь возможность для самообразования

4. Родить и воспитать детей

5. Не потерять себя в жизни»

«1. Закончить обучение в школе

2. Поступить в институт, закончить его

3. Трудоустроиться, чтобы поддержать свою семью

4. Создать счастливую семью

5. Быть человеком»

«1. Получить образование, чтобы открыть себе дорогу

2. Саморазвитие

3. Иметь честных и верных людей в окружении

4. Реализоваться на любимой работе

5. Прожить свою жизнь не зря, приносить счастье другим»

«1. Быть в окружении надежных людей

2. Увидеть мир

3. Получить работу по профессии

4. Создать семью, воспитать достойных детей

5. Приносить пользу обществу»

«1. Путешествия

2. Стать профессионалом в своей сфере

3. Учиться всю жизнь

4. Помогать близким

5. Жить счастливо»

«1. Никогда не унывать

2. Получить необходимое образование

3. Заработать средства, чтобы суметь обеспечить себя

4. Наладить свою личную жизнь

5. Жить, чтобы было, что вспомнить»

«1. Познавать мир

2. Получить любимую работу

3. Быть стоющим человеком

4. Сделать свою семью счастливой

5. Жить радостно»

«1. Получить образование

2. Устроиться на перспективную работу

3. Реализоваться в любимом деле

4. Иметь возможность для саморазвития

5. Прожить счастливую жизнь»

«1. Устроиться в жизни

2. Постоянно учиться и развиваться

3. Обеспечить себя и своих близких

4. Стать профессионалом своего дела

5. Устроить личную жизнь»

«1. Окончить институт

2. Пойти работать по специальности

3. Сделать так, чтобы помогать своей работой людям

4. Нести счастье своим родным и близким

5. Любить и быть любимой»

«1. Получить образование

2. Иметь надежных друзей

3. Познавать мир, не отставать от общества

4. Реализоваться как человек и профессионал

5. Создать счастливую семью, воспитать детей»

Из ответов на данный вопрос видно, что для большинства респондентов главными в жизни являются духовные ценности, для многих было важно получить образование и создать семью.

Приложение №2

Анкетирование.

Результаты опроса людей подрастающего поколения

1) Когда Вы слышите о подвиге человека, что чаще всего приходит Вам в голову?

Варианты ответов

Доля от общего числа ответов (%)

Уважение к человеку, совершившему подвиг

40

Помощь другому человеку

20

Мысль о том, что рассказ о подвиге преувеличен

10

Мысль: «Смог бы я совершить подвиг?»

10

Не дали ответ

20

Большинство людей (40%) уважают человека, совершившего подвиг; 20% ответивших вспоминает о помощи другому человеку, такая же доля ответивших не смогла ответить на заданный вопрос; 10% подумает о том, что рассказ о подвиге может быть преувеличен, так же 10% людей задается вопросом о том, смог ли бы он совершить подвиг.

2) Если над кем-то в классе насмехаются, то я…

Варианты ответов

Доля от общего числа ответов (%)

Игнорирую происходящее и не вмешиваюсь

30

Заступаюсь за человека

50

Узнаю причину такого поведения

10

Доложу о происходящем классному руководителю

10

Ответы на данный вопрос позволяют сделать вывод о том, что часть опрошенных (50%) постарается заступиться за человека. Это свидетельствует о том, что большинству ответивших не свойственно равнодушие к чужим проблемам. Однако доля тех, кто проигнорировал бы происходящее также достаточно велика (30%). Следовательно, можно судить о том, что среди подрастающего поколения достаточно часто встречается безразличие.

3)Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для коллектива работу (например, поучаствовать в субботнике). Вы знаете, что способны это сделать. Ваша реакция?

Варианты ответов

Доля от общего числа ответов (%)

Вызовусь выполнить работу

60

Если мне интересна эта работа – вызовусь выполнить

40

Полученные ответы показывают, что все опрошенные выполнят предложенную работу (60% выполнят работу в любом случае, ведь она полезна для коллектива; 40% - при условии заинтересованности данной работой). Таким образом, можно сказать, что подрастающее поколение хочет участвовать в делах, приносящих пользу обществу, ему не безразлична судьба коллектива и свойственна инициативность.

4)Вы покупаете клубнику. Вам взвешивают последний оставшийся килограмм. Сзади слышите голос, сожалеющий о том, что не хватило клубники для сына в больницу. Ваши действия?

Варианты ответов

Доля от общего числа ответов (%)

Поделюсь клубникой

80

Не поделюсь клубникой

20

Большинство учеников (80%) ответили, что поделились бы клубникой. Таким образом, большая часть подрастающего поколения отзывчива. 20% не поделились бы. Получается, что часть людей не хотела бы помочь другому человеку.

5)Часто ли Вас посещает мысль, что хочется сходить в театр или на выставку?

Варианты ответов

Доля от общего числа ответов (%)

да

40

нет

60

Большая часть опрошенных учеников (60%) не часто испытывает желание похода в театр или на выставку. Это можно объяснить увеличением влияния СМИ в жизни современных людей и, как следствие, получение большого распространения массовой культуры. Получается, что подрастающее поколение не сильно стремится культурно развиваться и предпочитает массовую культуру, которая легче для восприятия. Однако доля людей, часто желающих посетить театр или выставку, тоже достаточно велика (40%).

6) В разговоре Вас перебивают. Ваша реакция?

Варианты ответов

Доля от общего числа ответов (%)

Сделаю перебивающему человеку замечание

40

Промолчу

30

Агрессивно отреагирую

20

Не дали ответ

10

40% респондентов сделают замечание перебивающему их человеку; 30% опрашиваемых промолчит; 20% - отреагирует агрессивно. 10% опрошенных не смогли ответить.

7)Что Вы чувствуете, когда на Ваших глазах хвалят кого-то из Ваших товарищей?

Варианты ответов

Доля от общего числа ответов (%)

Радость/ гордость за них

70

Безразличие

20

Смешанные чувства

10

В ответах на данный вопрос меня обрадовало, что большая часть опрошенных (70%) радуется и гордится за товарищей, которых хвалят. Из этого можно судить о доброжелательности современного поколения к своим товарищам. 20 % опрошенных безразличны к похвале своих товарищей и 10% испытывают смешанные чувства.

8)В городе можно встретить нищих, просящих подаяние. Даете ли Вы им милостыню? Если Вы даете милостыню, то почему? Если Вы не даете милостыню, то тоже почему?

Варианты ответов

Доля от общего числа ответов (%)

Нет, так как у меня нет своих денег

30

Нет, так как чаще всего это мошенники

20

Не всегда, так как не хочу помогать попрошайкам

10

Да, так как хочу помочь людям в трудную минуту

40

Большая часть опрошенных (40%) дает милостыню, чтобы помочь людям; 30% - не дает милостыню из-за отсутствия собственных денег; 20% респондентов не дает милостыню, так как считают людей, просящих ее, мошенниками; меньше всего людей (10%) не дает подаяние, так как не хочет помогать попрошайкам.

9)Хотели ли Вы в школе стать каким-либо организатором? Почему?

Варианты ответов

Доля от общего числа ответов (%)

Нет, так как у меня нет организаторских способностей

50

Нет, так как не хочу брать на себя столь серьезную ответственность

25

Да, так как мне нравится этот вид деятельности

25

50% респондентов не испытывало желания стать организатором, так как не имеет организаторских способностей; 25% не хотели быть организаторами, потому что не хотели нести такой серьезной ответственности, такой же процент опрошенных хотел стать организатором из-за заинтересованности данной деятельности.

10)Считаете ли Вы, что главное в жизни – это приобрести дом (квартиру), машину и другие материальные блага?

Варианты ответов

Доля от общего числа ответов (%)

Да

10

Нет, однако это одно из составляющих нашей жизни

30

Нет

60

60% учеников считают, что материальные ценности – абсолютно не главное в жизни; 30% опрошенных думают, что материальные ценности – важная, но не главная составляющая жизни. Это говорит о том, что большая часть респондентов считает самым главным не материальные ценности, а духовные. 10% считают, что главное в жизни – материальные ценности.

11)По каким принципам Вы выбираете свою будущую профессию?

Варианты ответов:

«Зарплата, возможности здоровья, интерес к работе»

«Хочу заниматься тем, что мне нравится»

«По своим личным предпочтение, а также актуальности данной профессии и своих личных качеств и увлечений»

«Насколько мне нравится/подходит»

«Я выбираю свою будущую профессию исходя из того, что мне нравится.»

«Я хочу, чтобы то, чем я буду заниматься, в первую очередь приносило

удовольствие, но всё же нельзя исключать востребованность и оплату труда»

«Я выбираю свою будущую профессию так, чтобы она соответствовала моим интересам, чтобы мне было интересно заниматься этойработой и я не чувствовала сожаление из-за потерянной жизни на нелюбимое дело»

«По моим интересам, если мне интересна та или иная сфера, я бы хотела в ней работать»

«То, что тебе больше нравится делать,

по принципам своего предпочтения»

«Что будет в будущем актуально и высоко оплачиваемое, и желательно чтобы мне это было по душе»

«Финансовая составляющая, личные предпочтения»

«Согласно своим личным качествам»

«По размеру зарплаты, чтобы обеспечить свою семью»

«Я хочу получить карьерный рост и возможность саморазвития, согласно этим этим принципам я выбираю свою профессию»

«Хочу стать таким же хорошим актером, как и мой кумир»

«Мне нравится и интересна эта работа»

«Пойду туда, куда смогу устроиться»

*Орфография и пунктуация авторов сохранены

Результат ответов на этот вопрос очень порадовал: опрашиваемые выбирают ту или иную профессию, чтобы получать от нее удовольствие. Этот принцип выбора присутствует в ответе каждого респондента. Также многие выбирают профессию, опираясь на ее актуальность и размеры заработной платы.

Ваша цель получения образования?

Варианты ответов

Доля от общего числа ответов (%)

Построение успешной карьеры

60

Получение необходимых навыков и знаний

40

60% опрошенных получают образование для построения успешной карьеры; 40% считает, что образование даст им необходимые для жизни навыки.

12)Напишите 5 своих жизненных целей в порядке возрастания их значимости (от менее значимых к более значимым)

Варианты ответов:

«1) высыпаться постоянно 2) найти нормальную работу 3) здоровье поправить 4) заниматься своими увлечениями 5) получить независимость»

«Окончить хорошо школу

Поступить на бюджет в университет

Устроиться на хорошую работу

Найти любимого человека

Стать мировым чемпионом»

«Получение образования, стабильная и оплачиваемая работа, создание семьи, приобретения квартиры, поступление в колледж на бюджет»

«Не знаю»

«1. получить образование 2. устроиться на работу3. купить жильё 4. хорошее здоровье 5.путешествие»

«1. Закончить школу с максимальной пользой для себя 2. Закончить вуз с максимальной пользой для себя 3. Стать успешной в профессии 4. Найти своего человека и быть с ним 5. Прожить счастливую жизнь»

«1) Посетить Германию и съездить в гости к дальним родственникам 2) Приобрести собственную квартиру и сделать в ней ремонт так, чтобы мне было уютно в ней находиться 3) Прочитать все книги, с которыми я хотела бы ознакомиться 4) Дожить до того момента, когда многие решения я буду самостоятельно принимать 5) Закончить обучение и найти интересную для меня работу»

«1) закончить 11 классов 2) хорошо сдать ЕГЭ 3) поступить в Университет 4) закончить университет 5) иметь престижную работу»

«1-отучиться делать ногти, брови; 2-научиться играть па гитаре; 3- утроиться на работу; 4- закончить школу (колледж) без 3; 5- получить образование»

«1. выучится 2. найти работу 3. открыть своё дело 4. купить квартиру 5. посетить страны запада»

«закончить школу; сдать ЕГЭ на 90+ баллов; поступить в университет; найти высоко оплачиваемую работу; обеспечить всем необходимым для нормальной жизни себя, свою семью и родственников»

«1) завести кота, 2) получить хорошо оплачиваемую должность, 3)стать успешным руководителем, 4)купить свой дом 5)завести детей»

«1) закончить ВУЗ с красным дипломом, 2) создать свое дело, 3) купить квартиру, 4) найти любовь всей своей жизни 5)прожить счастливую и насыщеннуюжизнь»

«1) стать успешным предпринимателем, 2)Заработать достаточно средств, 3) построить приют для кошек и собак, 4) купить личный кинотеатр, 5) переехать за границу»

«1) купить все книги что я хочу прочитать, 2)поступить на бюджет, 3) стать востребованным специалистом, 4) не быть ни от кого зависимым, 5)стать хорошим отцом»

«1) стать популярной в интернете, 2) хорошо закончить школу, 3) хорошо устроиться в жизни, 4) жить за границей, 5) стать филантропом»

«1) поступить в престижный ВУЗ на бюджет, 2)стать отличным работником 3) открыть свое дело 4) стать губернатором области, 5) войти в историю»

«1) Путешествовать много, 2) получить школьное образование, 3) Закончить колледж, 4) Найти верных друзей, 5) Обеспечить счастье своей семье»

«1) Получить образование, 2) Стать профессионалом своего дела, 3) Научиться чему-то новому, 4) Заработать достаточно денег, 5) Жить счастливо и радостно»

«Затрудняюсь ответить»

«1. Поступить в университет, 2) Стать профессионалом и получать высокую зарплату, 3) Купить дом, 4) Создать семью, 5) Жить не жалея о чем-либо»

*Орфография и пунктуация авторов сохранены

Вывод: Большинство респондентов считают важным в жизни получение образования и независимости. Также многие хотят создать семью и прожить счастливую жизнь.

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Velimira Volkova

Очень хороший проект, который рассматривает действительно актуальную на сегодняшний день тему. Я согласна с заключением этой работы. Видно, что человек действительно углубился в эту тему, хорошо разобрал и проработал материал. Спасибо за вашу работу!

Ответить
Развернуть ветку
Ксения Кривогуз
Автор

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Диана

Спасибо за проект, не ожидала увидеть такой подробный анализ по теме! Было очень интересно читать, отдельное спасибо, что автор проекта учла и раздел "Что делать?", разбирая саму проблему с разных сторон.

Ответить
Развернуть ветку
Ксения Кривогуз
Автор

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Елисеева

Прекрасный проект, отражающий актуальные проблемы современного общества. Сразу видно человек знает что делает.

Ответить
Развернуть ветку
Ксения Кривогуз
Автор

Спасибо, Ирина!

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Елисеева

Не за что Ксения 👍

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда