{"id":13506,"url":"\/distributions\/13506\/click?bit=1&hash=27fcb5113e18b33c3be66ae079d9d20078d1c30f1b468cdc86ecaeefa18446c2","title":"\u0415\u0441\u0442\u044c \u043b\u0438 \u0442\u0432\u043e\u0440\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e \u0432 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0438? \u0410 \u0435\u0441\u043b\u0438 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0451\u043c?","buttonText":"\u0423\u0436\u0435 \u043d\u0430\u0448\u043b\u0438","imageUuid":"2c16a631-a285-56a4-9535-74c65fc29189","isPaidAndBannersEnabled":false}
Андрей Коляда

Что такое Миссия и может ли она быть у компании?

Про миссию компании знают, или по крайней мере слышали, все. Однако этот инструмент оброс множеством заблуждений, которые обессмыслили его и превратили в пустую трату времени.

Дело в том, что на самом деле в бизнесе бывает два вида миссии. Первый может быть у любой компании – будь то мелкий киоск или крупнейшая машиностроительная корпорация. А вот второй – штучная вещь, которая может быть у единичных компаний – встречается крайне редко и требует совпадения нескольких редких условий. Ирония в том, что люди путают первый вид миссии со вторым и это порождает множество проблем.

Первый вид миссии носит сугубо рекламную и PR роль. Такую миссию может придумать любая компания. Её смысл – показать потенциальным покупателям, а также другим стейкхолдерам, что компания очень заботится об общественном благе, она всеми силами выступает за всё хорошее против всего плохого. Как правило, в этом случае, в миссии компания заявляет о том, что её деятельность как раз таки и помогает в борьбе за всё хорошее. Задумка в том, чтобы такая миссия растрогала клиента и убедила его срочно покупать товары и услуги именно у этой компании. Либо же она должна снизить накал страстей и снять претензии каких-то особо ретивых групп населения. Например, придирчивых экологов, которые уверены в том, что компания загрязняет природу. (прямо сейчас мы наблюдаем множественные примеры - азартный хайп на ESG-трансформации, которой, внезапно, стали заниматься чуть менее, чем все - в особенности те, кто вообще никак не может повлиять на экологию и т.п.). А ещё очень хочется чтобы работники компании вдохновились и работали больше и лучше за те же деньги... - Так появляется великое множество миссий, в которых говорится о том, как компании делают солнце ярче, детей счастливее, траву зеленее, клиента счастливее и т.п...

Наслушавшись всяких инфоконсультантов, для разработки такой миссии привлекают персонал. Любимое, очень модное дело – проведение стратегических сессий для разработки миссии. Народ закрывают в кабинете и требуют от него сформулировать смысл существования компании – её миссию. Родить пояснение того, как компания, зарабатывая деньги на своих клиентах, тем самым делает мир лучше. Это очень забавный подход. Хотя бы тем, что из него вытекает, что ранее компания смысла существования не имела. 😊 Затем придуманная таким образом миссия вешается на стену. - И все понимают, что это полная чушь...

В 99 случаев из 100 в эту миссию не верит никто – ни сотрудники, ни руководство, ни клиенты. Все понимают, что это профанация и чистый цирк. Понимают, что смысл существования этой компании – зарабатывание денег и ничего более. В случае с персоналом всё ещё печальнее – люди перестают верить своему руководству, справедливо полагая, что оно просто морочит подчинённым голову, маскируя своё желание заработать деньги красивыми словами.

Означает ли это, что такой вид миссии вреден и не нужен? – И да, и нет. – Он точно вреден, если его применять внутри компании с претензией на правду. – Работники не поверят и будут правы. Но он может быть полезен в рекламных целях. Хуже точно не будет, если вы заявите своим клиентам, что вы не просто дерёте с них три шкуры за не самые качественные товары, а делаете это с высоким смыслом – спасаете тем самым человечество и планету! Главное – не моргните! 😊 Глядишь, кто-нибудь да поверит. С какими-нибудь экологами это тоже неплохо работает. Ваш комбинат не просто тупо загрязняет окружающую среду вредными выбросами. – Нет, он тем самым борется за экологию и спасение животного мира планеты. Настойчиво внедряет ESG-трансформацию! Только где-нибудь в другом месте… Первый тип миссии – это, как правило, довольно цинично и с умыслом. Руководителю компании самому решать – нужно ему такое или нет.

Бывает и второй вид миссии. Это, как раз таки, и есть реальная миссия в понимании стратегического менеджмента. Ирония в том, что такая миссия может быть лишь у крайне малого числа компаний, это крайне редкий случай. Абсолютное большинство компаний её иметь не может по определению. Второй вид миссии возникает, когда основатель компании создаёт свой бизнес не только с целью зарабатывания денег (что само по себе нормально и естественно и уж точно не стыдно!), а ещё и для того, чтобы сделать мир лучше! Сделать его лучше через конкретно работу этой компании. И речь идёт не о профанации, как в первом случае, а об истинных стремлениях – глядя на работу компании люди видят, что, действительно, всё так и есть – её работа реально приводит к чему-то хорошему. Очевидно, что подавляющее большинство собственников бизнеса не могут сказать ничего похожего и таких намерений не имеют. Им просто нравится зарабатывать деньги, им интересно заниматься своим делом и не более того. – И это естественно и нормально! Поэтому большинство компаний не могут иметь такой, второй вид миссии. Её отсутствие – это норма. А вот наличие такой истинной миссии – отклонение от нормы. По крайней мере с точки зрения статистики.

Из примеров бизнесов, где, периодически, встречается истинная миссия – медицина. Когда частные клиники создают не только чтобы зарабатывать деньги на платных медицинских услугах (что само по себе хорошо!), но и для того, чтобы лечить, спасать больных людей. Такие клиники зачастую с некоторыми группами пациентов работают бесплатно – просто потому что верят в свою миссию и живут ею. Например, моя студентка DBA – основательница одной из лучших детских клиник в Дагестане, бесплатно лечит детей, которые нуждаются в срочной помощи, и чьи родители не могут себе позволить заплатить. Нередко истинной миссией обладают и образовательные учреждения. Например, частью миссии EMAS является обучение и воспитание таких руководителей предприятий, которые благодаря полученным знаниям и навыкам смогут создавать передовые бизнесы и, тем самым – своей работой – будут способствовать возвращению России причитающегося ей места – одной из самых развитых экономик мира. А мой знакомый собственник одного из мясокомбинатов в своё время озаботился кормить людей натуральной, качественной колбасой. Веря в то, что наши люди достойны самого лучшего.

Очевидно, что большинство руководителей компаний не имеют таких особых стремлений. Им просто нравится зарабатывать деньги и интересно то, что они делают. Как уже говорилось – это нормально. Если у руководителя компании нет такой истинной миссии – не нужно напрягаться, всё ок, он и есть норма. Но если у него имеется нечто такое – я ему советую обязательно сформулировать такую миссию и донести её до своих подчинённых! Не нужно собирать стратегических сессий – лучше сделать это самому. Идеальный формат – ты и стакан виски. Это твоя миссия и советоваться здесь не с кем. Если ты в неё действительности веришь – она станет и истинной миссией твоей компании. В этом случае ты получишь огромную большую пользу – истинная миссия станет основой системы мотивации и корпоративной культуры в компании. Благодаря ей ты будешь притягивать к себе единомышленников, которые будут работать с тобой не только за зарплату. А ещё и потому, что им тоже близка твоя миссия.

0
1 комментарий
Тимофей Марков

Лучшее объяснение смысла миссии компании, на мой взгляд.
Андрей, спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 1 комментарий
null