Тотально убыточные электромобили: почему EV-компании не скоро смогут полноценно конкурировать с Tesla
Какую основную цель преследовали EV-компании, вышедшие на биржу в 2020-2021 году? Верно, сместить Tesla с вершины рынка. Илон Маск, когда Rivian готовилась к IPO, говорил, что стартап будет грязнуть в огромнейших убытках. И не ошибся. В принципе, это можно сказать про весь «молодняк» в отрасли электромобилей.
Интересную статистику привёл Bloomberg (ниже на картинке). Себестоимость производства (речь именно о сырье, материалах, логистике и персонале, без учёта SG&A и пр. расходов) одного авто у Rivian, Lucid и Nikola в 2,7-3,3 раза превышает выручку от продажи этого авто.
Если говорить об операционных убытках, которые включают и другие статьи расходов, то они уже в 4-5 раз больше выручки. Тотальная убыточность.
Почему так происходит?
- Неэффективность производства. Главный враг стартапов – низкие объёмы производства. Иногда продавать мало вреднее, чем вообще не продавать. Затраты на логистику, материалы и пр. просто несоразмерны получаемым доходам. В пользу Теслы тут говорят масштабы, которые позволяют ей не только оставаться рентабельной (операционная маржа почти 17%), но даже заниматься демпингом цен.
- Ценовая конкуренция. Авто Rivian, к примеру, и так стоит дороже Tesla (если сравнивать с Cybertrack). А Тесла может ещё и скидки делать по 20%. Такой ценовой роскоши более мелкие производители позволить себе не могут. Приходиться снижать цены настолько сильно, насколько возможно, чтобы совсем не обанкротиться.
Кто-то скажет, что, мол, Tesla ведь тоже была убыточной долгое время. Да, только она была операционно убыточной, основные расходы были по категориям SG&A и R&D. Валовая прибыль почти всегда была положительной. Rivian и Lucid же убыточны на уровне себестоимости производства. Проблема эффекта масштаба (точнее, его отсутствия) может преследовать их ещё многие годы.
А что по другим производителям?
Говоря об убыточности стартапов, мы затронули лишь западных производителей. У китайских компаний всё куда лучше. Валовая маржа у Li Auto, Nio, XPeng колеблется в пределах 12-19% – примерно уровень Tesla в 2016-2019 году. Правда, операционно они всё ещё убыточны. Выделяется только Li, который вышел на прибыль по non-GAAP и скоро (1-2 года) сможет выйти на прибыль по GAAP.
У китайцев лучше эффективность, логистика и дешевле производство. Тут, скорее, влияние региональных факторов. Но это влияние дало мощный начальный буст EV-производителям.
Получше дела и у классических автомобильных компаний по типу Volkswagen или Ford. Производство EV пока менее прибыльно, чем машин на ДВС, но всё же в большинстве случаев не убыточно. Их основная проблема – необходимость модернизации производственных линий, которые работали десятилетиями. Нужно менять тяжёлую и неповоротливую концепцию. А это дорого. Но масштабы тоже на их стороне.
Если вам интересна эта тема, можете почитать множество интересных и полезных статей у нас в блоге, который мы ведем в Телеграм (ссылку можно найти в профиле)