{"id":13571,"url":"\/distributions\/13571\/click?bit=1&hash=d83cff4565300d1a2d0608fa73dd700b196f4b77356ac6255703ca3cdf2503d0","title":"\u041a\u043e\u043b\u043b\u0430\u0431\u044b, \u0440\u0435\u044e\u0437\u044b, \u043a\u043e\u043b\u043b\u0430\u0436\u0438... \u0414\u043b\u044f \u0447\u0435\u0433\u043e \u0432\u0441\u0451 \u044d\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"bf0e0fe0-842c-5899-bb40-4efc00426ccf","isPaidAndBannersEnabled":false}
Илья Раков

Национальные банковские особенности "знай своего клиента"

🏦 Банковский принцип «знай своего клиента» в конце прошлого года обрёл-таки законное олицетворение на базе платформы от #ЦБ РФ, направленной по проверку банками «засветившихся в сомнительных операциях» организаций.

Госдума в конце 2021 года приняла законопроект о создании платформы по проверке юрлиц для банков.

Де факто база на межведомственном уровне уже имеется давно (см. база отказников Росфинмониторинга), но использовалась, как правило, ДСП, а потому бизнесу было неясно «как эта штука вообще работает»…))

Справочно. Росфинмониторинг собирает сведения от всех финансовых организаций, аудиторов, нотариусов, адвокатов и ещё «сами знаете от кого»… и формирует единую базу данных о случаях отказа людям и компаниям, которые предположительно нарушают закон о ПОД/ФТ. Эту базу некоторые называют «черным списком» или «списком отказников». Кстати, история с созданием информационных баз с «ярлыками» - вообще тренд для многих регуляторов и для ЦБ РФ. Вот, например, одна из последних по нелегальной финансовой деятельности. Словом, был бы искусственный интеллект по типу «Алисы» и доступ ко всем базам - ух, можно было бы разгуляться! За идею не благодарите.

После вступления в законную силу предполагается, что платформа позволит (вот тут-то все и заработает):

  • снизить нагрузку на добросовестных предпринимателей, в том числе за счет уменьшения количества дублирующих запросов одной и той же информации от разных кредитных организаций;
  • акцентировать работу кредитных организаций только на сомнительных клиентах;
  • снизить превентивные ограничительные меры со стороны кредитных организаций при выявлении незначительных и «технических» рисков ОД/ФТ;
  • осуществлять расчеты между субъектами предпринимательской деятельности с минимальными временными задержками, связанными с проведением «противолегализационного» контроля;
  • снизить объемы сомнительных операций и т. д.

Мнение

Представляется, что единство и цифровизация сама по себе вовсе не означает эффективность и прозрачность ее функционирования.

Сразу обращает на себя внимание тот факт, что платформе придаётся публично-правовой статус именно в тот период времени, когда регулятор взял ежегодный курс на сокращение числа сомнительных операций.

Например, в сравнении с 2020 годом число таких операций, как пишет регулятор, в целом, сократилось на 11 %…

При этом объём «обналички» и «транзита для обналички» — не изменился:

а вывод (по терминологии незаконный отток.) денежных средств из РФ напротив вырос:

*материал и фотографии - взяты из отчета ЦБ РФ за 2021 год

По данным ЦБ РФ отмечается, что основной спрос на теневые финансовые услуги в первом полугодии 2021 года, как и в аналогичный период предыдущего года, формировался:

  • 36% — в строительном секторе;
  • 24% — в торговле
  • 21% — в секторе услуг

Такое сокращение, как представляется это результат совместных межведомственных усилий в сферах налогообложения (борьба с «ломкой НДС», предварительным транзитом и использования технических компаний), валютного регулирования и контроля, а также противодействия незаконным финансовым, инвестиционным и банковским операциям (вовлечение банков в незаконную деятельность. Смотри критерии).

Напоминаем, что традиционно одним из ключевых индикаторов наличия сомнительных операций - является низкий уровень уплаты налогов хозяйствующим субъектом.

Об активности действий ЦБ РФ свидетельствует постоянно возрастающее число жалоб, поданных на действия самого же регулятора. Для сравнения: в 2018 году в профильную Комиссию ЦБ РФ поступило 225 жалоб, в 2019 году — 330 жалоб, в 2020 году — 177 жалоб, в 2021 году (по состоянию на 01.07.2021) — 241 жалоба. При этом в II квартале 2021 года в Комиссию поступило 124 жалобы, во II квартале 2020 года — 21 жалоба.

Таким образом, мы видим, что несмотря на принятие законопроекта «кольцо сжимается» вокруг предпринимателей: «строительной отрасли» и «торговли», частично производственного сектора.

При этом регулирование по прежнему содержит достаточное количество оценочных категории, которые повышают цену и стандарт доказывания для бизнеса. А с учетом централизации - шансы обосновать необходимость «переключения цвета светофора» будут все более стремиться к нулю.

Вместо выводов…

С учетом многочисленных обращений к нам, статистики по жалобам в ЦБ РФ по 115-ФЗ и казусов, вызванных незнанием и неверным толкованием бизнесом разъяснений регулятора, а также искаженное (обвинительное) понимание методических рекомендаций отдельными сотрудниками банковской сферы, а местами даже, чего уж там, откровенным перегибом (перестраховкой), мы видим что принятие указанного законопроекта направлено скорее на упрощение контроля и надзора за отдельными секторами экономики, а также стремлением разгрузить систему и все больше унифицировать рассмотрение жалоб, исключив из этого звена банковский сектор на местах.

При этом эффект от подобной централизации может быть незначительным (с точки зрения количества и содержания жалоб) или прямо противоположным, поскольку само по себе не означает устранения вышеназванных факторов.

Что делать?

Се ля ви…в текущих-то условиях:

  • До того как … Обращаться к профильным специалистам (не к «решалам» (!) будь им пусто), чтобы не допускать неправомерных блокировок…
  • После того как … жаловаться ✍ в ЦБ РФ, но перед этим снова - обращаться к профильным специалистам.

Self-risk менеджмент

Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии отмыванию доходов и финансированию терроризма» действует с 2001 года и за время своего существования претерпел многочисленные изменения.

Кроме того изменения вносятся регулярно в Налоговый кодекс РФ, а также в иные нормативные правовые акты в сфере валютного регулирования и контроля, регулирования ЦФА, принимаются разъяснения регулятора в сфере инвестиций, в том числе в криптовалюту…

Вот лишь немногие признаки подозрительных операций:

  • нетипичный или экстраординарный характер совершаемых операций (как говорится, «внезапно»);
  • транзитный характер операции («секунда» и деньги в том же размере улетели дальше не оставив и следа)
  • у операции явно отсутствует экономический (деловой/хозяйственный) смысл с учетом специфики, смысла деятельности и в связи с ее результатом ;
  • явный и не характерный для текущей хозяйственной деятельности (в т.ч. с учетом специфики бизнес-партнеров, масштабов, регулярности и характера деятельности) вывод капитала из страны;
  • занижение тарифных платежей;
  • промышленное снятие налички и уклоняется от налогов
  • операции с криптовалютой и цфа (к сожалению, не все разницу понимают)
  • Иные (тут сомнения могут быть разного порядка и аппетитов, как говорится)

☝При запросе документов, первым делом нужно понять, в чем истинная причина блокировки. И только потом следует переходить к работе с перечнем истребованных банком документов. Необходимо четко и аргументированно излагать позицию в ответе на запрос, объясняя причины последующего предоставления или не предоставления документов.

🧳 В нашей практике были разные случаи: от снятия блокировки счетов успешных кинорежиссёров до снятия блокировки с валютных экспортных счетов крупнейших торговых компаний. Во всех случаях - побеждал конструктивный и выверенный подход к раскрытию и презентации необходимой информации.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null