{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

"Реальный" курс на основе стоимости автомобилей

До недавнего времени одним из интересных индикаторов реального валютного курса был индекс бигмака. Благодаря индексу, можно было оценить, насколько валютный курс одной страны "реально" отличается от валютного курса другой. Поскольку бигмака в России больше нет, мой выбор пал на другую группу товаров.

Идея индекса

В идеальном мире на одну и ту же сумму денег, пересчитанную по текущему курсу в национальные валюты, в разных странах мира можно приобрести одно и то же количество товаров и услуг. Поскольку мир не идеален, "равновесия" курсов не наблюдается. Из-за этого в какой-то момент становится выгоднее купить товар в одной стране, продать ее в другой и получить за счет разницы курсов валют прибыль. Благодаря экономическим законам, в конечном итоге изменение баланса спроса и предложения на валюты и товары приведет к тому, что курсы валют вернутся к паритетному соотношению.

Эта идея стала во главу угла при создании индекса бигмака, который впервые был рассчитан журналом The Economist в 1986 году. С тех пор ежегодно журнал публиковал стоимости бургеров в разных странах мира, на основе чего можно было рассчитать реальный курс.

С недавнего времени бигмак как бургер перестал существовать в России, из-за чего рассчитать "реальный" курс рубля к доллару не выйдет. Но не пропали (по крайней мере пока) автомобили иностранных марок.

Индекс авто

А что если бигмак заменить каким-то другим продуктом, который также продается во многих странах и состоит примерно из одинаковых составляющих? После изучения доступной информации выбор пар на автомобили. Попробую объяснить свой выбор.

1) Как и бигмак, автомобиль состоит из множества деталей. Большую их часть производители стараются не импортировать в страну (что очень дорого), а закупить или наладить выпуск внутри. По такому подходу действуют почти все автомобильные гиганты.

2) Детали эти разные. Это не просто набор железок. Это провода, краска, пластик, стекла, резина, компьютеры и чипы. То есть набор составляющих довольно большой, охватывает многие сферы экономики, в которых задействованы десятки звеньев.

3) Как быть с модификациями? В России потребитель любит одни функции, в США - другие, в Германии - третьи. Поэтому мой выбор пал на базовые комплектации. Они содержат минимум "фарша", концентрируясь больше на минимальной стоимости при наличии ключевого функционала. производители стараются сделать базовые комплексации одновременно доступными (минимизировать цену для рекламных брошюр) и в то же время пригодными к эксплуатации.

Взяв базовые комплектации 31 автомобиля 8 автомобильных марок, представленных и в России, и в США (потому что нам нужен курс доллара), получилось следующее. Базовая комплектация одного из самых массовых автомобилей в России - Hyundai Solaris - на сегодняшний стоит 1 408 000 рублей. В США его стоимость - $16 645. Поделив одно на другое, мы получим курс в 85 рублей за 1$. При этом курс валют на бирже составляет примерно 62 рубля.

Пойдем дальше и возьмем что-то из сегмента побольше. Например, японский автомобиль Nissan Qashqai. Его базовая цена в России - 2 337 000 рублей. В США он стоит $24 760. Таким образом, курс составляет 94 рубля за $1. Попробуем заглянуть в ценовой сегмент повыше и замахнуться на BMW X1. Базовая цена в России - 4 080 000 рублей, в США - $35 400. Курс - 115 рублей за $1.

А если взять что-то премиальное? Автомобиль BWM X7 в России начинается от 11 550 000 рублей, в США - от $74 900. Итого курс - 154 рубля за $1.

Если посчитать средний курс по всем рассматриваемым автомобилям, то получится, что за стоимость 1$ составляет 127 рублей, а средняя "переплата" за базовую комплексацию автомобиля составляет 105% (или в 2 раза дороже, чем в США).

Публикации в этом блоге отражают моё личное мнение и не являются официальными заявлениями и рекомендациями от имени компании-работодателя или учебного заведения.

0
25 комментариев
Написать комментарий...
Сергей Исаков

А если смотреть сколько стоит Нива в Германии, то курс 30 рублей за Евро.

К чему эти сравнения, если на цену влияют в БОЛЬШЕЙ мере ДРУГИЕ факторы.

Ответить
Развернуть ветку
Anonymus

Какие? Пересчет на нивы не работает из-за неэластичного спроса (см. учебник экономики за 9 класс).

Ответить
Развернуть ветку
John Doe

Эммм... А что тут такого неэластичного? Нива - какой-то уникальный незаменимый внедорожник?

Ответить
Развернуть ветку
Abnatop Sky

Если посмотреть уровень субсидирования, который направлен на продажу Нивы за рубежом - предполагаемый в статье курс вернётся на прежнее место.

Ответить
Развернуть ветку
Abnatop Sky
>> А если смотреть сколько стоит Нива в Германии, то курс 30 рублей за Евро.

Не нужно путать тЁплое с мягким,
а Ниву - с автомобилем.

Ответить
Развернуть ветку
Forgotten Games

Это не автор поста путает, а практичные немцы.

Ответить
Развернуть ветку
Abnatop Sky

"Практичные немцы" затариваются поделиями отечественного автопрома? Смешно.

Ответить
Развернуть ветку
Forgotten Games

Вы не поверите, но продажи, во всяком случае до санкций были. На десятки тысяч авто.

Ответить
Развернуть ветку
Abnatop Sky
>> Вы не поверите, но продажи, во всяком случае до санкций были. На десятки тысяч авто.

"на десятки тысяч авто" (Tm).
Конечно-же нет. Не поверю. Потому что "десятки тысяч" - это и 21, и 98 тысяч.

Хотя и в 21 тысячу - верится с большим трудом.

Ответить
Развернуть ветку
John Doe
К чему эти сравнения, если на цену влияют в БОЛЬШЕЙ мере ДРУГИЕ факторы.

А потребителю какая забота что там влияет на стоимость товара - налоги на дилеров, таможенные пошлины или что-то еще? Стоит столько и точка.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Иванов

Очередной нытик. Сравни сколько стоит литр бензина - вот это реальный курс

Ответить
Развернуть ветку
John Doe

Буквально пара шагов - и vc докумекает до понятия потребительской корзины... :)

Ответить
Развернуть ветку
Forgotten Games

И это будет прорыв!

Ответить
Развернуть ветку
Илья Ланкевич

Ну да, только курс доллара сейчас никак не связан с потребительской корзиной.

Ответить
Развернуть ветку
Abnatop Sky

Стоимость литра топлива - это просто один из показателей состояния экономики, не имеющий к курсу мировых валют никакого отношения.

Увы, но ЭТО - справедливо только для ЭКОНОМИКИ, которая опирается на конвертируемую валюту.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Желтухин

Реальный курс - это курс, когда нет ограничений. А что 61, что 150 - это не реальный курс, т к поменять по нему свободно вы все равно не сможете.

P. S. Брать товар, ввоз которого ограничен, для подсчета курса валюты, вывоз которой ограничен, это конечно пять

Ответить
Развернуть ветку
NoName

То есть Китай нам все таки помогает изо всех сил, искусственно держа курс на алике не сильно выше курса ЦБ.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Петров

алик до сих пор бабло ен вернул по спорам и курс от бплды рисует. пару дней назад 66 был, а на следующий 79 забабахал

Ответить
Развернуть ветку
John Doe
алик до сих пор бабло ен вернул по спорам

Вот так алик не вернет бабло по спору одному комментатору по имени Роман Аркадьевич, а потом у всей страны курс колбасит из-за платежного баланса... ;)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Che

надо же понимать, чо цены у нас сейчас завышены, и потому что ввоз ограничен и проблемы с логистикой и потому что автомобили которые сейчас продают дилеры были куплены месяц-два назад у производителя по совсем другому курсу
со временем система придет в равновесие, а пока это все равно что считывать показания весов в верхней точке пока они колеблются

Ответить
Развернуть ветку
Слегка Придурковатый

Покупаем Хёндай - один курс, покупаем бэху - совсем другой. А потом усредняем - и опа, всё по красоте.

Тебе самому не смешно от такой экономики?

Ответить
Развернуть ветку
Янис

Нужно дополнить статью и высчитать курс евро к доллару.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Goncharov

Даже если убрать дефицит авто и прочие проблемы, с которыми связаны завышенные цены на авто в РФ. Разве у автопроизводителей не региональные цены? Цены не регулируются например от спроса на конкретном рынке? Рынок авто в сша очень конкурентный.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Ланкевич

FYI Вольво-экономика: https://link.springer.com/chapter/10.1007/3-540-26993-2_26
Оксельгейм штук десять статей написал.

Ответить
Развернуть ветку
22 комментария
Раскрывать всегда