Вдохновились или украли? Особенности защиты авторских прав на маркетплейсах

Источник фото: Shutterstock 
Источник фото: Shutterstock 

В минувшем 2022 году число покупок россиян на маркетплейсах выросло на 43% по сравнению с предыдущим годом. Сейчас на эти площадки приходится до 8,5% от общей суммы всех покупок россиян в онлайне и офлайне. Но, увы, пропорционально росту их популярности растет и число нарушений в области авторских прав.

Яркие товарные знаки и эмблемы кочуют из профиля в профиль, не говоря уже о фотографиях, элементах дизайна и оформлении карточек. Как же защитить свою интеллектуальную собственность? Ответ Ирины Резниковой, старшего партнера «Гардиум» – в эксклюзивном интервью Trinity Events Group.

Вдохновились или украли? Особенности защиты авторских прав на маркетплейсах

– Ирина, с ростом популярности маркетплейсов у вас, как у юриста, стало больше запросов о защите авторских прав на этих площадках?

Конечно. Я варюсь «варюсь» в теме нарушения интеллектуальных прав уже больше 10 лет, знаю все детали. Признаюсь, что изначально история с маркетплейсами показалась мне не совсем интересной.

Но время показалось, что здесь много неоднозначного, много нюансов, и что тема вызывает большой ажиотаж среди наших клиентов. Я поняла, что все не так очевидно для людей, которые недавно работают на этом рынке, и еще не сталкивались с таким количеством судов, с которым регулярно сталкиваемся мы. Практика невероятно разнообразна.

– Были ли случаи, когда маркетплейс становился ответчиком, а не просто информационным посредником?

Тема, которая крутится вокруг понятия «информационный посредник», – очень больная. Маркетплейсы в большинстве случаев признаются информационными посредниками, и у нас даже выработаны критерии того, в каких случаях они выступают в качестве информационного посредника, в каких – нет.

Существует Протокол 10 заседания рабочей группы Научно-консультационного совета при СИП от 22.04.2015, который гласит, что, если бизнес сам реализует товар, предлагает к продаже, выписывает чек, – он уже не является информационным посредником и должен отвечать по всей строгости закона. А если это просто площадка для размещения объявления, которая не может влиять на содержание объявления и процесс последующей продажи товаров другим лицом, – это информационный посредник. Проблема в том, что критерии есть, но попробуйте их приложить к реальной жизни!

Важный нюанс: маркетплейс в реальности вполне себе может влиять на любое объявление. Даже после того, как продавец разместил объявление, маркетплейс может его заблокировать, удалить, – у него есть на это соответствующие технические возможности. Кроме того, сейчас в чистом виде продажа товара только продавцом встречается довольно редко. В большинстве случаев задействовано продвижение со стороны маркетплейса, складские хранения, оборот товара – попробуйте определить, где заканчивается продажа товара чисто продавцом без участия маркетплейса и начинается соучастие маркетплейса.

– Тогда какова же судебная практика?

Я анализировала дела, когда суд вставал на сторону маркетплейса и против него, пыталась найти какие-то критерии, но – поверьте – все догадки и попытки систематизировать, привести критерии к какому-то единообразию, разбиваются о жизнь и решения самих судов! Практика очень разнообразна. Хочу отметить, что это не только проблема России, но и всего мира.

Приведу пример двух кейсов в разных странах: США и Франции. Ответчик один и тот же – маркетплейс eBay. В первом случае в США ювелирная компания Tiffany подала в суд на eBay за продажу контрафакта под лейблом своей продукции, в результате, суд отказал Tiffany на том основании, что маркетплейс сделал все возможное, чтобы бороться с контрафактом, начал создавать программу для отслеживания такой продукции. Буквально в том же году на eBay за продажу контрафакта подает в суд Франции компания Louis Vuitton. И что вы думаете? Окружной суд Парижа обязал маркетплейс выплатить компании крупный штраф за нарушение эксклюзивных прав на торговую марку. Аргумент суда был в том, что это – ответственность маркетплейса, что его программного обеспечения недостаточно, чтобы выловить весь контрафакт, и это полностью вина маркетплейса.

Данная проблема – повсеместная, и, видимо, она не предполагает какого-то единственно возможного решения, хотя мы видим попытки это сделать. Но в нашем случае переменных слишком много. Договоры меняются, меняется ПО, меняются пользовательские соглашения, подходы к продвижению товаров, и каждый раз суд рассматривает эти дела как будто с чистого листа.

– Но как себя в этом случае вести cебя маркетплейсам? Продавцы регулярно используют фотографии, в том числе, возможно, и украденные, в информационных целях, чтобы продемонстрировать товар. Получается, юристы того же Ozon или Wildberries должны вручную проверять авторские права каждой фотографии или карточки?

Конечно, это невозможно. Но от них на этой стадии никто подобного по сути не требует. Сейчас практика идет по тому пути, что, когда к маркетплейсу кто-то обращается, он должен проанализировать все аргументы, запросить информацию у продавца, все взвесить, – по сути, выступить в качестве квазисудебного органа, вынести суждение – блокировать или не блокировать. Далее у потенциального истца есть возможность принять свое решение: идти или не идти с этим делом в суд.

Наша задача – встать на сторону как правообладателя, так и продавца, часто – вполне себе добросовестного, который за всем следил, все подписал и иногда даже деньги заплатил фотографу, хотя тот уже, например, до этого все свои исключительные права передал другому лицу. Фотография – это же не квартира, фотографию можно продать хоть пять раз, – на стороне продавца проверить это обстоятельство просто невозможно.

Вероятнее всего, именно упорядочиванием этих вопросов мы будем заниматься в будущем. По поводу телесных вещей практика уже весьма устоявшаяся, а вот по поводу бестелесных объектов у нас еще все впереди. Вероятнее всего, процесс сложится по аналогии с бездокументарными ценными бумагами: будет создан некий депозитарий, чтобы хранить права по своему внутреннему реестру. Проблему эту IP рынок будет решать как минимум ближайшие пять лет.

– Есть какой-то гигиенический минимум с точки зрения интеллектуальных прав, который маркетплейс должен соблюдать, прежде, чем допустить продавца в свою систему?

Маркетплейсы и сами вырабатывают внутренние инструменты. Например, на Ozon есть личный кабинет правообладателя, то есть маркетплейс не просто пытается своими силами бороться с нарушениями, но и привлекает к этому вопросу правообладателя, чтобы ему было удобнее мониторить и заниматься защитой своих исключительных прав. На мой взгляд, это вклад в развитие той самой добросовестности участников рынка, о которой мы так много говорим на юридических форумах, но которая, будто привидение, – все о нем говорят, однако, мало кто видел в реальной жизни. А этот шаг со стороны маркетплейса – добросовестность в действии, потому что мы все знаем, сколько стоит разработка любого модуля программы, тем более, если это не просто отдельный модуль, а часть достаточно весомого ПО – миллионы миллионов, которые маркетплейс, тем не менее, готов тратить, чтобы защищать исключительные права граждан и юридических лиц.

Возвращаясь к вашему вопросу – смотря каких прав. Если это товарный знак, конечно, добросовестно со стороны маркетплейса будет попросить документ, подтверждающий права продавца на реализацию товара под соответствующим брендом.

Но тут может быть и такая ситуация, что продавец добросовестно покупает права на оригинальный товар где-нибудь в Казахстане, например, или в Италии, и абсолютно легально продает его на территории России. По сути, исчерпание права произошло на территории Италии, когда он заплатил деньги добросовестному правообладателю.

В минувшем году ситуация сильно изменилась из-за разрешения параллельного импорта. Это, конечно, большая проблема для маркетплейсов, потому что до 2022 года на крупные бренды разрешения, лицензии, договоры поставки были обязательны, сейчас – нет. Однако, если кто-то обращался, по запросу маркетплейс мог заблокировать на какое-то время карточку товара до окончания разбирательства по аналогии с ритейлерами, которые временно снимают с полки товар, если им прилетает какая-то претензия.

То есть, первый шаг – посмотреть подтверждение наличия исключительных прав, если это регистрируемые права, вроде товарного знака. Если это объекты авторского права, поведение маркетплейса может соответствовать поведению добросовестного приобретателя исключительных прав на объект авторского права.

Но я бы даже не стала обвинять маркетплейс в том, что они этим не занимаются. Невозможно объять необъятное. Если бы они занимались этими вопросами настолько скрупулезно, их услуги бы стоили баснословных денег, и мы видели бы совсем другие ценники на маркетплейсах.

22
Начать дискуссию