{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Создание благоприятных условий для развития конкурентоспособности в Казахстане

По данным на 5 ноября 2021 года, минимальная месячная зарплата в Республике Казахстан составляет 42500 тенге, то есть 98.92 долларов США по установленным законом РК “О республиканском бюджете на 2021-2023 годы” от 2 декабря 2020 года № 379-VI. Для сравнения, минимальная месячная зарплата в Королевстве Швеция, по установленному “Зеленому национальному соглашению” от 1 ноября 2020 года, составляет 23854 крон, что равноценно 2777.36 долларам США. В период с 50-х по 70-ые годы стоимость промышленной продукции в Швеции в постоянном денежном выражении выросла на 280 % за счет сотрудничества труда и капитала. Ключевым фактором успеха скандинавской страны является либеральная экономическая политика, что представляет собой ограничение влияния правительства на свободный рынок, поддержку свободы торговли и конкуренции при государственной роли - “ночной сторож”. В связи с установленной политикой, Швеция проводила масштабную приватизацию, пик которого пришелся на 2001 год (продажа 20 % акций компании “Телиа АБ”, приватизация компаний в энергетике, оборонной промышленности, газо- и водоснабжении, банковской сфере).

Передовой целью приватизации представляется создание эффективной системы размещения и использования производственных и человеческих ресурсов, развитие конкурентных рыночных отношений, а также сокращение дефицита государственного бюджета, повышение качества управления предприятиями, установление жестких финансовых ограничений и ответственности собственника по своим обязательствам. После распада социалистического лагеря постсоветские страны неумело приватизировали национальные корпорации: приватизация прошла в узких кругах государственных чиновников, в руки которых за копейки попали многомиллионные предприятия, что привело к разворовыванию государственного сектора. Ввиду этого, перестал формироваться средний бизнес, что является фундаментом успешной рыночной экономики страны. “Когда система и институты работают так, что богатые становятся еще богаче, а у бедных мало возможностей для улучшения своего уровня жизни, то коррупция начинает считаться единственным приемлемым способом достижения необходимого. Более того, в обществах с высоким уровнем неравенства бедные связывают собственную бедность с коррупцией, а это дополнительно подрывает доверие к власти”, - отмечает Эрик Усланер в своем докладе на конференции в НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге «Коррупция, неравенство и доверие в переходный период».

В связи с этими обстоятельствами, считаю нужным внести изменения в статью 450 Уголовного Кодекса РК от 3 июля 2014 года № 226-V для предотвращения разворовывания государственного сектора, повышения осведомленности граждан для противодействия коррупции, повышения уровня доверия к власти. Те лица, которые против данных изменений подлежат дополнительным проверкам со стороны субъектов противодействии коррупции согласно главе 3 Закона Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года № 410-V «О противодействии коррупции» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 19.12.2020 г.).

1. Злоупотребление начальника или должностного лица властью или служебным положением вопреки интересам службы в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц или организаций либо нанесения вреда другим лицам или организациям, если это повлекло какое-либо нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, –

наказывается штрафом в размере до восьми тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до восьми лет, либо лишением свободы на тот же срок, с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

2. То же деяние, повлекшее существенные последствия, –

наказывается лишением свободы на срок от семи до десяти лет с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

3. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, –

наказывается пожизненным лишением свободы или смертной казнью.

3. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные в боевой обстановке, –

наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные в военное время, –

наказываются лишением свободы на срок от двадцати до тридцати лет либо пожизненным лишением свободы, с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Что касается правомерной приватизации, она должна быть направлена на повышение уровня конкуренции, что повлечет за собой производительность предприятий (повышение качества продукции или услуг), ликвидирует монополии, содействует росту реального валового внутреннего продукта. Конкурентный рынок - атрибут экономики, позволяющая функционировать стабильному рынку (как показывает практика, намного устойчивее монополистического рынка, к примеру), при условии отсутствия “недобросовестной конкуренции”, что подразумевает из себя распространение ложных сведений, способных нанести ущерб иным хозяйствующим субъектам; своевольное использование товарных знаков фирменных наименований, маркировки и наружного оформления продуктов иных фирм; получение, использование, передача конфиденциальной информации вне согласия ее собственников и т.д. и пр. Рассмотрим Швейцарию: по недавним исследованиям IMD World Competitiveness Center, Швейцария является одним из самых конкурентоспособных стран мира, с минимальной месячной зарплатой приблизительно в 2850 долларов. Швейцария добилась таких результатов за счет зарубежных инвестиций, привлеченных через удобные, гибкие и честные правила для ведения бизнеса. К тому же, благодаря своему федеральному устройству, регионы страны (кантоны) практично конкурируют друг с другом за привлечение капитала и передовых компаний мира. Конкуренция извне и изнутри выгодна бизнесу и в целом создает более благоприятные условия для предпринимательства.

Для повышения конкурентоспособности Казахстана нужно обратить внимание на подход и функции государства по отношению к среднему и малому бизнесу. Наиболее рациональным решением этой задачи вижу:

  • приватизацию национальных/государственных предприятий;
  • жесткие меры наказания за коррупцию или недобросовестную конкуренцию;
  • делегирование властям регионов больше полномочий, что позволило бы росту конкуренции между регионами (как это устроено в Швейцарии);
  • выдача государственных предприятий конкурентоспособным;
  • предпринимателям, способным принимать эффективные решения при возникновении нетривиальных проблем в предприятии.
0
2 комментария
Mustafa Darkhanuly

Очень детально описал и самое важное то, что показал какие действия необходимо предпринять для решение проблемы. Браво 👏

Ответить
Развернуть ветку
Abylay Serik

Очень информативно

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда