{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Зрительный контакт с публикой: 4 мифа и 5 советов

В этой статье я расскажу о четырех странных мифах вокруг зрительного контакта и дам пять советов, чтобы вы могли себя проверить и потренировать самостоятельно.

Смотри и считай до десяти

Пожалуй, самый странный и безосновательный совет из всех, которые я слышал про визуальный контакт с аудиторией. Некоторые действительно считают, что это работает, но всегда хочется спросить: если я до девяти досчитаю, зритель встанет с места и выйдет со словами "Ну, это ни в какие ворота не лезет: он до девяти считает, видишь ли..." Во-вторых, как мне одновременно и говорить, и считать? Знайте, что люди не приходят посмотреть, как там вы поддерживаете eye contact, они приходят за вашими идеями и инсайтами.

Переведем данный "миф" в конструктивный вариант: выступая, останавливайтесь на зрителях, не скользите по ним. Не нужно считать, важно просто сделать небольшую остановку. Не берите в руки секундомер! Попробуйте принцип "один человек - одна фраза", т.е. говорите до какой-то логической точки. Главное - чтобы возникло ощущение у обоих, что "есть контакт!"

Смотри на того, кто кивает и улыбается

Ты волнуешься перед ответственным выступлением, выходишь к зрителям, осматриваешь зал и видишь друга/знакомого/или просто человека с дружелюбным выражением лица, который кивнул в ответ. В голове мысль: "О, хоть кто-то будет слушать". И все свое внимание направляешь на него. "Итак, коллеги, с этим мы разобрались, переходим к другой части" - а сам смотришь только на того бедного "друга". Что будет с остальными, как думаете? Конечно, они отключатся. Если это не ваш план, то надо работать со всеми, кто есть в зале. Дарите каждому свое внимание и свое выступление.

Более того: смотреть на всех полезно потому, что мы взглядом распределяем фразы по зрителям: "Конечно, коллеги из ИТ-отдела не могут не возразить, что..." - в этот момент можем взглядом обратиться к айтишникам. Так мы будем держать всех возле себя. Смотрите на всех.

Смотри на лоб, между глазами

Этот совет любят давать люди, которые начитались разной псевдо-НЛП-психологической-бизнес литературы и теперь бравируют познаниями. Однако есть два ограничения у этого совета: 1) далеко не все любят, когда им смотрят в зону "третьего глаза", многие расценивают такой взгляд как вызов или пренебрежение; 2) далеко не всем видно, что вы смотрите именно в лоб, если вы выступаете на расстоянии или на сцене. Вывод: совет не работает. Я бы рекомендовал смотреть, как вы привыкли это делать, спонтанно, без какой-то "точки". И без фанатизма. Только сам взгляд должен быть дружелюбным, а не вызывающим. Добавлю: не заморачивайтесь так сильно, это перебор из области экзистенциального.

Смотри на зал по траектории буквы "М"

Иногда этот совет работает, соглашусь. Особенно если речь про начало тренировок и формирование привычки. Есть люди (не удивляйтесь), которые тотально не привыкли смотреть на зал, выступают только для слайдов или ноутбука перед собой. Эту привычку нужно "выпрямлять" как раз советом про "М-траекторию". Но важно не доводить движение до закономерности, которое читается из зала. Такой спикер будет выглядеть как робот, у которого прописан только один алгоритм. Когда привыкли обращаться к залу - прекращайте "М", будьте хаотичны и спонтанны.

Помните про фланги и галерку

Это один из главных советов для тренировок. Так мы устроены, что смотрим перед собой. При выступлении в большом зале у спикеров часто "выпадают" фланги и задние ряды - они попросту туда не смотрят. Что делать? Действие первое: вспоминать про фланги. Второе: повернуться корпусом на пол-оборота вправо, найти взглядом зрителей там, задержаться до какой-то логической точки и вернуться. Повторить то же в левую сторону. Если зал совсем большой, то можно подключить перемещения и сделать пару шагов в правой части зала, постоять там, потом вернуться к центру или в левой части зала, которое тоже немного "остыла" и ждет вашего внимания. И "забрасывайте" взгляд назад, там тоже вас ждут. Работайте с каждой частью зала.

Зрительный контакт - это три-в-одном. Первое - это диагностика. Вы понимаете, как идет выступление, как относятся зрители, понимают ли, не спят ли. Второе: акценты в речи (совет №2) и информация лучше воспринимается публикой. Третье: "магнит", то есть когда смотришь ты, то смотрят на тебя. Поэтому не стоит пренебрегать таким маленьким и, казалось бы, очевидным действием оратора. Тренируйтесь и смотрите на всех зрителей.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда