{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Каршеринг, такси и подписка: факторы активного развития сервисов

На прошедшей в конце 2021 года конференции Объединенной Лизинговой Ассоциации (ОЛА) эксперты представили доклады о текущей ситуации на рынке средств альтернативной мобильности и предсказали его динамичное развитие.

7 лет каршеринга в России

Каршеринг начался в России с проекта «Московский каршеринг» в 2015 году. Тогда автопарк состоял всего из 350 машин. Начальник управления развития транспортных коммуникаций Департамента транспорта Москвы Максим Горин называет следующие цифры: в прошлом году клиенты такси совершили в столице 354 миллиона поездок, из них 44 миллиона пришлось на долю каршеринга. Таксопарк насчитывает 56 тысяч единиц, средний возраст машин 2,7 года, 60% из них получены в лизинг. Каршеринговых автомобилей в Москве 22 тысячи, средний возраст авто - 2 года, а лизинг здесь достигает 100 %. Самые популярные модели такси – Hyundai Solaris, Volkswagen Polo, Kia Rio. В краткосрочной аренде лидируют Volkswagen Polo, Kia Rio и Nissan Qashqai.

Объем государственных субсидий на компенсацию лизинговых и кредитных платежей в обоих сегментах в 2021 году составил 538 миллионов рублей. Планируется приобрести 200 электромобилей для ЦОДД и Мосгортранса, прорабатываются меры поддержки развития электротранспорта. В частности, увеличение количества зарядных станций. Ведутся переговоры с федеральными органами исполнительной власти о включении региона в пилотную программу по развитию электрозарядной инфраструктуры России.

Каршеринг в период пандемии

Пандемия внесла серьезные коррективы в социальную жизнь и глобально изменила паттерн потребления. Главный драйвер развития индустрии – возросший спрос на каршеринг. «Если раньше мы рассматривали каршеринг как средство передвижения внутри города, – замечает гендиректор каршеринговой компании Делимобиль Elena Bekhtina,– то теперь мы наблюдаем активный рост дальних поездок на расстояния свыше 150 км. В период закрытых границ люди путешествуют по России, открывают для себя другие города, в которых мы также присутствуем».

Сегодня в активе компании «Делимобиль» более 7 миллионов пользователей и 15 тысяч автомобилей, развита сильная операционная инфраструктура по обслуживанию автопарка. Сервис адаптируется к наметившемуся тренду на автотуризм, расширяя зоны покрытия. Открыто почти 450 новых направлений, в целом покрытие сервиса вдвое превышает территорию Франции.

Во время пандемии люди стали ценить гибкую мобильность, и это позволило привлечь в каршеринг новых пользователей. Так, на 38% увеличилась женская аудитория «Делимобиль». Елена Бехтина также отмечает тренд на подписку и долгосрочную аренду.

К факторам, определяющим развитие каршеринга, сооснователь и управляющий партнер компании BelkaCar Елена Мурадова относит дефицит автомобилей и повышение ключевой ставки Центрального банка. Сейчас у «BelkaCar» 1,5 миллиона верифицированных пользователей и 5,5 тысяч автомобилей. В 2020 году был запущен сервис подписки совместно с Volkswagen, действуют программы «Audi Drive» и «Skoda Smart Drive».

За период действия этих проектов реализовано более 100 автомобилей Audi и Skoda различных моделей, но дефицит машин не в состоянии удовлетворить растущий спрос – в сервисе уже зарегистрировано более 1 000 пользователей. Наиболее востребованы автомобили эконом-класса, популярны и комфортные модели сегмента SUV. Прошлогодний локдаун привел к переосмыслению бизнес-процессов – на смену одного продукта приходит полипродуктовая модель цифровой платформы, ведутся собственные IT-разработки: «BelkaSubs», «Belka Fullfill» и «Belka Test Tech». Последний продукт позволяет не только тестировать автомобили, но и получать обратную связь от пользователей.

Воспользоваться услугами годовой подписки, ежемесячной аренды или посуточного проката сегодня можно через онлайн-приложение в любом смартфоне. И количество зарегистрированных пользователей сервиса Hyundai Mobility, по словам представителя направления компании «Hyundai Motor СНГ» Дениса Степанова, превысило 30 тысяч. В компании разрабатывается подобное решение и для юридических лиц. Такие приложения – доступная альтернатива покупке личного автомобиля.

Прогнозы развития сервисов

Цифровизацию как основной краткосрочный тренд рынка такси отмечает Александр Воронов, занимающийся вопросами экосистемы для таксопарков Ситимобил. Несколько лет назад доля агрегаторов цифровых платформ едва превышала половину рынка, сегодня она составляет уже более 70 % и будет расти дальше. По мнению специалистов, это приведет к 1,5-кратному увеличению рынка в ближайшие пять лет, в основном за счет мультимодальных сервисов.

Меняется экономика отрасли такси как одного из крупнейших сегментов автолизинга – в среднем порядка 50–70% таксопарка приобретается с привлечением лизинговых программ. Вместе с ценой на автомобиль растут и лизинговые платежи, что ведет к увеличению срока эксплуатации транспорта и повышению доли операционных расходов. В связи с этим назрела потребность в более гибких и комфортных для потребителя условиях лизинга, в привлечении господдержки для обновления парка.

Сервисам альтернативной мобильности предрекают бум: согласно весьма оптимистичным прогнозам Boston Consulting Group, Европа и США к 2030 году будут продавать 15% новых автомобилей по схеме подписки. Что касается этого года, то уже 6% автомашин бренда Volvo реализуется по подписке в Германии.

Рост российского рынка оценивается к 2030 году до 20%. Независимый эксперт Сергей Дианин не видит будущего автопрома без услуг подписки. Подписка значительно снижает риски потребителя и делает более доступными многие дорогие модели экологичного транспорта. Он считает, что лизинговые компании имеют все шансы стать ключевыми игроками на этом рынке.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда