{"id":13465,"url":"\/distributions\/13465\/click?bit=1&hash=1e6228dc4e5e22730d5108e1c30ee96b3462205737e7a3fe7ce4c965aaacfe57","title":"\u041a\u043e\u043d\u0444\u0435\u0440\u0435\u043d\u0446\u0438\u044f Ozon \u2014 \u043a\u043e\u043c\u0443, \u0447\u0442\u043e \u0438 \u043a\u0430\u043a \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043a\u0440\u0438\u0437\u0438\u0441","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6b1e0c55-41d3-56c2-84e2-fe6f447e3825","isPaidAndBannersEnabled":false}
Андрей Кондратьев

Приоритет 2030 - с чего начать? Начните с простого

Этот год обещает стать прорывным для российской системы высшего образования. 106 университетов по всей стране принимают участие в программе “Приоритет 2030”, целью которой является формирование группы лидеров для создания нового научного знания, технологий и разработок для внедрения в российскую экономику и социальную сферу.

Безусловно, такой прорыв требует от вузов включения в процесс цифровой трансформации. Присоединение к программе “Приоритет 2030" обусловлено рядом серьезных изменений в существующей системе высшего образования.

Первый серьезный шаг на этом пути - построение эффективной цифровой экосистемы образовательной организации, в основе которой лежит единый процесс управления данными. В основу процесса управления данными, а как следствие в основу единой информационной образовательной среды должна быть поставлена платформа, которая бы позволила получать, хранить, преобразовывать, перемещать данные между различными системами. При этом использование подобного решения не означает перевод всех систем вуза на единую платформу, а предполагает настройку взаимодействия в существующем ИТ-ландшафте образовательного учреждения. Таким образом, мы говорим об интеграционной шине данных, которая взаимодействует со всеми основными учетными системами университета: системами управления, работы с контингентом, ведения организационной деятельности (формирование учебной нагрузки, расписания и тд), организации онлайн-обучения и других процессов.

Построение подобной инфраструктуры - тщательный и кропотливый процесс для каждого университета, причем, большая часть ответственности ложится на плечи руководства и IT-управления. Мы понимаем, что единовременно автоматизировать все процессы невозможно, тем более что данная задача связана не столько с желаниями и амбициями вуза, сколько с присутствием кадровых, финансовых, материальных ресурсов. Именно поэтому стоит определиться с той областью, которую в первую очередь нужно подключить в формат единой цифровой экосистемы. На наш взгляд, ведущим видом деятельности в любом учебном заведении является образовательная. Ведь главной задачей университета является подготовка и выпуск высококонкурентных и квалифицированных кадров, а как следствие вся система должна быть сосредоточена вокруг обучающегося. Для этого должны создаваться максимально комфортные условия для их самореализации и вовлеченности, в том числе, за счет использования цифровых сервисов, таких как мобильное приложение, через которое он сможет посмотреть расписание, попасть на лекцию, получить доступ к заданиям и электронным образовательным ресурсам, то есть осуществлять взаимодействие с образовательной средой в привычной манере.

Весомой причиной, по которой стоит начать преобразование именно с образовательной деятельности, является тот факт, что данное преобразование даст видимый эффект в краткосрочной перспективе, что уже доказано сотнями университетов по всей стране, которые используют электронную информационную образовательную среду.

В основе электронной информационной образовательной среды лежит взаимодействие LMS-системы образовательного учреждения и учетных систем вуза, содержащих информацию о контингенте, образовательных программах, учебной нагрузке и расписании занятий. С точки зрения функциональности, описываемая система должна обеспечить преподавателей всеми цифровыми инструментами, отвечающими за комфортную и полноценную работу, то есть сделать так, чтобы ничего не препятствовало и не отвлекало от процесса обучения. Поэтому с точки зрения преподавателя, электронная информационная образовательная среда, должна отвечать следующим основным требованиям:

  • иметь простой и продуманный интерфейс для оперативного создания качественного и высокоэффективного контента с учетом использования его для разных типов занятий
  • обеспечивать не только оперативный доступ к расписанию, но и самое главное - информировать о любых изменениях в нем
  • организовать работу с электронными ведомостями, то есть ликвидировать очереди в деканаты, затраченное время преподавателей на ожидание ведомостей и дальнейшую работу с ними
  • иметь гибкие инструменты анализа, позволяющие анализировать вовлеченность обучающихся процесс и своевременно видеть потребность в актуализации контента образовательных материалов.

При этом ключевую роль в этой среде также должна отводиться основному участнику образовательного процесса - обучающемуся. Именно поэтому функционал электронной информационной образовательной среды, должен отвечать основным требованиям - комфорта и доступности. Для этого система должна отвечать следующим требованиям:

  • дистанционное обучение должно быть организовано в соответствии с индивидуальной траекторией
  • образовательный контент и форма его подачи должны быть адаптированы под когнитивные способности личности, то есть влиять на уровень вовлеченности и мотивации к обучению
  • обучающийся должен быть обеспечен оперативным доступом к расписанию, успеваемости и другой информации, сопровождающей образовательный процесс
  • Взаимодействие с деканатом и другими подразделениями университета онлайн для оперативного получения справок и оплаты обучения.

Описанные выше требования - это только малая часть тех функций, которые должны быть учтены при построении электронной информационной образовательной среды университета Более того, подобные требования являются адаптивными и могут подстраиваться под текущий уровень автоматизации и реальные потребности вуза, так например, своим набором сервисов электронной информационной образовательной среды уже используют в Саратовской государственной юридической академии, Ульяновском государственном университете, Московском государственном областном университете и других.

Создание описанной цифровой инфраструктуры университета зависит от множества факторов, однако ключевым здесь является решение двигаться в этом направлении, пусть и итерационно, но двигаться. И оперируя опытом других учебных заведений, стоит начать с образовательной деятельности, постепенно подключая и остальные системы в единую экосистему управления данными, которая бы впоследствии смогла аккумулировать кадровые, финансовые, научно-исследовательские, проектные процессы вуза. Продолжать этот список можно до бесконечности, но ключевое с чего стоит начать, так это правильно выбрать единый центр управления этих данных, ту самую интеграционную шину данных.

Таким образом, мы приходим к гибкой и легко масштабируемой единой экосистеме, построенной на базе процессов управления данными с использованием интеграционной шины данных. Представленная система, в свою очередь создает эволюцию решений, обеспечивая переход от стандартной LMS к автоматизированной системе управления образовательной процессом, а затем и к системе управления цифровым университетом в целом. Ключевое в этом то, что может сделать уже сейчас каждый вуз - встать на этот путь и принять решение о необходимости запуска электронной образовательной среды, опираясь на те возможности, которые им дает государство в рамках программы “Приоритет 2030”.

0
2 комментария
руслан

надеюсь, это рофл или шутка какая-то: какой еще процесс цифровой трансформации в этой банановой смехдержаве? да и высшее образование бесполезная вещь в стране с тотальной коррупцией, блатом и кумовством. если ты не друг/одноклассник/однокурсник/бывший охранник пукина, то будь у тебя десять высших образований, тебе не светит карьера, хорошая работа и прочее

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Кондратьев
Автор

А знаете откуда берутся десять образований и желание пойти по записной книжке? Они появляются в тот момент, когда полученное образование невостребованно на рынке труда или полученных навыков недостаточно для профессиональной реализации. Поэтому так и важна индивидуализация обучения, чтобы были учтены способности, когнитивные особенности и вне зависимости от географии при наличии целей, человек понимал, к чему он может прийти в итоге и кем стать в профессиональном поле. Поэтому Вы также подтверждаете необходимость преобразования, трансформации образования, не так ли?

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 2 комментария
null