Мастерство неидеальности

Мастерство неидеальности

На курсе студенты меня спросили: почему, когда мы «полируем» рисунок, он теряет свою живость?

Это главная дилемма творчества — найти грань между мастерством и душой, тягой к совершенству и очарованием неидеального.

Мы любим настоящее. Нам важно видеть отпечатки жизни: эксперименты, ошибки, неровности. Это напоминает, что мы тоже неидеальны.

Вспомните ковер ручной работы. Его ценность — в неровных узлах, которые делают его уникальным. Или эскизы: быстрые, экспрессивные линии художника обладают легкостью и силой, которые растворяются после многократных доработок.

Оговорюсь, что такая небрежность требует навыков. За «легкостью» мастера стоит долгий путь практики: нужно знать правила, чтобы нарушать их красиво. Например, детские рисунки и скетчноутинг будут сильно отличаться, хотя и там, и там в основе максимальное упрощение.

Японцы склеивают разбитую посуду (традиция кинцуги). Трещины не скрывают, а подчеркивают золотой краской красоту опыта. Они показывают драматический момент, когда предмет сломался, но восстановлен и продолжает свой путь.

Так и в жизни: идеальные работы (как и люди) не так интересны, как уникальные истории. Может именно поэтому мы так любим «неровные узлы» - за их искренность, энергию поиска и настоящесть?

***

Читать больше про творчество 👉 ТГ

Перестать бояться чистого листа и рисовать визуальные конспекты можно на курсах по скетчноутингу.

реклама
разместить
Начать дискуссию