Svetlana Pavlos

Как создать эмоциональную коммуникацию между человеком и машиной? И какое место занимает графический дизайн в этой среде

На сегодняшний день взаимодействие человека с робототехникой является одной из определяющих особенностей существования в современном мире. Подготовка человека к освоению «машинного» окружения вынуждает его проходить обучение сложного программного обеспечения и адаптироваться к визуально-непонятным интерфейсам и компьютерным системам. При этом особенно важным моментом является необходимость к освоению, накоплению и фильтрации такого вида информации, которая в последствии могла бы эффективно использоваться в проектировании простых, интуитивно-доступных, интерактивных человеко-машинных систем коммуникации.

Фото: Франкенштейн
Источник: Printerest

Важность подготовки человека к быстрому освоению компьютерного окружения в каждой конкретной области деятельности ведет к необходимости обучения современным представлениям о проектировании и разработки дружелюбных и эмоциональных компьютерных систем и программного обеспечения. При этом особенно важным моментом является необходимость не только освоения и накопления данных, а обучение такой работы с информацией, которая позволила бы систематизировать полученные данные из различных источников, анализировать их и эффективно использовать в разработке (проектировании) интерактивных человеко-машинных систем коммуникации.

Существенный рост коммуникационных отношений человека и робототехники происходит в XIX-XX вв., во времена сильного влияния литературных произведений на процессы развития «диалога» между человеком и «машиной». В этот период времени начинает появляться множество научной фантастики, в которой роботам-андроидам отводится ведущее положение. Одним из первых образцов научной фантастики становится роман Мэри Шелли — Frankenstein (рис. 1), 1818 года. Данный роман становится неким коридором в открытии произведений, населённых «фантазийными» персонажами, созданными человечеством. Противоречие этих существ заключается в их осознании самих себя и последующем уничтожении. В наше время подобные творения, вероятнее всего, назывались бы «киборгами», нежели «роботами», но в эту «фантастическую» эпоху использование термина «робот» стало абсолютно актуальным и повсеместным. «Роботы — это люди … они механически совершеннее нас, они обладают невероятно сильным интеллектом, но у них нет души», — подобным образом, охарактеризовывается термин «робот» в пьесе R.U.R.1 Научная фантастика — это первоочередно иллюстрирование идей о «роботе» как о «машине», выходящей из под контроля человека при любом исходе. Писатели-фантасты не просто создают культурно-значимые шедевры литературы, но и рассматривают значимость эмоционально-психологических и социальных проблем взаимоотношений робототехники и людей, для того чтобы роботы всегда могли находиться под контролем.

Рис. 1
Фото: Мэри Шелли
Источник: Printerest

Мощнейший робототехнический прорыв заметно сказался на развитии техносферы в XX в., несмотря на это, все устройства имели довольно ограниченное назначение и функциональность. Позже, когда на рынке появились первые роботы, в мире началось глобальное и крайне быстрое развитие робототехники. Произошедший технический прогресс первостепенно решал проблемы функционального улучшения роботов, а не их коммуникационные возможности относительно человека. Спустя некоторое время, так называемое «второе поколение» роботов начали снабжать минимальным набором средств взаимодействия с людьми (сенсорными функциями). А «третье поколение» обладало уже более совершенной функцией интеллектуального управления, подобные устройства стали наиболее приближены к человеку в эмоционально-психологическом ключе.

Отношения между человеком и роботом никогда не было однозначным. В наше время коммуникация с новыми технологиями напрямую обусловлена формированием современного человека. Сегодня техносфера в обязательном порядке является частью основного процесса коммуникации между человеком и техникой, в противном случае у человека может возникнуть страх социальной отрешенности, который может привести его к риску выпада из «продвинутого» социума. Следовательно, задачей дизайнеров становится «сглаживание углов» коммуникационного процесса между людьми и, так называемыми, роботами.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null