Искусство экономить: как современные ИТ-решения позволяют «Покупочке» сокращать издержки на миллионы рублей в год

«Покупочка» — крупнейший продуктовый ритейлер ЮФО. Сеть представлена брендами «Покупочка» и «ПокупАЛКО» — это больше 300 магазинов.

Девиз компании: «Покупочка» — приятно экономить!». У покупателей сети это получается прекрасно, а на чем удаётся экономить самому ритейлеру? Мы поговорили с начальником службы технической поддержки сети Игорем Маришиным и узнали среди прочего, как в этом помогает софт и оборудование в магазинах сети.

Игорь Маришин, начальник службы технической поддержки сети «Покупочка»
Игорь Маришин, начальник службы технической поддержки сети «Покупочка»

— Игорь, добрый день! Для начала расскажите, пожалуйста, как давно Вы работаете в компании и что входит в вашу зону ответственности?

— ООО «Тамерлан» — моя первая торговая сеть, я работаю здесь с ноября 2012 года и за это время прошёл путь от сервисного инженера («полевого» сотрудника) до начальника службы технической поддержки. В текущей должности работаю 2 года. Функции нашей службы классические — мы отвечаем за то, чтобы все процессы внутри компании, которые требуют ИТ-поддержки, проходили гладко, все работало хорошо, и сотрудникам в офисе и в магазинах было удобно. Автоматизируем рутину, следим за оборудованием, повышаем эффективность установленных решений вместе с их вендорами.

— Кто помогает вам в развитии автоматизации магазинов сети?

— Мы давно работаем с компанией CSI и уже больше 5 лет в качестве кассового ПО мы используем их систему Set Retail. Через открытый API подключаем к ней внешнюю программу лояльности RS.Loyalty — от партнёра «АСТОР». У CSI также приобретаем само кассовое оборудование: системные блоки, ручные и стационарные сканеры, фискальные регистраторы, Touch-кассы. Используем их специализированное ПО для контроля продаж маркированных товаров. В целом мы постоянно на связи и планомерно решаем все ИТ-вопросы.

— Понятно, тогда перейдём к этим вопросам. Что у вас было интересного за последнее время, что отметите из ключевых обновлений?

— Начиная с лета 2021 года мы значительно модернизировали кассовое оборудование и ПО, хотелось решить несколько накопившихся вопросов. Глобальной задачей было организовать и поддерживать в дальнейшем бесперебойную работу оборудования и ИС, связанных с документооборотом при реализации товаров сети. Один из больших блоков, например, был связан с парком контрольно-кассовой техники.

— Какие были сложности в рамках блока ККТ?

— В сети использовались параллельно 2 модели ФР разных производителей в соотношении примерно 60/40. Скорость работы аппаратов устраивала нас в обоих вариантах, но трудности создавала одновременная работа с двумя разными шаблонами чеков, с разными обновлениями. Не хватало централизованного управления ККТ, нужно было выбрать универсальный вариант. Началось сравнение двух установленных решений. Поддержка одного из них требовала ежегодного платного обновления. Вторые обновлялись бесплатно и открывали новые возможности, в частности — печать изображений на чеке (для отдела маркетинга), позволяли корректировать форму чека. Так что мы сделали выбор в пользу ФР «Пирит 2Ф» от CSI и закупили в прошлом году дополнительно 900 штук для сети.

При выборе тех или иных решений мы всегда смотрим на удобство работы и управления ими, совместимость решений и возможности интеграции, на экономически выгодные условия сотрудничества.

— Удалось сократить размеры чека?

— Да, мы изменили структуру подвала чека, причем без дополнительных вложений в развитие ПО: использовали стандартную функциональность нашего кассового ПО. Совместили в одном блоке печать данных о фискализации и QR-код (ранее они печатались друг за другом) — тем самым выиграли где-то 1,5 см в каждом чеке. Убрали из печати технический штрихкод, выполнили еще несколько незначительных доработок.

В общей сложности ежемесячный расход бумаги сократился примерно на 7%, что позволяет нам экономить на печати чеков до 2 млн рублей в год.

Появился новый канал для маркетинговых коммуникаций: мы стали печатать на чеках информацию о скидках и акциях в виде текстов с изображениями.

— Экономия в 2 млн — достойный результат! Надеемся, что и покупатели оценят симпатичные чеки! Чем ещё вы порадовали их в своих магазинах?

— Мы модернизировали зоны кафе, установив для кассиров сенсорные кассы — они ориентированы на продажу готовой продукции, производимой на территории магазина. Появилась возможность обслуживать покупателей по «быстрому листу», используя плитки групп товаров на экране, оперативно находить товары в разделе «Избранное». По сути Touch-касса не сильно отличается от обычной, просто там нет подключенных весов и кассовой клавиатуры (её заменяет сенсорный экран), но она позволяет обслуживать покупателей быстрее и увеличивать их вовлеченность в процесс.

Касса с двойным экраном, повернутым к покупателю, дает ему возможность видеть состав чека, а в левой части обращенного к нему монитора мы обычно демонстрируем какое-то брендовое сообщение в нашем фирменном стиле. В пассивном режиме этот монитор кассы, обращенный в торговый зал, транслирует рекламные заставки. Эти кассы также поддерживают все стандартные необходимые функции: систему лояльности и возможность продажи всего ассортимента магазина.

<i>Кассовая линия магазина сети в г. Волжский</i>
Кассовая линия магазина сети в г. Волжский

— Сегодня для каждого ритейлера важный вопрос на повестке дня — работа с маркированной продукцией. Какие категории продаются у вас и как обстоит дело с нарушениями?

— У нас продается алкоголь, табак, текстиль, домашняя обувь, «молочка» маркированная, а в будущем минеральная вода. Вопрос с нарушениями мы решили просто — используем на кассах дополнительный специальный сервис Set Mark, он тоже относится к семейству продуктов Set и с 2022 года работает на всех кассах сети.

Оборот марок стал подконтрольным. Раньше было сложно отследить нарушения и все проблемы выявлялись в ходе ревизий. С внедрением Set Mark мы получаем информацию в реальном времени. Сервис просто блокирует операции с некорректными марками. Важно, что это происходит на уровне кассы магазина — и в «Честный ЗНАК» не уходят инциденты, которые могут стать причиной проверок или штрафных санкций. Считаю внедрение Set Mark Centrum важным этапом развития нашего кассового проекта.

— Какие ошибки при обороте маркированных товаров самые распространённые?

— Самые распространенные проблемы — это контроль продажи дублей и некорректных марок от производителей. Ответственность за реализацию при этом лежит на ритейлере.

— Что ещё планируете улучшить?

— Любая торговая сеть делает всё для улучшения и разнообразия покупательского опыта, удобства работы сотрудников. Мы не исключение и модернизацию останавливать не собираемся. У нас планируется расширение собственного производства, под эту задачу увеличится число сенсорных касс в зоне кафе. Рассматриваем установку в торговых залах прайсчекеров и касс самообслуживания.

Уверены, что последующие шаги принесут вам много пользы и будем рады пообщаться вновь! Успешного развития проекта!

Спасибо!

Справка

«Покупочка» — крупнейший продуктовый ритейлер ЮФО. Входит в группу компаний «Тамерлан». Сеть универсамов представлена двумя брендами. «Покупочка» и «ПокупАЛКО» — это 305 магазинов (980 касс): в Волгоградской, Астраханской, Ростовской областях, Ставропольском крае и Республике Калмыкия.

11
Начать дискуссию