{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как построить сеть из 165 дилеров и 9 дистрибьюторов в четырёх странах за год

План действий, который позволил сделать х2,5 по выручке

Ex-управляющий партнер производственной компании рассказывает, как в B2B создать прочную и проверенную базу клиентов, и каким образом выстроить доверительные отношения с дилерами.

Друзья, привет!

Сообщество предпринимателей CLUB.ORG постоянно проводит онлайн-встречи, где мы друг с другом делимся полезным опытом. Мы решили «переводить» наиболее интересные вебинары в формат статей, поэтому сегодня по шагам разберём путь построения сети дилеров на примере одной компании рынка бытовой вентиляции.

Также мы рассмотрим каналы привлечения клиентов и необходимые действия для масштабирования бизнеса — описанные механики применимы во многих сферах.

Спикер — опытный предприниматель Николай Белоусов, который выступал управляющим производственной компании в 2020-2021 годах, и сделавший огромный вклад в развитие компании по описанной стратегии.

Николай Белоусов, резидент сообщества CLUB.ORG

Фундамент для масштабирования

До того, как начать привлекать дилеров, должна быть система, способная их обслужить. Эта система – фундамент для привлечения, и его формирование начинается с анализа целевой аудитории.

Я проанализировал имевшиеся данные из CRM на момент входа в компанию: базу клиентов, купивших продукцию хотя бы раз, и базу «отказников», а затем выделил ряд критериев с причинами покупки и причинами отказа.

Среди купивших на продукт 49% клиентов привлекло наличие в них увлажнителя, 28% была важна тишина работы (так как наши устройства устанавливались в спальне), также некоторые покупатели отмечали дизайн и малую стоимость обслуживания. Благодаря этому стало ясно, что важно конечному потребителю, как позиционировать продукт и на что давить при его продвижении. Это и легло в основу маркетинга.

Не обошелся стороной и анализ ЦА дилеров. Раскрою их некоторые ответы:

Что позитивного можно отметить при работе с компанией и что мешает продавать больше? Позитивный отклик вызывали формат работы, быстрая скорость реакции на запросы, комфортное общение с менеджером. Важнее оказался ответ на вопрос «что мешает?»:

  • 17% отметили, что рады продавать, но клиенты не знают товар, а потому нет и заявок,
  • у 13,8% опрошенных не было выделенного сотрудника по направлению, не было фокуса продаж на данный товар.

Как мы можем помочь с увеличением продаж?

  • 24% предложили распространить рекламу в СМИ с целью обучения конечного клиента;
  • 13,8% – снизить цену.

Что порекомендуете улучшить в нашей работе или самом продукте?

  • 17,2%: снизить количество брака;
  • 10,3%: организовать постоянное наличие товара;
  • 10,3%: адаптировать продукт для работы при температурах -20°C и ниже.

После анализа через опросы я стал изучать рынок самым быстрым способом – личными встречами. За неделю состоялось 20-30 встреч с представителями, где задачей было не продать, но понять, как и чем живут компании, почему хотят или не хотят работать с нашим брендом. Такая насмотренность помогла создать список потенциальных возражений и разработать офферы в кратчайшие сроки.

Формирование оффера

К работе с возражениями мы подошли так: если дилер чего-то опасается и его что-то не устраивает, мы должны развеять опасения, усиленно поддержать его на начальных этапах совместной работы и наглядно показать преимущества сотрудничества с нами.

Далее приведены сами возражения потенциальных дилеров (В) и предложения (П):

В: Хочу максимальную скидку.
П: Отлично, возьмите разово под склад на сумму 350 тысяч или больше.

В: Продукт новый, боюсь вкладывать деньги.
П: Мы согласны вернуть деньги за первую партию, если что-то не понравится или вы передумаете.

В: О вас не знают, ваш товар не интересен.
П: Мы даём заявки, занимаемся пиаром и будем развивать регион.

В: Что делать, если будут рекламации и брак?
П: Берём ответственность на себя, работа с авторизированными сервисными центрами за наш счёт или даём подмену.

В: С конкурентами большая рентабельность.
П: Рентабельность в процентах больше, но абсолютная прибыль выше с нами, за счёт более высокого чека и стоимости товара. Математические расчёты от нас.

В: Не хотим везти товар из Москвы.
П: Хорошо, возьмите под склад. В течение трёх месяцев часть можно будет вернуть, а востребованный объём останется в наличии.

Модель розницы и B2B

После формирования офферов я рассчитал модель розницы в B2B. В расчётах учитывались стоимость привлечения, обработки, годовая выручка, маржа в рублях и процентах.

По результатам анализа было решено работать только с B2B клиентами, оставив розничного менеджера, чтобы продолжать исследовать розничный рынок (особенно тренды и действия конкурентов).

Ресурсы отдела продаж компании были распределены с розницы в B2B, менеджеров разбили по федеральным округам, в каждом из которых расположился окружной головной офис. Также включили в работу Казахстан, Украину и Беларусь, но из рабочих федеральных округов исключили Северо-Кавказский и Дальневосточный из-за дальности.

Критерии отбора дилеров. Воронка

Фундамент почти готов, но как понять, с кем работать и кому поставлять продукт? Для решения этой задачи были выделены критерии квалификации дилера:

  • Уже есть связь с нашим продуктом, работа происходит в нашем рынке (например, продажа кондиционеров). Как правило, такой дилер может имеет инструмент и может монтировать;
  • Дилер готов продавать нашу продукцию, открыт к предложению;
  • Он берёт продукт под склад. Это значит, что дилер имеет деньги для закупки, способен продавать через личные встречи с клиентом (конверсия выше, чем при удалённых продажах).

Данные критерии позволили оптимизировать процессы поиска квалифицированных дилеров. Прошедшие по ним кандидаты направляются к обученным менеджерам для обсуждения условий сотрудничества.

Здесь начинается ключевой этап воронки, при котором вероятность продажи значительно повышается. В автосалонах это тест-драйв, в мебельных салонах это бесплатный замер, в нашем проекте – завлечение на встречу и персональная презентация. Опыт показал, что конверсия встречи в покупку – 75%, когда как звонки и письма не имеют видимой эффективности.

Массовое привлечение дилеров

В ходе анализа рынка возникла потребность поиска мест, где концентрация ЦА выше всего. Наиболее полезными стали источники:

  • Список официальных дилеров на сайтах конкурентов. Это вручную отобранные фавориты, с высоким шансом быть открытыми к более сильному предложению;
  • Yandex и Google Карты;
  • Базы 2ГИС.

После сбора баз данных с потенциальными дилерами началась работа по их привлечению. Для холодных баз карт и 2ГИС без понимания квалифицированности дилеров использовалась e-mail рассылка – самый быстрый способ получить отклик в B2B.

Для примера возьмём письмо от NimTech. Письму или баннеру следует помещаться в один-полтора экрана смартфона, дизайн и содержание должны быть лаконичны, акцент сделан на кнопках-ссылках с призывом к действию. Например: «Напишите в ответ и получите прайс-лист».

Соблюдение условий значительно повышает читаемость письма. Его задача – обозначить сферу деятельности, достоинства сотрудничества в двух словах, привести лида к реакции. Потенциальных дилеров ожидает знакомство и проверка квалификации, после чего он уходит в работу.

К «холодным» базам также применялся автообзвон роботом. Сообщение от него содержало приветствие, краткое предложение и призыв к действию: «Если заинтересовали, нажмите 1, с вами свяжется наш менеджер и мы пришлём прайс-лист».

Конверсия выходила в районе 2-3%: с 4000 контактов за часовой обзвон образуется 150-200 лидов. Поток лидов может контролироваться, чтобы нагрузка на отдел продаж оставалась равномерной. Стоимость привлечения одного лида в моём примере – примерно 50 рублей.

В тёплых базах лиды образуются без участия рассылок и обзвона.

Целевую базу конкурентов обрабатывали «квалификатором»: менеджер выходил на связь с дилером самостоятельно, выяснял готовность рассмотреть новых поставщиков и в случае готовности фокусировался на ключевой воронке (встреча и презентация), и работал на удержание.

Удержание — это чрезвычайно важный критерий, чтобы стратегия не обернулась «ситом». После начала работы с дилером удержание не даёт ему тихо отвалиться, стать перехваченным или прекратить отношения. Проще говоря, про нас должны помнить. Основой удержания стали вебинары и дилерские кабинеты.

Вебинары позволяют донести информацию 50-150 дилерам одновременно. Это нужно с целью глубже ввести дилера в сферу, поделиться опытом, экспертизой, знаниями. Это несёт посыл: «Я дам тебе продукт, дам информацию, закрою боли, чтобы работа с нами всем шла на пользу, а ты лучше продавал». В результате дилер проникается доверием и мотивацией, проявляет инициативу в деловых отношениях.

Дилерский кабинет частично автоматизирует работу отдела продаж (около 30%). Инструмент стал центром вовлечения дилера, где он общается с конечным потребителем, работает с менеджерами, напрямую взаимодействует с нами и выстраивает прозрачную базу, что во многом определяло, будет ли продаваться товар. В функционал вошли инструменты обработки заявок и расчётов, центр обучения, новостной канал, сервис и другое.

Выделенная площадка с широким и понятным инструментарием закрыла потребность дилера в комфортной работе и оптимизировала процессы в цепочке поставщик-дилер-клиент.

Итак, перед началом масштабирования мы:

  1. Определили ЦА конечного клиента;
  2. Сформировали ЦА дилера;
  3. Подготовили оффер;
  4. Посчитали модель;
  5. Перераспределили людские ресурсы;
  6. Структурировали отдел продаж по территории;
  7. Разделили процесс квалификации;
  8. Сфокусировались на ключевом этапе воронки.

Для привлечения и удержания клиентов:

  1. Собрали целевые и околоцелевые базы;
  2. Работали с базами через рассылки, автообзвон и холодный обзвон с квалификацией;
  3. Вновь сфокусировались на ключевом этапе воронки;
  4. Работали на удержание через вебинары и дилерский кабинет;
  5. Частично автоматизировали работу отдела продаж и маркетинга через дилерский кабинет.

Как видим, стратегия потребовала тщательно искать и анализировать информацию о дилерах, находить компромиссы, чтобы обе стороны пришли к соглашению, и вкладывать значительные ресурсы в обеспечение комфорта клиента.

Может показаться, что личные встречи менее выгодны, чем телефонные продажи, а удержание не так важно, если бумаги уже подписаны, но это не так. Исключив хотя бы один из пунктов, мы не достигли бы таких впечатляющих результатов: х2,5 выручки, сеть из 165 дилеров и 9 дистрибьюторов, сильный бренд и позиция на рынке.

Надеемся расшифровка вебинара оказалась вам полезной!

Мы проводим встречи в Zoom каждую неделю — они доступны любому участнику CLUB.ORG.

Делюсь опытом в ТГ-канале Замятин Иван из CLUB.ORG

Следить за Николаем можно на его YouTube канале.

Всем добра и позитивного настроения!

0
16 комментариев
Написать комментарий...
Константин Могилевкин

До сих пор для меня магия - как эту ЦА определять)

Ответить
Развернуть ветку
Иван Замятин
Автор

Да, там все по старинке))

Ответить
Развернуть ветку
Константин Могилевкин

Ну значит я все правильно делаю)

Ответить
Развернуть ветку
Илья Марушкевич

Хорошая статья, особенно понравились выдержки из диалогов с дилерами

Ответить
Развернуть ветку
Иван Замятин
Автор

Илья, спасибо! Будем делать ещё текстовые версии встреч

Ответить
Развернуть ветку
Кира Щекотурова

Очень обстоятельный разбор кейса!

Ответить
Развернуть ветку
Иван Замятин
Автор

Кира, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Болотников

Все со мной спорят, что надо закрывать клиента на первый шаг, а не сразу на продажу - встреча, просмотр, замер. Но у меня конверсия в покупку после личной встречи и демонстрации продукта была больше 70%. Так что полностью согласен с мыслью статьи. Главное понять, стоит ли вообще на этого клиента тратить свое время или это заявка-пустышка.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт отморожен

«Все» - это кто, голоса в голове?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Болотников

Хых, нет. Под «всеми» я имел ввиду знакомых, начинающие свой бизнес в офлайне. У них есть непреодолимое желание сразу продать по телефону или в переписке.

Ответить
Развернуть ветку
Артур Маслов

это смотря чем торговать и температура базы

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Болотников

Бесспорно. Я могу поделиться только своим опытом, занимаюсь установкой систем видеонаблюдения. И мне проще рассказать и показать лично, чем расписывать преимущества по телефону. Конверсионнее, скажем так

Ответить
Развернуть ветку
Артур Маслов

Ну это очевидно, что люди которые тебя позвали показать - теплые или даже горячие, потому и конверсия есть. А ты попробуй рассказать и показать лично свою продукцию людям стоя вечером у входа в метро. Там конверсия будет сильно ниже чем холодный звонок.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Болотников

Ну так и ниша у меня довольно специфичная

Ответить
Развернуть ветку
The Popov

Крутой познавательный кейс!

Ответить
Развернуть ветку
Иван Смекалов

Было познавательно. Вопрос, как на вебинар собрать в условную пятницу хотя бы половину из подписавших дилерский договор и какой сервис цена / качества даёт возможность использовать дилерский кабинет?

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Раскрывать всегда