{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Популярные методы UX-исследований

В книге Тома Демарко «Дедлайн» автор в художественной форме говорит о том, что для уменьшения количества времени на отладку стоит больше времени затрачивать на качественное проектирование. Недавно делал обзор на эту книгу.

UX-исследования это инструмент, позволяющий получать информацию о проблемах и полезные инсайты, которые можно использовать при разработке продукта.

Без применения исследований разработка становится дороже и дольше, а результаты работы — непредсказуемыми. Поэтому категорически рекомендую начать внедрение исследований в вашу работу, если вы ещё не делаете. Для начала стоит разобраться с тем какими исследования бывают и какие вы хотели бы попробовать на практике.

По состоянию на сегодняшний день, довольно много сказано об исследованиях, особенно на зарубежных ресурсах. При особом желании вы можете найти всю необходимую информацию в открытом доступе, но а если вам лень собирать информацию об исследованиях в разных источниках и обобщать её – эта заметка для вас.

Итак, исследования можно разделить на следующие типы:

1 Поведенческие и оценочные

Первые отвечают на главный вопрос «Что делают пользователи?» — понимаем природу поведения, вторые отвечают на вопрос «Что думают пользователи?» — понимаем природу оценки.

2 Качественные и количественные

Качественные исследования дают возможность собрать данные основанные на наблюдении за моделями поведения групп пользователей. Отвечают на вопрос «Почему?»

Количественные исследования базируются на косвенном сборе данных о моделях поведения пользователей с помощью опросов или других аналитических инструментов. Отвечают на вопрос «Сколько?».

3 Контекст использования

Исследования основанные на разных типах использования продукта: по заданному алгоритму, естественный сценарий, без использования продукта, смешанное использование продукта. Результаты таких исследований дают информацию о способах взаимодействия с продуктом, возможных ошибках на разных этапах сценария или нестандартной логике действий.

Все исследования в той либо иной мере могут быть как качественными так и количественными, при проведении любого исследования важен контекст его проведения.

В зависимости от этапа разработки продукта принимаются наиболее подходящие типы исследований.

Цикл разработки проекта можно условно разделить на следующие этапы:

1 Подготовка и планирование

Целью этапа является определение вектора развития существующего проекта или формирование концепции и стратегии реализации нового продукта.

2 Разработка проекта

Тут ведется активная работа над проектом, исследования позволяют улучшить существующие решения и протестировать удобство концептов.

3 Оценка решений

В ходе этапа проводятся тесты реализованных решений, собирается обратная связь от пользователей.

Далее поговорим о существующих методах проведения исследований и этапах, на которых они применяются.

1 Фокус-группа

Небольшая группа участников в режиме диалога обсуждает свое видение концепции продукта, его функций и сферы применения. Модератор встречи помогает не терять нить разговора и поддерживает поток мнений. Принято применять на этапе планирования работ.

2 Этнографическое исследование

Исследования проводятся на основе уже существующего на рынке продукта, схожего с тем, что вы хотите сделать сами. Задача исследователя — поймать пользователя в его естественной среде.

Исследование стоит проводить в оффлайн формате в среде испытуемых, важно фиксировать их взаимодействие как с продуктом, так и между собой. Дополнительно можно задавать уточняющие вопросы касаемо работы с продуктом. Стоит применять на этапе планирования и ранних этапах разработки, чтобы понять потребности пользователей и способы их взаимодействия с аналогичными продуктами.

3 Проверка концепции

Можно подтвердить жизнеспособность концепции и выявить ключевые качества продукта полезные для ЦА. Помогает понять необходимость развития концепции в продукт или реализации отдельной функции. Для проверки концепций могут использоваться интерактивные прототипы и даже работающие решения в тестовом режиме. Метод применим на этапе планирования и ранних этапах разработки как продукта целиком, так и его отдельных частей.

4 Сортировка карточек

Тестируемые помогают с определением логики группировки разделов и элементов в продукте. Метод будет полезным для создания архитектуры продукта. Пользователей просят сгруппировать карточки по смыслу и дать названия этим группам. Полученные группы карточек могут стать разделами или элементами продукта. Стоит использовать на ранних стадиях разработки или при исправлении проблем с логикой уже существующего сайта или приложения.

5 Интервью

Проводится в формате личной беседы с пользователями, имеющими опыт работы с продуктом, его аналогами или наоборот без такового опыта. Исследователь общается с респондентом и они детально обсуждают исследуемый вопрос.

Интервью может проводиться в оффлайн или онлайн формате. Для проведения интервью требуется подготовка плана с интересующими вопросами касаемо предмета исследования. Используется, чтобы получить общую информацию о восприятии пользователями продукта или отдельных решений. Метод подойдет для сбора информации на этапе оценки решений или при планировании обновлений.

6 Привлечение к проектированию

Потенциальным пользователям предлагают создать свою структуру и логику приложения на листе бумаги, в Miro, PowerPoint или с помощью других удобных для них инструментов. Метод будет полезен на ранних стадиях разработки продукта или отдельных его элементов, для проработки логики всего продукта или отдельных разделов.

7 Оценка предпочтений

Группе пользователей представляют несколько вариантов дизайна — они оценивают их по скорости, простоте, актуальности, предсказуемости и т.д. Набор количественных и качественных характеристик может быть любым, в зависимости от желаемого результата исследования. Стоит проводить на ранних этапах разработки продукта, при подготовке концепций дизайна.

8 Древовидное тестирование

Группа работает с текстовой версией приложения/сайта представленной в виде дерева. Задача испытуемых — найти определенный раздел приложения используя эту схему. Результаты позволяют понять логику мышления пользователей и оценить удачность проектируемой/существующей архитектуры сайта или приложения. Используется на ранних этапах разработки или для проверки удобства реализованной архитектуры на этапе планирования обновлений.

9 Опрос-перехват

Случайной группе пользователей показывается прямо в интерфейсе форма с вопросами об опыте взаимодействия с продуктом. Просить заполнить форму можно после оформления заказа, публикации объявления, проведения транзакции и т.д. Применяется на этапе планирования улучшений и оценки решений.

10 Изучение дневников

Группа пользователей регулярно фиксирует все моменты когда они взаимодействуют с продуктом. Фиксировать необходимо все мысли, ощущения, эмоции и события связанные с продуктом. Можно использовать на этапе планирования обновлений и разработки, для понимания контекста работы пользователей с продуктом.

11 Лабораторное исследование

Под наблюдением исследователя группа пользователей выполняет действия с объяснением конечных целей. Исследователь фиксирует время, алгоритмы, вопросы и другие важные аспекты исследования. Проводится в лабораторных условиях. Исследования могут проводиться по заранее подготовленному сценарию или без сценария, с участием модератора или без.

12 Удаленное исследование

Исследования проводятся так же как и в лабораторном методе, но удаленно. Метод позволяет охватить максимально большую группу пользователей, но при этом они остаются в комфортной обстановке. Может проводиться на этапе разработки и оценки решений.

13 А/В/С и т.д. тестирование

Группа пользователей разбивается на случайные группы и оценивает предложенную версию продукта. Каждая группа видит только свою версию. После получения статистики можно сделать выводы об удобстве, оптимизированности и других параметрах продукта. Используется при разработке и оценке решений, полезен для тонкой настройки продукта.

14 Тест 5 секунд

Группа пользователей оценивает дизайн увиденный в течение 5 секунд. После, по подготовленному списку вопросов, составляют мнение о продукте. Какие элементы запомнились, кто ЦА, для чего нужна показанная страница и т.д. Целесообразно использовать на этапе разработки при подготовке концепций дизайна.

15 Экспертный обзор

Сайт или приложение рецензирует опытный UX-специалист или группа таковых. Комментарии описывают сильные и слабые стороны продукта и отдельных решений, а также содержат рекомендации по устранению проблем или причин вызывающие их. Актуально на этапе планирования работ, чтобы выявить моменты требующие улучшений. Можно применять на этапе разработки для оценки дизайна.

16 Опросы и сбор обратной связи

В этот метод можно объединить все возможные методы анкетирования пользователей: анкетирование пользователей по электропочте, через соцсети или иные инструменты касательно прошлого взаимодействия с продуктом, его аналогами. Можно применять на всех этапах работы. Полезно для оценки решений конкурентов, существующих решений или планируемых обновлений.

17 Юзабилити бенчмаркинг

Метод используется для исследования и отслеживания прогресса изменений в UX. Работает по методике А/В тестирования, только сравниваются показатели с прошлыми версиями продукта или решениями конкурентов. Применяется по сценарию на этапе разработки и оценки решений.

18 Анализ кликстрима

Анализ карт активности пользователей. Метод подразумевает использование специальных сервисов для фиксации метрик, кликов и переходов, вроде Яндекс Метрики. Проводится на этапах планирования улучшений и оценки реализованных решений.

19 Исследование истинного намерения

В рамках метода производится опрос посетителей сайта, на предмет того, какие у них цели и намерения при входе на сайт. После происходит фиксация их последующего поведения. При выходе с сайта пользователям задается вопрос получилось ли им достичь своей цели, можно отправить письмо если пользователь зарегистрировался или показать попап после определенного времени использования сайта. Стоит использовать после запуска продукта или его обновления, чтобы понять соответствуют ли решения ожиданиям пользователей.

20 Немодерируемое панельное исследование

Группа обученных участников, с использованием устройств на которых ведется запись экрана, а также сбор данных, взаимодействуют с продуктом или его прототипом и комментируют решения. Исследователи изучают полученные записи и данные. Можно применять в ходе разработки и оценки реализованных решений.

21 Коридорные тесты

Метод быстрых юзабилити-тестов интерфейса. Цель тестов — убедиться, что пользователи воспринимают решения так, как задумано командой разработки. Для проведения тестов подготавливаются интерактивные прототипы, которые тестируются на не участвующих в разработке членах команды или людях извне. Применяется на ранних этапах разработки.

23 Айтрекинг

С помощью айтрекера, устройства для отслеживания движения глаз, отмечаются точки фиксация взгляда пользователя при работе с приложением/сайтом. Метод позволяет выявить элементы интерфейса, которые важны для пользователя или зафиксировать трудности в поиске элементов навигации. Метод дорогой и сложный, проводится в UX-лабораториях. Применим в процессе разработки, на этапе оценки решений. Для использования метода важно наличие работающего продукта или MVP.

24 Потолочные исследования

Исследования проводимые специально обученными членами команды, задачей которых является выдвижение ничем не проверенных гипотез по улучшению продуктов. Такие гипотезы не требуют проверок. Результаты исследований сразу оформляются в ТЗ, комментарии в мессенджерах или войсы. Проводятся на любом этапе работы. И это шутка.

Стоит отметить, что некоторые исследования могут требовать поощрения для пользователей в виде бонусов или материальной компенсации. Однако, эти расходы позволят в будущем сильно сэкономить время и средства затрачиваемые на разработку сомнительных решений.

Ссылки на ресурсы по теме:

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда