{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Подходы в UX-дизайне, их особенности

В UX существуют различные подходы и стратегии, которые позволяют систематизировать и упростить работу над проектом. У разных подходов разный фокус и разные задачи, поэтому в начале работы важно выбрать тот подход, который подойдет для конкретного проекта.

Здесь нет железных правил: чтобы правильно выбрать подход в UX-дизайне, вы должны определить цели и задачи проекта, а также первостепенные проблемы, требующие решения. Соотнесите эту информацию с целями и проблематикой конкретного подхода — и вы определите, какой стратегии лучше придерживаться в данном проекте.

Какие бывают подходы?

Человеко-ориентированное проектирование (User-Centered Design, UCD) — один из самых известных и базовых UX-подходов. Это итеративный метод работы, главная задача которого — обеспечить понимание нужд пользователя на каждом этапе UX-дизайна.

UCD не определяет этапы работы над проектом! Вне зависимости от того, как строится ваш процесс UX-дизайна, чтобы реализовать этот подход, на каждом этапе работ потребуется реализовать комплекс действий:

  • Понять контекст: как пользователи будут использовать интерфейс, который мы проектируем
  • Определить потребности и проблемы пользователей, которые будут использовать интерфейс
  • Подобрать решения, которые соответствуют потребностям пользователей
  • Оценить реализованные решения с точки зрения потребностей и проблем пользователей

В зависимости от результата оценки в последнем пункте, процесс можно повторить еще раз на текущем этапе. При переходе к следующему этапу работы над проектом процесс также повторяется.

Использование UCD позволяет учитывать потребности пользователей на всех этапах, включая: предпроектную подготовку, исследования, проектирование, дизайн, маркетинг. Мы рекомендуем использовать этот подход во всех проектах, особенно при проектировании сложных интерфейсов.

Дизайн-мышление (Design Thinking) — подход, который позволяет решать проблемы пользователей, оперативно и без существенных затрат корректируя функционал. Это подход «быстрого реагирования», который лучше всего подходит для поиска и решения точечных проблем в интерфейсе.

Реализация этого подхода состоит из следующих этапов:

  • Анализ и эмпатия. Работа с пользователями с целью понять, какие проблемы возникают у них при использовании интерфейса

  • Определение и конкретизация проблем, распределение приоритетов

  • Мозговой штурм, генерация идей для решения обозначенных проблем
  • Прототипирование, оперативная интеграция найденных решений в интерфейс

  • Тестирование найденных решений, получение обратной связи от пользователей

В зависимости от результата тестирования в последнем пункте, процесс можно повторить еще раз.

Подход дизайн-мышления лучше всего подходит для решения четко ограниченных конкретных проблем в интерфейсе.

5 уровней UX-дизайна —подход, структурирующий процесс работы над проектом. Как можно легко догадаться из названия, этот подход предлагает разделить процесс на 5 этапов и двигаться от абстрактных аспектов к подготовке конкретного решения.

  • Первый уровень, самый нижний — это стратегия. На этом этапе определяются цели и задачи проекта и базовые потребности пользователей
  • Второй уровень — границы проекта. На этом этапе конкретизируется, какие пользовательские проблемы будет решать проект, определяется ключевой функционал и ключевой контент
  • Третий уровень — структура. На этом этапе происходит организация различных элементов интерфейса — функционала, страниц, контента. Также определяются ключевые пользовательские сценарии
  • Четвертый уровень — лейаут, или «скелет» проекта. На этом этапе строятся внутренняя логика проекта, то, как он будет работать и как различные элементы будут взаимодействовать между собой
  • Пятый уровень — внешний. На этом этапе определяется, как проект будет выглядеть для пользователя, восприниматься им

На основе этого пятиуровневого подхода можно построить свой собственный рабочий процесс, конкретизировав каждый уровень в соответствии с целями и задачами вашего проекта.

Подход HEART ориентирован на максимальное полное понимание пользовательского опыта и используется в основном на крупных сложных проектах и в UX-исследованиях для качественной оценки.

Ключевые метрики этого подхода складываются в аббревиатуру HEART:

  • Happiness (Удовлетворенность): отражает эмоции, которые испытывает пользователь, взаимодействуя с интерфейсом. Оценивается посредством анкеты или непосредственного наблюдения в ходе тестирования
  • Engagement (Вовлеченность): отражает степень вовлеченности пользователя за заданное время. Отслеживаться могут различные параметры, включая время на сайте и количество посещенных страниц, частота выполнения определенных действий
  • Adoption (Новые пользователи): количество новых пользователей продукта. Например, количество новых аккаунтов за заданный период времени или процент пользователей, использующих определенный функционал
  • Retention (Удержание): процент пользователей, которые пользовались интерфейсом повторно за заданный период времени
  • Task Success (Достижение цели): оцениваются пользовательские паттерны (и их соответствие сценариям, разработанным в ходе проектирования), процент конверсии, скорость достижения цели и др.

Естественно, для эффективной работы в рамках подхода HEART эти метрики необходимо конкретизировать. Для этого:

1. Определите цель. В зависимости от целей и задач UX-исследования фокус может быть на оценке степени удовлетворенности пользователей, отслеживании (и решении) конкретной UX-проблемы или на какой-то совершенно другой задаче. Если под какую-то из метрик невозможно сформулировать цель — это признак того, что в данный момент данная метрика неактуальна

2. Определите показатели, определяющие каждую из метрик. Например, для метрики удовлетворенности это может быть общее время, проведенное пользователем на сайте, количество просмотренных страниц, общее количество взаимодействий с контентом и др.

3. Проработайте, как будут рассчитываться показатели из п.2, а также подготовьте классификацию значений

На разных этапах разработки и жизненного цикла проекта возникают потребности в разных метриках: не все из них нужно отслеживать параллельно и непрерывно. Критически подходите к реализации проекта и используйте только те подходы, стратегии и практики, которые помогают вам в рабочем процессе и обеспечивают лучший опыт вашим пользователям.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда