Сервис аренды вещей — стартап, который взлетит в кризис 2022 года
«Атвинта» и основательница стартапа «Просто вещи» рассказывают о шеринг-сервисе и его перспективах в условиях меняющегося рынка.
Шеринговая экономика и новая реальность
Все больше зарубежных компаний покидают российский рынок, и каждый день экономика страны сталкивается с новыми санкциями. Ожидаемые последствия повышения цен и проблем с поставками — высокая инфляция и дефицит.
Стоимость техники и других категорий товаров растет, компании открыто говорят о сокращении ассортимента. Вероятно, многие товары исчезнут с полок или подорожают настолько, что покупка и полноценное обладание вещью для многих станут недоступны.
В кризис одним бизнесам суждено разориться, другим — подстроиться под новые условия, а третьим — масштабироваться благодаря перестройке рынка. Например, так произошло с EdTech в 2020-2021 году во время пандемии коронавируса.
Совместное потребление развивалось и до известных событий, но сейчас его ждет более активный рост. По словам Ангелины Ананских, основательницы шеринг-стартапа «Просто вещи», аренда вещей станет востребована из-за дороговизны и сокращения ассортимента.
По прогнозу Ангелины, стоимость аренды вещей будет расти, однако прирост будет незначительным, и услуга останется доступной для арендаторов. При этом чем больше частных лиц будут сдавать вещи в прокат, тем конкурентнее будут цены на этом рынке.
В «Просто вещи» пользователи могут сдавать и брать в аренду все необходимое. Сервис помогает оптимизировать бюджет семьи и заработать на том, что годами пылится без дела.
Ожидается, что спрос на услуги площадки вырастет — сегодня многие предпочтут временно арендовать вещь, а не тратить внушительную сумму на покупку.
Как развивалась культура шеринга в России
До 2022 года шеринговую культуру развивали биржи фриланса, квартиры посуточно, продажа б/у вещей и аренда средств перемещения. Авито, Airbnb, Urent — сервисы, в которых россияне знакомились с форматом совместного потребления.
Наиболее крупными сегментами шеринговой экономики в России являются:
- С2С-продажи
- P2P-услуги
- каршеринг
- карпулинг
- шеринг жилья
По данным исследования РАЭК и Tiar Center, в 2020 году объем транзакций в этих отраслях составил 99,3% от общего объема шеринговой экономики страны.
Преимущества шеринговой экономики:
- экономия — совместное потребление во многих нишах оказывается выгоднее, чем полноценное обладание имуществом
- экологичность — благодаря шерингу люди отказываются от лишних покупок и меньше засоряют природу
- удобство — человек избавляется от множества хлопот: покупки, содержания, хранения и дальнейшей продажи вещи
Аренда постепенно приживается в разных сферах жизни: от работы до спорта и развлечений. Например, во время пандемии люди активно арендовали беговые дорожки. Для чистки мебели выгодно брать моющий пылесос напрокат, а не покупать собственный.
В 2020 году аренда вещей не составляла и процента от общей структуры шеринговой экономики России, но запрос на такую услугу уже был. Несмотря на крошечную долю, все в том же 2020-м по темпу роста этот сегмент стал лидером среди шеринг-отраслей и вырос на 85%.
От небольшого бизнеса в декрете до стартапа
Ангелина Ананских развивает культуру совместного потребления в Сибири через собственные проекты. Сейчас она работает над продвижением «Просто вещи» — шеринг-сервиса по аренде вещей. Также у предпринимательницы есть прокат детских товаров.
Тогда в Кемерове, городе, где живет предпринимательница, подобных предложений не было. Ангелина реализовала эту идею одной из первых. Она создала профиль в Instagram с каталогом детских товаров в аренду, и первые клиенты пришли уже через пару недель после запуска.
Ангелина расширяла ассортимент и продолжала закупать товары для проката. Семьи арендовали электрокачели, горки, сухие бассейны, коляски — все, что могло понадобиться родителям и малышам.
Сервис, который сделает аренду удобной
Со временем клиенты стали спрашивать, можно ли передать вещь в управление или разместить объявление в прокате Ангелины. Также узнавали об аренде медтехники, электроники и других вещей, которые уже не касались воспитания детей.
Так появилась идея сервиса «Просто вещи». На российском рынке уже существовали платформы по аренде вещей, но их география ограничивалась Москвой, Санкт-Петербургом и другими миллионниками. Ангелина же решила сосредоточиться на продвижении шеринга в регионах.
По словам предпринимательницы, найти вещи в аренду в Кемерове и других небольших городах очень сложно. Есть прокаты вечерней одежды и детских вещей, остальные же категории на рынке просто не представлены. Еще одна проблема — неоднородные источники размещения каталогов. Это могут быть сайты, страницы в соцсетях или профили на Авито.
К тому же, не было площадки, которая бы одновременно содержала удобный поиск, фильтры, прозрачное ценообразование и инструменты для создания объявлений, приема заявок, отслеживания сделки.
Ангелина решила создать собственный продукт, который сделает прокат вещей удобным и безопасным для всех сторон сделки.
Разработка сервиса
За разработкой платформы предпринимательница обратилась в «Атвинту», и мы вместе создали MVP c расширенной функциональностью, который готов к полноценной работе и первым пользователям.
Как устроена сделка
Пользователи сервиса делятся на две основные категории:
- арендатор
- арендодатель
Для арендаторов мы реализовали удобную навигацию по разделам товаров. Они размещены и сгруппированы с учетом наиболее частых запросов пользователей.
В каталоге размещены вещи, доступные к аренде. Для удобного исследования карточек есть фильтры и сортировка.
Особое внимание мы уделили структуре страниц товаров — они содержат исчерпывающую информацию для арендатора.
На них мы разместили:
- Фото товара
- Описание и особенности товара
- Рейтинг продавца с оценками по нескольким критериям
- Адрес хранения товара
- Календарь доступности
- Блок с отзывами
- Форма для вопросов о товаре
В блоке оформления заявки мы учли особенность ценообразования в прокате: чем дольше срок, тем меньше цена аренды за день. Мы наглядно представляем это пользователю — цена автоматически рассчитывается сервисом и выводится вместе с размером скидки.
Здесь же размещен календарь, где арендатор отмечает даты, в которые он планирует пользоваться вещью. Кнопка «Арендовать» создает заявку на аренду, где отражены все условия сделки, в том числе и сумма залога при необходимости.
Все дальнейшие операции фиксируются на странице сделки в личном кабинете пользователя: оплата, передача, возврат, отмена брони и т.д. Благодаря тому, что этапы сделки отображаются на сайте, пользователи могут быть уверены в прозрачности работы сервиса и взаимодействии между арендатором и арендодателем.
Чтобы связаться с арендодателем, арендатор оплачивает комиссию в размере 10% от сделки — это вознаграждение за работу сервиса. После платежа стороны получают доступ к чату и контактам друг друга и договариваются о передаче вещи и оплате.
Про безопасность
На этапе аналитики мы выяснили, что безопасность сделки является ключевым параметром для потенциальных пользователей «Просто вещи».
Чтобы обеспечить безопасность во взаимодействии «арендатор-арендодатель», мы предусмотрели:
- Автоматическое заключение онлайн-договора. С помощью документа компания может помочь в урегулировании конфликтной ситуации.
- Возможность установить залог. Арендодатель будет защищен в случае невозврата или поломки.
- Рейтинговую систему участников и товаров. Добросовестность участников и качество товаров можно оценить и таким образом помочь другим пользователям.
- Оперативную обратную связь. Представители сервиса помогут урегулировать конфликт или ответят на вопросы о работе сервиса.
В дальнейшем возможно внедрение функции «Безопасная сделка». Она позволит замораживать сумму залога на карте арендатора на период проката вещи.
Как сдавать вещи
Мы старались сделать управление арендой и создание объявлений максимально простым и удобным.
Арендодателями могут выступать разные категории пользователей:
- физические лица, которые хотят заработать на том, что пылится без дела
- физические лица, которые ведут небольшой арендный бизнес и размещают большое количество вещей, специально купленных для заработка
- прокаты, которые профессионально занимаются арендой и размещают в сервисе масштабный ассортимент вещей
Можно заполнять объявления по очереди через сервис или импортировать базу товаров с помощью Excel. Мы предлагаем воспользоваться шаблоном, при загрузке которого «Просто вещи» автоматически создаст объявления на основе заполненной информации.
Все объявления отображаются в соответствующем разделе, где можно сортировать и фильтровать товары по статусам. Также доступен точечный поиск по названию и содержанию объявления.
Первые пользователи отмечают удобство общего календаря, в котором наглядно отражены даты, когда товары свободны или «работают» в аренде. Из календаря можно перейти к конкретной сделке и посмотреть ее подробности.
С помощью этих функций пользователи в удобном формате контролируют свой ассортимент и управляют объявлениями.
Первые шаги в продвижении
Сейчас Ангелина работает над продвижением стартапа и привлечением первых пользователей.
Стратегия предпринимательницы заключается в постепенном развитии сервиса: сначала платформа должна привлечь людей из Кемеровской области и отшлифовать все процессы на этой аудитории. После этого «Просто вещи» будет заходить в новые регионы.
В ближайшее время основательница сервиса решила переориентироваться на физические лица — людей, которые могут заработать на прокате своих вещей. Для этого Ангелина планирует задействовать несколько каналов и инструментов:
- Социальные сети собственного проката. Это теплая аудитория, которая уже знакома с шеринг-культурой, доверяет бренду и готова пользоваться платформой как в качестве арендатора, так и в качестве арендодателя.
- Публикации в СМИ. В статьях и интервью предпринимательница будет вести просветительскую деятельность о разумном потреблении и преимуществах шеринговой экономики.
- Проведение мероприятий. «Просто вещи» проведет обмен одеждой и игрушками среди кемеровчан. Это формат ярмарки, где люди смогут избавиться от ненужных вещей и поменять их на что-то более полезное для себя. По словам Ангелины, это должно сработать на узнаваемость бренда в городе.
На старте развития в качестве основной целевой аудитории рассматриваются мамы с детьми. Это люди, которые уже осознают удобство проката — они как никто другой понимают, что покупать многие вещи для детей бессмысленно.
К тому же, они будут регулярно возвращаться к услугам сервиса — по мере взросления ребенка требуются все новые вещи от колясок до развивающих игрушек, небулайзеров и других приспособлений.
Ожидается, что эти же пользователи, узнав о возможностях сервиса, разместят на нем и свои объявления. Для старта продвижения это один из наиболее выгодных вариантов развития — он не требует масштабного прогрева аудитории и информирования о преимуществах продукта.
Что будет дальше
В рамках развития продукта планируется:
- добавить интеграцию с «Яндекс. Такси», чтобы пользователи могли заказать доставку и не тратить время на транспортировку
- автоматизировать разбор спорных ситуаций между пользователями
- упростить процесс заключения сделки на этапе предоставления документов
В будущем надеемся увидеть «Просто вещи» в рядах крупнейших шеринг-сервисов России. Команда «Атвинты» рада создавать востребованные проекты, которые помогают людям и продвигают идеи, меняющие сознание современного потребителя.
Комментарий недоступен
Вероятно, картинка с айфоном всё-таки сбивает с толку. Чаще всего берут вещи существенно проще. У меня жена пользуется, мы брали: сушилку для фруктов и детский спорткомплекс (попробовать не рано ли ребёнку такое). В целом понравилось.
В каждом сервисе есть узкие места и сложности, над которыми приходится работать. На ваш взгляд, можно ли избежать такого вида мошенничества в аренде с помощью дополнительных проверок или другого инструмента?
Продуманные люди есть в каждой сфере бизнеса, поэтому мы и не акцентируем внимание на дорогих товарах и технике. Если это профессиональный прокат, то они уже закладывают риски. Если обычный человек, то он вероятнее всего и не будет даже сдавать подобное. Предусмотрена система рейтингов, которая в перспективе уже выявит пул ответственных арендаторов и арендодателей.
На мой взгляд аренда сработает не с каждым типом товаров.
Например картинка с iphone. Если человек меняет смартфоны не раз в год и ему не сложно заморочиться с продажей бу, то смысл аренды телефона стремится к 0. Т.к любой владелец смартфона будет стремиться быстрее его отбить и начать зарабатывать. Уверен платеж по аренде будет или равным или близким к платежу по рассрочке(кредиту) на смартфон. Только после аренды у тебе не будет ни телефона ни денег, в отличии от варианта с рассрочкой(кредитом).
Да, картинка с айфонами конечно немного путает, но как показывают яндекс запросы люди их тоже ищут в аренду :) насколько мне известно, там потребность взять айфон на день - сделать фото для соц сетей - типа он у тебя есть и вернуть :)) но мы совершенно не рассматриваем эту нишу и не рекомендуем обычным людям рисковать такой техникой. Но есть техника попроще, например, машинка для стрижки животных, покупать смысла нет, а вот взять " у соседа" отличный вариант.
Конечно, по мере роста рынка мы увидим, какие товары будут наиболее востребованы. Сейчас чаще всего арендуют детские товары, одежду на выход и различную технику.
Возможно, аренду телефона не все сочтут для себя целесообразной, однако у этой ниши есть своя аудитория. Арендаторов Iphone привлекает возможность взять дорогостоящую вещь в аренду и при этом не брать кредит. Если в какой-то момент возникнут трудности с оплатой аренды - человек просто вернет телефон без риска накопления долгов и пени. Это возможность пользоваться вещью, но без кредитных обязательств.
Но это не исключает ваши аргументы - здесь дело ценностей и подхода разных людей к покупке и личным финансам!)
для сколково сгодится, а так, рессмешили - "сознание современного потребителя" )
Культура шеринга действительно развивается, и все больше людей пользуются такими услугами. В аналитическом отчете в начале статьи можно посмотреть, как растет рынок.
Комментарий недоступен
Стороны сделки могут договориться о залоге, а амортизацию вещи можно заложить в стоимость аренды. Суть стартапа в p2p-взаимодействии, хотя когда к Ангелине стали обращаться за размещением объявлений, была и такая идея - со складами и управлением вещами со стороны сервиса.
Попросили ее присоединиться к обсуждению, надеемся, она сможет от первого лица рассказать, почему решили пойти другим путем.
Думали об этой идее году в 15, гуглили, изучали. Человек правильно написал про кражу комплектующих и замену их на китайские аналоги, да и отношение людей у чужому как бы такое себе. Поэтому подумали насчет этих рисков и решили забить.
Одна из целей сервиса как раз показать преимущества совместного потребления и изменить мнение людей об аренде. Такой риск действительно есть, будет интересно узнать, насколько он окажется ощутим для бизнеса.
Вы на моей памяти уже 3й подобный стартап. Интересно, что с теми двумя случилось, погуглю.
Вроде работают, объявлений по 10000+ в одежде и немного в детских товарах 1000+.
https://next2u.ru/
Рентмания тоже вроде существует. С 2018 года и не закрылись.
https://vc.ru/services/50408-rentmania-startap-arendy-veshchey
Может действительно стоящий бизнес, но конкуренты есть. А, ваш сервис чем отличается от них?
В 12 году сделали arenduyou.ru попробовали работать с компаниями. За небольшой %%. Не полетело. Сейчас сайт просто болтается. Но судя по всему нужно начинать реанимировать и менять концепцию.
Что важно в таких сервисах:
1. Клиент арендатор хочет заплатить и получить вещь домой, на стройку и т.п. и после срока использования так же не парясь отдать, чтобы арендодатель сам увёз.
2. Никаких залогов! Арендуя вещь за условную 1000 руб. мне предлагают оставить залог в 20 000 - стоимости этой вещи. Т.е. по факту я замораживаю больше денег, чем купить ту же самую вещь. Хотя, да - это не всегда верное утверждение.
Из собственного опыта. Мне нужна была вышка тура за городом. 80 км. Купить стоило 30 тыс. Аренда 300 руб. в день, но минимум 5 дней. Доставка стоила 5000. Итого 1500 аренда + доставить, забрать 10 000. И если бы у друга не было микроавтобуса и следовательно доставки в ноль рублей, я бы купил, а не арендовал. В загородном доме вышка всегда пригодится.
Выводы, какие вижу для себя:
1. Нужны свои склады по городу, которые наполняются арендуемыми вещами.
2. Свой парк вещей в аренду.
2. Вещи клиентов, которые сдают их в аренду через вас, так же располагаются на этих складах для упрощения логистики.
3. Своя доставка.
4.Страхование сделок.
Проекту удачи, но стать бизнесом будет ооочень сложно, даже в 2022 году. :)
Комментарий недоступен
Ну это что-то за гранью ))) А что так можно было?
Аренда детского велосипеда по цене автомобиля бизнес-класса?
Который стоит столько же, сколько и аренда.
На скриншоте искусственная сделка для статьи. Учтем на будущее )
города "Москва" нет в списке городов. Что что простите?
хороший сервис, я им даже бы воспользовался
спасибо!
уже можете пользоваться – Next2U.ru :)
Не плохой сервис, нужно обязательно попробовать и понять
Врядли это все же бизнес идея, но в свое время не хватало сервиса аренды медицинских корсетов и прочей ортопедии. Крутой корсет при переломах позвоночника стоил 100к рублей, что с ним делать после использования тоже большой вопрос носить 6 месяцев. Мне кажется было бы удобнее людям оставлять залог и платить за пользование тысячи 3-5 в месяц и потом возвращать обратно. Но это больше благотворительность чем бизнес, хотя кто как выкрутит.
Как раз можно окупить хотя бы часть затрат на корсет с помощью аренды. Или сэкономить, если он пригодился.
Весьма милый сервис, думаю что вполне будет полезен. Как сервис монетизируется?
Спасибо. Сервис получает вознаграждение за сделку.
Сначала показалось абсурдом, но потом увидел нишу - деревни и села, попробуйте поработать с губернаторами, им реально нужны такие проекты, да и вы в накладе не останетесь.
В глубь смотрите😁у нас конечно не деревня, но в городе «не миллионнике» действительно есть потребность и есть с чем работать! Да, финансово это не самый перспективный проект, по крайней мере сразу, но мы в первую очередь о пользе, тем более в текущее время! Спасибо за рекомендации про органы власти, обязательно подумаем, как с ними взаимодействовать!
То есть вы сами эти вещи не аккумулируете, а просто сводите 2 стороны? А как, например, контролируется вопрос гигиены? Есть ли требования к арендодателям проводить дезинфекцию вещи для нового арендатора?
И ещё - есть ли ваша ответственность как агрегатора, в случае каких-то проблем, возникших у той или другой стороны?
Самый главный риск, который я сейчас вижу в аренде, это порча и невозврат вещей. Порча - это прямо наверняка. Многие люди очень неаккуратно относится к вещам, к чужим - тем более. И что происходит, если арендатор просто откажется вернуть вещь? Как это регулируется? Просто денежным залогом и мифической возможностью подать в суд?
Я занимаюсь прокатом почти 4 года. Более 4000 сделок проведено. Количество невозвратов равно «0»☺️испорченных товаров по пальцам посчитать. Как показывает опыт, люди к чужим вещам относятся лучше, чем к своим. А «невозврат» - это уже статья УК РФ. Для дорогой техники - мошенничества имеют места быть, но у нас фокус на обычные товары, ради которых мошенники рисковать не будут.
Такие сервисы, увы, плохо растут за счет сарафанного радио. Я бы начинал подобный проект лишь при условии доступа к значительным ресурсам для финансирования маркетинга (и это не 3-5 млн. рублей уж точно). Плюс нужно помнить про Авито, который может добавить категорию объявлений по аренде и подключить к этому свою логистическую и финансовую инфраструктуру.
Комментарий недоступен
Будете так шутить, вам может действительно потребоваться такой ( Но эти сервисы работают без интернета довольно успешно.
Как скажете. Но вот тот серый градиент на бэке точно не для 2022 :-\
Город Москва
Все категории пустые, товаров нет.
Ну и зачем вы трафик с vc сейчас гоните на сайт?
оптимистично)0))))0)
Продолжайте делать. Рынок растет, потому что благосостояние людей падает + иногда выгоднее арендовать, чтобы проверить перед покупкой или на разовую задачу. Единственное, на что рекомендую обратить внимание — это залог. Он часто является барьером. Есть два способа это решить: работать со страховой компанией, разработав страховой продукт под вас; или создать собственное решение. Про первое знаю, потому что работал в страховой компании, про второе знаю, потому что сейчас этим занимаюсь в другом не конкурентном проекте. Если интересно, пишите в личку