Переход с 1С:УПП на 1C:ERP: Задача переноса печатных форм в сжатые сроки. Конструктор печати

Настоящей статьей мы начинаем цикл из трех статей о технических особенностях перехода с программы 1С:УПП на 1C:ERP.

Автор статьи: Малышев Дмитрий - специалист Внедренческого центра "Раздолье", разработчик 1С с 2004 года на платформах 1С 7.7, 8.1, 8.2, 8.3. Сертификат 1С:Эксперт по технологическим вопросам. Участвовал в 30-ти проектах внедрения 1С:УПП и 1C:ERP.

Заканчивается поддержка УПП

В соответствии с решением, принятым на Большом партнёрском семинаре 27-28 февраля 2021 г, фирма «1С» объявляет о том, что предполагает завершение поддержки конфигурации УПП через 5 лет — весной 2026 года. Подтверждение этого намерения и точный срок окончания поддержки, как сообщалось ранее, будут объявлены не менее чем за 3 года до завершения поддержки конфигурации УПП, то есть ориентировочно весной 2023 года.

По срокам поддержки локализованных для других стран версий конфигурации УПП решения не приняты, о планах прекращения их поддержки будет объявлено не менее чем за 3 года до вступления такого решения в силу.

Фирма «1С» рекомендует пользователям и партнерам не откладывать переход с 1С:УПП на более современные решения фирмы «1С» на последние годы поддержки конфигурации УПП, т. к. найти ресурсы на внедрение 1С:ERP в 2024-2026 годах может оказаться сложнее, чем в 2021-2023 годах. Кроме того, пользователи, осуществляющие переход с 1С:УПП на современные ERP-решения фирмы «1С» в ближайшие 2 года, получат дополнительные преимущества по акции «Аналитика и Академия ERP».

Введение

Не буду детально расписывать как проходил проект перевода Заказчика с УПП на ЕРП.

Немного введу в курс дела по проекту: Заказчик является крупнейшим предприятием пищевой отрасли. До начала проекта у Заказчика было УПП 1.2 (даже не 1.3) в 2021-м перешли на ERP 2.4. В целом по проекту делали переход с УПП + ДО с большим количеством внешних интеграций. Переходили на связку ERP + ЗУП + ДО. Начали с августа 2020 года. Порекомендовали ИТ-специалистам заказчика пройти курсы 1С. В ноябре, после обучения, специалисты присоединились к проекту (кто не потянул - уволился). Учет проектных задач в информационной системе «Канбан» и Google Doc, использовали встраиваемую справку в ERP, информационную систему Поддержки, встроенную прямо в ERP, Стандартное хранилище 1С. В обязательном порядке проводили еженедельные планерки с фиксацией задач и прогресса. Стандартный перенос из УПП в ERP пришлось переделать. Перенос остатков делали в январе. До апреля учет вели в двух системах в УПП и в ERP обменивались оперативными документами и НСИ по правилам обмена (чтобы снять нагрузку с работающих пользователей т.к. они все-таки бизнесом занимаются и не являются каторжникамиJ). За время учета в двух системах адаптировали интеграции и нестандартные подсистемы УПП, модифицировали железо и инфраструктуру серверов, настраивали права доступа, адаптировали мышление пользователей к проверкам данных и закрытию в ERP и ЗУП (не было обрубания канатов на 01.01). Гладко перешли с системы на систему без привязки к началу года. (Кому нужно обращайтесь, внедряли и УПП и ЕРП, понимаем и там и там).

В условиях пандемии Проект на 98% реализовывался удаленно, без посещения Заказчика.

Расскажу о задаче переноса печатных форм в сжатые сроки.

Одной из задач стал перенос около 300 печатных форм встроенных и подключаемых, адаптированных под различных клиентов, и самописной подсистемы настроек печати (через документы, регистры, справочники, реквизиты и алгоритмы в самом коде).

Исходные вводные при планировании этой задачи были такие:

  • Ограниченное количество свободных программистов и их переключение между проектами.
  • Недостаточная информация от пользователей по особенностям работы механизма печати в УПП.
  • Большой объем доработок, без описания, без данных об актуальности.
  • Необходимость реализации задачи к фиксированной дате.

Шаги:

  • Мы поняли, что переделывать все 300 печатных форм 1 в 1 пахнет безумством, и мы не сможем это сделать ни в бюджет, ни в срок. Стали искать варианты у коллег.
  • Идею подали коллеги, внедрявшие в 2019 крупное мясное производство ( принципы работы с торговыми партнерами у крупного производителя пищевой продукции одинаковые), переняли у них идею как сделать настройку общих печатных форм и параметризацию макетов вместо создания индивидуальных комплектов печати под каждого клиента. Таким образом, мы бы перешли от 300 печатных форм с параметрами в УПП к ограниченному количеству печатных форм в ERP (в районе 15) с понятным алгоритмом поддержки их в дальнейшем. Универсальные настраиваемые алгоритмы печати и макетов – мы назвали «Конструктор печати».
  • Далее потребовалось снизить объем задачи, провели 2 онлайн встречи с пользователями и ИТ-специалистами Заказчика, на которых определили:Список используемых видов документовСписок используемых видов печатных формСписок контрагентов с особенностями печати (в основном ими оказались сети: Метро, Ашан, Лента, Билла и т.п.)Утвердили с ИТ-службой Заказчика и пользователями смену концепции печати комплектов форм для контрагентов на «Конструктор печати»Составили таблицу в Google Docs с планом работ

По итогам этого шага мы актуализировали список контрагентов со специфическими макетами (убрав старых ненужных или по которым перешли на ЭДО), сократили список видов печатных форм (далее по тексту – «ПФ») на 40% (убрали неиспользуемые), согласовали механизм реализации и разбили задачу на подзадачи для возможности передачи разным программистам.

Задача приняла очертания и была запущена в работу:

  • Для начала архитектором был разработал «скелет» системы.
  • Затем подключались другие программисты, которые адаптировали в рамках общей идеи механизмы в разных формах.

В итоге получилось расширение «Конструктор печати», являющееся подключаемой к ЕРП подсистемой, расширяющей стандартные возможности печати. Доработка предназначена для печати основных видов печатных форм для различных контрагентов. Печать идет с единым алгоритмом, персонифицирующимся параметрами, и единым макетом, персонифицирующимся индивидуальными макетами и возможностью ручной корректировки макета в режиме 1С:Предприятие. Т.е. вместо кучи печатных форм существует общий алгоритм печати, который в зависимости от заданных у контрагентов параметров, корректирует макет вывода печатной формы под него. Расширение разработано для систематизации около 300 печатных форм из УПП и их настроек, их перевода в ERP и дальнейшей юзабилити (единообразного и удобного использования пользователями и тех. специалистами) настройки печати комплектов печатных форм сетевых и других контрагентов с разными требованиями.

Как все организовано

Подключение подсистемы

Подсистема представлена в виде расширения и набора дополнительных подключаемых печатных форм.

Подключение расширения

Открываем 1С:Предприятие, и далее в главном окне:

  • Переходим в Главное меню - Настройки - Параметры - Отображать команду «Функции технического специалиста».
  • Переходим в Главное меню - «Функции технического специалиста» - Стандартные - Управление расширениями конфигурации - Добавляем расширение.
  • Перезапускаем сеанс 1С:Предприятие.

Рис. Форма подключения расширения

Подключение внешних печатных форм

Каждую печатную форму требуется сохранить как внешнюю в файл

Затем подключить в режиме 1С предприятие

В разделе «НСИ и администрирование – Администрирование – Печатные формы, отчеты и обработки – Дополнительные отчеты и обработки».

Лучше создать подгруппу для всех форм конструктора печати, для удобства настройки.

Затем последовательно подключить все формы.

Почему формы в расширении

Формы присутствуют в расширении ещё и для того, чтобы макеты, прикрепленные к ним, появились в типовом механизме редактирования макетов, что позволило бы редактировать макеты вручную.

Появляются в разделе «НСИ и администрирование - Печатные формы, отчеты и обработки – Макеты печатных форм».

Раздел «Конструктор печати»

В интерфейсе 1С:Предприятия при активации расширения появится раздел «Конструктор печати», содержащий ссылки на все нужные настройки и обработки.

Первоначальная настройка

Для настройки первоначально нужно заполнить справочник «Виды параметров», и далее переходить к индивидуальной настройке контрагентов.

Заполнить справочник "Конструктор печати: Виды параметров"

В форме списка справочника по кнопке [Заполнить параметры по умолчанию]

Навигационная ссылка: e1cib/list/Справочник.печать_ВидыПараметров

Параметры отобразятся сгруппировано по видам печатных форм.

Первоначальные параметры прописаны в модуле менеджера справочника «Виды параметров», но также могут быть добавлены вручную пользователем.

1. При создании нужно заполнить все параметры по аналогии с предопределенными настройками.

2. Имя для разработчика, указанное в параметре нужно использовать как имя переменной в Макете печатной формы.

3. Значения можно задавать константами (строковыми, числовыми, дата, булево) или получать кодом через переменную Док (= Ссылка на документ, из которого идет печать).

Заполнить настройки печати контрагента можно несколькими способами

1. В панели формы Контрагента, в меню «Ещё»

или в самих регистрах сведений «Конструктор печати: Параметры макетов» и «Конструктор печати: Макеты».

Навигационная ссылка: e1cib/list/РегистрСведений.печать_Макеты

Навигационная ссылка: e1cib/list/РегистрСведений.печать_ПараметрыМакетов

2. В общих настройка в разделе «НСИ и администрирование – Настройка НСИ и разделов – Продажи – Печать документов – Настройки печати комплектов документов»

3. В документе в меню «Печать» - «Конструктор печати с настройками»

Предпочтительней для пользователей использовать варианты 2.2 и 2.3 т.к. в диалоге будут объединены как настройки состава комплекта и количества экземпляров, так и выбор макетов и параметров.

Форма настройки «Комплекта печати» состоит из шапки (Вид документа, Организация, Контрагент) и закладок с настройками:

  • Основное – закладка, где настраивается состав комплекта и количество экземпляров, каждой печатной формы

Макеты – закладка, где для печатных форм, относящихся к конструктору печати можно задать индивидуальные макеты. Это предусмотрено на случай больших отличий формы по требованиям клиента от стандартной формы и параметрами это решить не удалось. Можно для вида печатной формы выбрать индивидуальный макет из определенных ранее в расширении макетов соответствующей обработки печати. Для каждой обработки есть общий макет, который параметризуется и не меняется, а также разработаны индивидуальные макеты под «особенных» клиентов, которые имеют серьезные отличия в оформлении. Макеты можно править вручную за счет типового механизма редактирования макетов, вызываемого по кнопке [Редактировать макет].

Либо ручное редактирование макетов можно выполнить в регистре сведений «Конструктор печати: Макеты» или в типовом механизме настройки макетов в разделе «НСИ и администрирование - Печатные формы, отчеты и обработки – Макеты печатных форм»

У нужного макета жмем [Изменить]

Открывается макет печатной формы, который можно отредактировать

Также можно отменить изменения и вернуться к исходному варианту.

  • Параметры макетов – закладка, на которой по видам печатных форм, можно настроить параметры вывода печатных форм. Сами параметры и их обработка в основном уже закодированы в расширении в каждой печатной форме. Важно, что параметры хранятся в периодическом регистре сведений и начинают действовать с указанной даты «Действует начиная с».

Доступные виды печатных форм конструктора.

Формы прописываются в перечислении и оформлены в виде обработок.

Обработки печати встроены в расширение. Каждому виду печатной формы, соответствует 1 обработка. Формы предварительно сохраняются и подключаются как внешние к документам, автоматически определяя документы для подключения. Каждая обработка также имеет форму отладки, в которой задается ссылка на документ и вид печатной формы, тестовое выполнение по кнопке [Печать].

В коде обработки идет запрос на выбор макета и запрос на получение всех настроек контрагента.

Например:

Макет=РегистрыСведений.печать_Макеты.ПолучитьМакетДляПечати(Контрагент, Перечисления.печать_ТипыПФ.ТОРГ12);

ПараметрыМакета=РегистрыСведений.печать_ПараметрыМакетов.ПолучитьПараметрыПечати(Контрагент, Дата, Перечисления.печать_ТипыПФ.ТОРГ12);

Настройки затем выводятся в секциях макета, вот, например, вывод номера ТОРГ-12 и номера автомобиля

Будут выводиться в зависимости от настроек у контрагента

Порядок выбора настроек печати для контрагента.

Для контрагента могут быть не заданы настройки печати, тогда настройки берутся от головного контрагента либо группы контрагентов (Справочник «Иерархия контрагентов»)

  • Комплектность (список печатных форм и количество) – выбираются в порядке 1. Контрагент; 2. Головной контрагент.

Регистр сведений НастройкиПечатиОбъектов Модуль менеджера:

Функция печать_КомплектПечатныхФорм(…)

  • Параметры и макеты ПФ - выбираются в порядке 1. Контрагент; 2. Головной контрагент. 3. Группа контрагентов.

Регистр сведений печать_ПараметрыМакетов_ Модуль менеджера:

Функция ПолучитьПараметрыПечати(…)

Печать комплекта

Из формы документа

Осуществляется для конкретного документа по кнопке меню Печать – [Комплект документов …].

Из формы списка документов.

Либо осуществляется из журнала документа для нескольких выделенных строк документов, также по кнопке меню Печать – [Комплект документов ….]

Приложение №1: Таблица преобразования печатных форм УПП и ЕРП

Приложение №2: Примеры описания настроекТТН (1-Т)

Описание заполнения печатной формы ТТН:

ТТН (Приложение №4)

Описание заполнения печатной формы ТТН (вертикальное):

ТОРГ-12

Описание заполнения печатной формы ТОРГ-12

Благодарю за внимание.
Не забудьте поплюсовать, если материал оказался чем-то полезным для вас.

Больше материалов и кейсов по переходу с 1С: УПП на 1С:ERP — ЗДЕСЬ.

Заявку на бесплатный аудит и консультацию по переходу Вы можете оставить на нашем САЙТЕ.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null