{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Буллинг в подростковом мире

Что же такое буллинг?

Буллинг - это один из видов насилия, за которым следует агрессивное угнетение со стороны одного или нескольких лиц. Современное значение этого слова было приобретено благодаря автору книги "Буллинг в школе" профессору психологии из Норвегии Дэну Олвеусу.

Статистика разных стран.

Профессор провёл своё исследование среди школьников, проживающих в Норвегии и Швеции. На данный момент в этих странах: 15% подростков регулярно сталкиваются с травлей среди ровесников, 9%-жертвы, 7% - агрессоры, преследователи.

С 1990 по 2000 г. показатель по количеству жертв буллинга разных возрастов в Германии оказался равен 15 %. На данный момент жертвой буллинга в немецких школах является каждый седьмой ребёнок.

В России ситуация же иначе: 37% учеников являлись или являются жертвами. 9,5 % оказывались под сильным эмоциональным и физическим воздействием. Многие стараются не рассказывать об этом никому, что и является основной проблемой травли - её латентность, скрытность.

Какие существуют виды буллинга?

Школьный буллинг делиться на прямой (физическое насилие) и косвенный (эмоциональное насилие):

1.Вербальный - угрозы, насмешки, унижение, оскорбления, отторжение, присвоение кличек.

2.Физический - проявляется побоями, пинками, а даже и намеренным членовредительством.

3.Социально-психологический (поведенческий) - сплетни, слухи, игнорирование, шантаж, вымогательства, создание дискомфорта.

4.Кибербуллинг - травля в социальных сетях (шантаж, взлом страниц, распространение личных данных, негативные сообщения, угрозы).

Существует, так называемый "Круг буллинга", т.е. участники, такие как: буллеры, последователи, одобряющие, пассивные одобряющие, равнодушные свидетели, потенциальные защитники, защитники, жертвы. Рассмотрим несколько из них:

Буллеры - люди, выступающие в роли агрессора, инициаторы буллинга.

Часто это могут быть:

1. Активные дети, претендующие на роль лидера, стремящиеся быть в центре внимания (психолог Людмила Петрановская говорит: "Буллинг возникает потому, что детям и подростками принципиально важно чувствовать себя частью коллектива. Если у группы детей есть общие интересы, положительная совместная цель - травли не будет. Но детские коллективы часто собраны случайно, и если взрослому не удалось сплотить ребят, объединить общей задачей, то рано или поздно они поймут, что можно "дружить против" кого-то. Это даёт детям ощущение, что они правильные и "хорошие", а жертва - нет.")

2. Подростки, самоутверждающиеся тихими, беспомощными жертвами.

3. Люди с завышенной самооценкой (высокомерные).

4. Агрессивные, склонные к манипулированию и доминированию.

5. Физически сильные.

6. Не умеющие сочувствовать своим жертвам.

7. Дети, не признающие компромиссы.

8. Дети со слабым самоконтролем.

Подростки-агрессоры могут быть как и из неблагополучной семьи, так и из семей с достатком. Причиной такого поведения чаще выступают проблемы с родителями. В большинстве случаев буллеры испытывают психологическое вознаграждение, успокоение, принадлежность в группе, а также выделение из толпы. Но как последствие, ничем хорошим не заканчивается: отвержение группой, правонарушение, проблемы в школе, конфликты с родителями.

Исследования показывают, что некоторые агрессоры страдают нарциссическим расстройством личности. У них возникают трудности в понимании ситуаций и действий других лиц. Такое запугивающее поведение вызвано напряжением в жизни буллера. Зачастую они сами находились в роли жертвы или ими движет неуверенность. Чувство превосходства - вот, чего добиваются люди, которые хотят контролировать, манипулировать, доминировать. Они наносят эмоциональные или физические травмы преднамеренно, начиная постепенно "мстить" за свою судьбу, защищая себя от такого же воздействия. Нужно отметить, что у буллеров значительный риск возникновения алкогольной или наркотической зависимости.

Преследователи (последователи).

Имеют статус, который очень приближён к агрессорам, являются соучастниками травли. Суть заключается в том, что последователи обладают страхом оказаться на месте жертвы, именно поэтому являются "группой поддержки" своего лидера, заслуживают его уважения. И, естественно, желание самоутвердиться, используя данный вариант. Некоторые могут принимать участие от скуки, ради смеха, развлечения. Часто это дети с жестокими, требовательными родителями, склонными поднимать руку на своего ребёнка, отсутствием общения среди сверстников, а также, не обладающие знаниями. Преследователи в школе - это подростки, которые обладают данной характеристикой:

1. Легко поддаются влиянию общества.

2. Несамостоятельны.

3. Стремящиеся следовать требуемым указаниям, могут быть очень прилежны, в плане школьных правил.

4. Отвергают свою вину.

5. Довольно эгоцентричны.

6. Неуверенные в себе.

7. Трусливы и мстительны.

Жестокость может проявляться исключительно в компании, в группе людей. В толпе человек начинает вести себя несвойственным для него образом.

Защитники жертвы.

Характерны для людей с высокой самооценкой, чувством справедливости, добротой, умением поддерживать диалог, уважением своего и чужого достоинства, высокими моральными качествами, уверенностью. Они не бояться высказывать своё мнение, поступают взависимости от своей точки зрения, отстаивают её. Они всегда будут популярны среди сверстников. В случае, если защитник встанет на место жертвы, то выиграть ему будет намного легче, нежели подвергать себя опасности. Им, конечно же, отдельное место в раю.

Жертва буллинга.

Человек, подвергающийся травле со стороны одного или группы лиц. Жертвой буллинга в школе становятся дети, которые могут отличаться от большинства, а именно физическими данными, материальным достатком, характером, успехами в учёбе. Они более чувствительны, не способные постоять за себя.

Дэн Олвеус, про которого шла речь в начале статьи, выделил 2 типа жертв:

1. Те, которые не могут скрыть свои слабости. Это может быть ученик, который старается сделать вид, что он максимально равнодушен к оскорблениям со стороны буллеров, но это плохо получается, ведь покрасневшее лицо может выдать его.

2. Дети, которые провоцируют к себе такое поведение максимально негативно, в последствии, сказавшегося на нём. Это те, которые ненормально реагируют на провокации, что часто приводит к насмешкам, а также дети, вызывающие активную неприязнь к собеседнику.

Поведение жертв:

• Боязнь идти в школу.

• Избегание неприятелей.

• Грусть, плохое, депрессивное настроение.

• Снижение успеваемости.

• Скрытность.

• Пропуски в школе.

• Боязнь знакомств.

• Скромность.

Последствия травли для жертвы.

Травля для ребенка может стать настолько ужасным событием, с которым он не может справиться в одиночку, что начинает верить в то, что говорит обидчик. "Может, действительно, со мной что-то не так?" Они чувствуют себя брошенными, одинокими, а также, постоянно опясаясь чего-либо, теряют всякий смысл заводить новое общение, доверять людям. Этот осадок может повлиять на всю дальнейшую жизнь. У ребёнка возникают проблемы со сном, постоянный стресс, низкая самооценка, занижение своих достоинств, появление психологических болезней, ментальных проблем и многое другое. Люди, подвергающиеся травли, зачастую, склонны к зависимостям. Не исключены социальная изоляция и трудности с посещением школы.

Самый ужасный исход этого события - это самоубийство. По данным, полученным на основании опросы среди школьников, около 35 % опрошенных имеют высокий риск самоубийства, они были направлены на более глубокое интервью с психологами, ведь часто это эмоциональный стресс, который и вызывает дальнейшие проблемы со здоровьем. Люди такими мыслями последующими действиями решают избавиться от этих проблем, перестать быть обузой для близких. Смерть кажется единственным выходом избавления от боли.

Итог буллинга может представлять собой скулшутинг. Это массовое убийство учащихся, которое может быть организовано учеником. Случаи бывают очень плачевными, страшными, но факт заключается в том, что все люди, совершившие такое убийство являлись жертвами буллинга со стороны одноклассников, таким образом они решают отомстить за все года, принесённые только страдания. Так, случай из США 20 апреля 1999 года, когда двое учеников расстреляли около 13 школьников, после покончили с собой.

Есть и положительный итог буллинга для жертвы. В будущем жертва травли в подростковом возрасте может стать сильнее. Можно ли сказать,что такими действиями закаляется дух? Трудно ответить. Некоторым это действительно придаёт силы идти дальше, а некоторым сложно справиться со своими эмоциями.

Последствия для агрессора.

Агрессор получают опыт безнаказанности, признание своей силы и правоты. Дэн Олвеус пришёл к выводу, что бывшие буллеры уже к 24 годам становились уголовниками. В Норвегии 60 % парней, которые имели статус школьного "лидера" уже имели одну судимость, а 35-40% имели три и более. Директор и учителя, заинтересовавшись вопросом, могут выгнать из школы, поставить на учёт, либо прийти к разговору с психологоми или родителями. Начнутся серьёзные проблемы с учебой. В итоге, все последователи, друзья отвергнут его, понимая, что могли оказаться на его месте и перестанут иметь что-то общее с этим человеком.

Как справляться с травлей?

1. Самое явное - это рассказать, как можно быстрее старшим, родителям, если те игнорируют этот серьёзный вопрос, обращаться нужно к учителю, а далее и к детектору, в крайнем случае, выводить на уровень администрации школы и потребовать принять меры. Уговорить, ходить, просить о помощи. Этот вопрос оставлять ни в коем случае нельзя! Делайте всё, что можно, что в ваших силах, попробуйте повлиять на родителей, открыть им глаза, "доставая" их этой проблемой.

2. Смена коллектива. Найдутся люди, которые будут разделять твои интересы.

3. Помните, что травля - это преступление, за которым законом предусмотрена ответственность. Это не межличностный конфликт или "дети сами разберутся". (Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (психическое тоже относится) статья 111, вымогательство-статья 163, хулиганство при отягчающих обстоятельствах- статья 213). А также с 16 лет могут осудить по серьёзным статьям такими, как: доведение до самоубийства (статья 110 УК РФ), возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (статья 282, кибербуллинг тоже относиться), истязание, причинение физических или психических страданий (статья 117). Ответственность будут нести родители, если их дети не достигли 14 лет. Но нужно свежо оценивать ситуацию родителям жертвы, дабы самим не нарушать закон.

Что нужно предпринимать родителю?

Главное, трезво оцениваете ситуацию. Для начала, поговорите с ребёнком, но и не устраивайте панику в его присутствии. Внимательно послушайте его, ведь ему плохо, он хочет выговориться и попросить помощи. Спросите у ребёнка, какие его действия могут послужить причиной травли. Нужно, чтобы ребёнок проанализировал все свои действия и понял, из-за чего же к нему могут так относиться. После разговора сообщите классному руководителю или директору школы. Обратитесь к школьному психологу. Разговор с буллером наедине может дать какие-либо выводы психологу, который хочет разобраться в ситуации. У жертвы могут начаться серьёзные психологические проблемы, нужно как можно быстрее противостоять этому. Каждый день интересуйтесь ситуацией. Если ребёнок боится оставаться в школе или он чувствует себя некомфортно, сделайте всё возможное,чтобы это предотвратить. Самое лучшее - это поменять школу, круг общения, где он будет чувствовать себя в безопасности.

Главное, быть своему ребёнку другом,чтобы он не боялся поделиться своими эмоциями и переживаниями.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда