{"id":13455,"url":"\/distributions\/13455\/click?bit=1&hash=8bce2c32fc522b9cfe1ab89089eff75ab558dbec8812c3dda390faecf1c743f2","title":"\u00ab\u0410 \u0442\u044b \u0442\u043e\u0447\u043d\u043e \u0440\u0438\u0435\u043b\u0442\u043e\u0440?\u00bb \u0438 \u0434\u0440\u0443\u0433\u0438\u0435 \u043d\u0435\u043b\u043e\u0432\u043a\u0438\u0435 \u0432\u043e\u043f\u0440\u043e\u0441\u044b \u0431\u0440\u043e\u043a\u0435\u0440\u0443","buttonText":"\u041f\u043e\u043a\u0430\u0436\u0438\u0442\u0435","imageUuid":"ca4cf1a1-a5ed-5aca-9f34-357accc11bb1","isPaidAndBannersEnabled":false}
HoReCa Synergy

Please don't stop the music: рассказываем о музыке в ресторанах

Почему так важно музыкальное сопровождение в ресторане/кафе/баре? Как организовать? Кому за это платить?

Почему важно?

В 1934 году бывший военный Джордж Оуэн Сквайр предложил включать в пассажирских лифтах музыку. Небоскрёбы тогда только появлялись, американцы ещё не привыкли к долгим подъёмам в замкнутых кабинках, и музыка должна была их отвлечь. Так появилось понятие аудиомаркетинга, когда музыка, влияя на настроение клиента, помогает бизнесу заработать.

В ресторанном бизнесе музыка влияет на скорость клиентооборота и востребованность определённых позиций из меню, сглаживает напряжение от ожидания блюда или в очереди за столиком. И даже меняет восприятие вкуса.

Существует 17 музыкальных жанров и бесчисленное множество поджанров, каждый из которых имеет своих почитателей и несёт мощный эмоциональный заряд. Музыка может очаровать и расположить к заказу, а может оттолкнуть, если включить её слишком громко, использовать некачественную запись или жанр, который не отвечает обстановке. Поэтому крайне важно составить для ресторана индивидуальный плейлист.

Как организовать?

Нельзя просто поставить две колонки в разных концах зала и надеяться на «общий» звук. В одном конце ресторана люди не расслышат собеседника, в другом будут слышать только хруст своего салата. Если в заведении много окон, колонки лучше расположить в направлении от стёкол и использовать в отделке помещения материалы, которые поглощают звук: ковролин, мягкую мебель, текстиль. Также на рынке есть компании, которые занимаются установкой акустики для кафе под ключ.

Что ставить?

«Я люблю вашу еду, уважаю вас, обожаю ваш ресторан, но вашу музыку я просто ненавижу. Ваша еда так же хороша, как Императорская вилла Кацура, но музыка похожа на Trump Tower». Обратился композитор и лауреат «Оскара» Рюити Сакамото к владельцу своего любимого заведения на Манхэттене. Его крик души даже опубликовал The New York Times, констатировав: раздражающая музыка — достаточный мотив не вернуться даже в очень хорошее заведение.

Треки должны быть грамотно скомпилированы: каждая последующая композиция плавно вытекает из предыдущей, они сочетаются стилистически, логически и тонально. Национальные мотивы стоит использовать только в случае, если вы хотите подчеркнуть атмосферу заведения — например, в ресторане этнической кухни. Сетевым заведениям лучше иметь одинаковый плейлист: это формирует характер бренда и повышает его узнаваемость. Например, Starbucks поддерживает атмосферу своих кафе джазовыми композициями. Неудачным выбором специалисты по аудиомаркетингу считают русскую музыку. Когда понимаешь, о чём песня, невольно задумываешься и отвлекаешься, теряешь вкусовые ощущения. Не стоит включать телевизор и «гонять» музыкальные каналы.

В ресторане

Беспроигрышным решением для ресторана считается нейтральный, легкий и деликатный lounge (лаунж). Направление возникло в качестве ровной и мягкой фоновой музыки для бизнеса и быстро обросло всевозможными ответвлениями (new-age, chill-out, ambient, progressive, nu-wave, downtempo, deep-house).

В кафе

Главный музыкальный стиль для оформления кафе – это всё тот же lounge и его многочисленные «дочки». Не рекомендуется включать для фона мейнстримовые композиции, звучащие из каждого утюга, в том числе русскоязычную эстраду и динамичную танцевальную музыку. Дабы не распугать потенциальных клиентов, не делайте из музыкального сопровождения разножанровый винегрет, смешивая фанк, блюз и диско.

В баре

В месте, где всегда шумно, а алкоголь льется рекой, будут уместны все разновидности рока – от классического до альтернативного. Никакого лаунжа, диско или дискотеки 90-х. Лучше dance punk, rockabilly или ska punk, под которые хочется пританцовывать у барной стойки или сцены (если в пабе есть площадка для выступлений), когда включают живой звук.

В кофейне

Выберите мелодии, способные оставаться незаметными и ненавязчивыми, но украшать саму кофейню и жизнь заглядывающих в нее людей. Лучше всего для этого подходит лёгкая электроника – deep house или acid jazz. Это танцевальные направления, но со слабым ритмом, поэтому пускаться в пляс под них не хочется. А вот сесть за столик и хорошо провести время, заказывая кофе и кексы, – с удовольствием. Подходящими вариантами для музыкального меню кофеен считаются jazz house и minimal, а по вечерам – downtempo.

Кому платить?

1. Можно заключать прямые контракты с лейблами. Это дешевле всего, потому что не придётся переплачивать посредникам, но придётся повозиться. Если вы не знаете, кому принадлежат права на тот или иной трек, проще всего узнать это с помощью банального Shazam: внизу страницы обычно указан лейбл. Нужно назначить переговоры с представителями и прояснить цену, по которой они передадут права на музыку. Сложность в том, что у некоторых композиций могут быть десятки авторов, а каждый раз, когда вы захотите обновить плейлист, нужно будет оформлять новые договоры.

2. Можно платить ежемесячные отчисления в организации коллективного управления правами — аккредитованные Минкультом Российское авторское общество (РАО) и Всероссийскую организацию интеллектуальной собственности (ВОИС). Первое управляет правами авторов произведений, второе — правами исполнителей и изготовителей фонограмм.

Как не нарушить авторские права?

Как правило, нарушения обнаруживаются в ходе проверок. Инспекторы под видом обычных посетителей записывают композицию, которая играет в заведении, на диктофон или мобильный, затем просят предоставить документы, доказывающие легальность её воспроизведения. Официальное основание может быть только одно — договор. Если договора нет, инспекторы составляют претензию. Подтвердить законность нужно в течение 30 дней, иначе — иск в суд по ст. 7.12 КоАП РФ за нарушение авторских и смежных прав. Правообладатель вправе потребовать компенсации от 10 000 рублей до 5 млн рублей. Нужно помнить, что РАО и ВОИС — общественные организации, а не госорганы, властных полномочий у них нет, требовать заплатить штраф на месте они не могут.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null