Соучаствующее проектирование. Cui prodest?
Мы специализируемся на практиках гражданского участия в сфере развития территорий. Высоко ценим соучаствующее проектирование, ориентацию среды на людей и ставим целью оживление городских пространств и территорий.
В России основная история соучастия началась в 2014-15 годах с перевода на русский язык легендарной для профессионального сообщества книги Генри Саноффа «Соучаствующее проектирование» и запуска первых проектов с участием горожан.
Как появилось соучаствующее проектирование в России и мире?
На эту тему есть крутой материал от Института развития городов Башкортостана. Рекомендуем к прочтению.
Почему вовлечение жителей так популярно для обсуждения проектов преобразования среды?
На это есть 2 предпосылки: нормативная и содержательная. Обо всем по порядку.
Если брать нормативный аспект, то здесь все просто – в последнее время опубликовано ряд законов и подзаконных актов, обязывающих органы власти заниматься вовлечением горожан в процессы преобразования территорий. А федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» ставит KPI в 30% вовлеченных жителей в разработку и реализацию проектов благоустройства от общего количества населения городов к 2024 году.
Содержательная же составляющая здесь в том, что совместное проектирование (или партисипативное) просто отражает здравый смысл: чтоб понять, будет ли востребована территория, нужно на этапе разработки проекта спросить у жителей, какие функции они хотят в ней видеть. Это, с одной стороны, легитимное разделение ответственности между жителями и органами власти за проект благоустройства и его реализацию, а, с другой, возможность создания активных городских сообществ, которые будут участвовать в содержании и эксплуатации созданных объектов.
Только городская среда?
Например, такое проектирование в учреждениях образования действительно может сформировать культуру и преемственность процесса соучастия у человека с детства. Практика совместного проектирования школьного двора Павловской гимназии в Московской области — реальное тому подтверждение. Это один из первых в нашей стране кейсов переформатирования школьной среды вместе с самими детьми и их родителями, к разработке проекта привлечено более 250 бенефициаров.
На следующем этапе — в образовательных организациях высшего образования также существуют пока только единичные практики вовлечения студентов и заинтересованных сторон в создание/реорганизацию пространства кампусов. Самый яркий из них — активация небольшого общественного пространства кампуса Московского энергетического института. Получилось оживить двор и «поженить» студентов и местных жителей.