{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

​Соучаствующее проектирование. Cui prodest?

Мы специализируемся на практиках гражданского участия в сфере развития территорий. Высоко ценим соучаствующее проектирование, ориентацию среды на людей и ставим целью оживление городских пространств и территорий.

В России основная история соучастия началась в 2014-15 годах с перевода на русский язык легендарной для профессионального сообщества книги Генри Саноффа «Соучаствующее проектирование» и запуска первых проектов с участием горожан.

Соучаствующее проектирование — это процесс непрерывного вовлечения жителей и заинтересованных сторон в создание/разработку значимого проекта для жизни людей, это когда определенный продукт создается вместе с конечными пользователями — бенефициарами этого процесса. Это непрерывный процесс: от проведения антропологического исследования и формирования общественного технического задания проекта до народного надзора за его реализацией и эксплуатацией.

Денис Федотов, Сооснователь, партнер Консалтингового бюро «Партисипация»

Как появилось соучаствующее проектирование в России и мире?

На эту тему есть крутой материал от Института развития городов Башкортостана. Рекомендуем к прочтению.

Почему вовлечение жителей так популярно для обсуждения проектов преобразования среды?

На это есть 2 предпосылки: нормативная и содержательная. Обо всем по порядку.

Если брать нормативный аспект, то здесь все просто – в последнее время опубликовано ряд законов и подзаконных актов, обязывающих органы власти заниматься вовлечением горожан в процессы преобразования территорий. А федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» ставит KPI в 30% вовлеченных жителей в разработку и реализацию проектов благоустройства от общего количества населения городов к 2024 году.

Содержательная же составляющая здесь в том, что совместное проектирование (или партисипативное) просто отражает здравый смысл: чтоб понять, будет ли востребована территория, нужно на этапе разработки проекта спросить у жителей, какие функции они хотят в ней видеть. Это, с одной стороны, легитимное разделение ответственности между жителями и органами власти за проект благоустройства и его реализацию, а, с другой, возможность создания активных городских сообществ, которые будут участвовать в содержании и эксплуатации созданных объектов.

Только городская среда?

80% материалов о соучаствующем проектировании в сети на русском языке затрагивают только процессы изменения облика городских пространств. Мы же считаем, что практику соучастия можно распространять и на другие объекты: от учреждений образования и здравоохранения и их прилегающих территорий до проектов комплексного развития территорий.

Например, такое проектирование в учреждениях образования действительно может сформировать культуру и преемственность процесса соучастия у человека с детства. Практика совместного проектирования школьного двора Павловской гимназии в Московской области — реальное тому подтверждение. Это один из первых в нашей стране кейсов переформатирования школьной среды вместе с самими детьми и их родителями, к разработке проекта привлечено более 250 бенефициаров.

На следующем этапе — в образовательных организациях высшего образования также существуют пока только единичные практики вовлечения студентов и заинтересованных сторон в создание/реорганизацию пространства кампусов. Самый яркий из них — активация небольшого общественного пространства кампуса Московского энергетического института. Получилось оживить двор и «поженить» студентов и местных жителей.

Эти практики показывают, что соучаствующее проектирование как минимум уже можно уже активно внедрять в школах и кампусах, однако, необходимы нормативные предпосылки — изменения отраслевого законодательства. Кстати, мы выступили авторами руководства по вовлечению студентов и заинтересованных сторон в развитие кампусов образовательных организаций высшего образования.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда