На пересечении времён. Стравинский и современность

Второй фестиваль искусств «Время Стравинского» состоялся на значимой для ценителей творчества композитора площадке – в Екатерининском собрании, где проходили репетиции знакомым многим «Русских сезонов». Отголосок ландшафтной истории воплотился в прошлом году, когда организаторы представили «Свадебку» Игоря Фёдоровича Стравинского и выстроили вокруг неё программу фестиваля. Но всё же основным действующим персонажем было время – причем настоящее, а может даже будущее. С предельной осторожностью проект знакомил слушателей с молодыми композиторами: Настасьей Хрущёвой, Артуром Зобниным, Олегом Гудачёвым, Мариной Полеухиной, Станиславом Маковским, Дарией Маминовой.

Поднабравшись опыта и став увереннее в своих художественных исканиях, команда фестиваля уже не отделяла музыку новую от музыки великого мастера. В первый день фестиваля музыка балета «Аполлон Мусагет» Стравинского со всей присущей ей строгостью воздвигла монумент «возвышенного» искусства, а за наполнение «прекрасным» уже ответили Анатолий Королёв и его «Баланс белого», Настасья Хрущёва с «Книгой печали и радости», Гия Канчели и «Twilight». И чтобы слушатель мог оценить масштабность ницшеанской идеи об оппозиции «возвышенное – прекрасное» в этом концерте, музыкальный редактор Элина Андрианова провела лекцию с претензионным названием «Аполлоническое начало в творчестве Стравинского».

Второй день фестиваля, пожалуй, стал самым смелым шагом – практически неисполняемый в России «Requiem canticles» («Заупокойные песнопения»), масштабный и громогласный, собрал в Екатерининском собрании более 50 музыкантов под управлением лауреата «Золотой маски» Фёдора Леднёва, известного своей кропотливой работой с современными партитурами. Стравинский в этом концерте стал неким «золотым сечением» программы: обрамлявший его минимализм Дэвида Лэнга, а также сочинения петербургских композиторов – Артура Зобнина, Алексея Глазкова и Олега Гудачёва, выстроились в единую линию повествования, где сакральное соседствует с величественным, где потайное вплетается в помпезное, где безмолвный крик о помощи замаливается иронично каноническим.

Финальный день пестрил лубочным стилем, направленностью на фольклор и «русскость». Неожиданно в программу проник Пётр Ильич Чайковский, но и тут новая музыка его не покинула: сочинение звучало в переложении художественного руководителя фестиваля. Дань памяти покинувшего нас в 2020 году Сергею Слонимскому была запечатлена в исполнении его «Мини-партиты». Значимо было и то, что спустя ковидные годы молчания московский композитор Ярослав Судзиловский представил премьеру своей пьесы «Мем»: игривой поначалу, игровой и издевательской в сердцевине, безустанно печальной в конце. Ко всему прочему и необъятная тоска в «Песне сторожа» Марка Булошникова поставила точку в концерте «Русский карнавал». Как писал Джулиан Барнс в романе о Шостаковиче «Шум времени»: «быть русским человеком – значит быть пессимистом».

Подводя итог, стоит отметить: разговор о новой музыке продуктивен для аудитории, когда есть за что зацепиться – что до боли знакомо и внешне понятно. Аудитория к этому разговору испытывает большой интерес, о чем свидетельствуют полные залы на концертах фестиваля. Три периода творчества Стравинского – неоклассический, серийный и русский – известны публике; и когда происходит диалог между «прошлым» и «настоящим» неосознанно принимаешь правила игры современности. Если есть компас – то почему бы им не воспользоваться?

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда