{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Мобилизация завершается? Онлайн-школы о последствиях для их бизнеса

В октябре аналитики edtech-рынка заявили о резком падении спроса в сфере российского онлайн-образования после объявления частичной мобилизации. Отзовик «ПроПрофи» опросил партнёров, чтобы узнать, как у них обстоят дела и надеются ли они на восстановление после кризиса.

Спрос на онлайн-курсы в России рос год от года: это и бизнес-образование, и курсы иностранных языков, и обучающие курсы для детей. Несмотря на то, что коронавирусные ограничения остались в прошлом, тренд на «удалёнку» не исчез: все больше россиян привыкает учиться и работать дистанционно. Очевидно, что онлайн-формат позволяет совмещать учебу с работой и повседневными делами, экономит время на дорогу и делает доступным образование в других городах (а иногда и странах) без необходимости переезда.

С началом спецоперации на территории Украины и последовавших за ней скачков курсов валют продажи онлайн-курсов резко упали. По данным РБК, во втором квартале 2022 года рынок дополнительного образования снизился на 14,5% по сравнению с показателями годичной давности, но вырос на 10,7% по сравнению с предыдущим кварталом.

С одной стороны, на продажи образовательных курсов повлияло снижение доходов населения и возможностей кредитов и инвестиций, с другой — спрос на часть услуг стала расти из-за изменившейся политической и экономической обстановки. В то время как сектор бизнес-образования существенно просел, то сектор дополнительного образования вырос почти на четверть. В первую очередь это коснулось ИТ-профессий и курсов иностранных языков: очевидно, что намерение части айтишников уехать работать за рубеж сыграло здесь не последнюю роль.

Следующим фактором, способствовавшим падению EdTech-рынка, стала объявленная 21 сентября частичная мобилизация в РФ. По выражению журналистов «Коммерсанта», «онлайн-учеба взяла академ»: упал спрос даже на курсы иностранных языков и Data Science. Более стабильным выглядит сегмент детского онлайн-образования, но общую картину это мало меняет: эксперты предрекают онлайн-образованию падение на 10–15%.

Многие специалисты, заинтересованные в повышении квалификации и дополнительном образовании, покинули Россию. Другие озаботились отсрочками от мобилизации через работу или учёбу. Некоторые онлайн-школы даже пошли на ухищрения, чтобы предоставить своим студентам отсрочку, но на общую картину рынка это мало повлияло. Так, «Синергия» оказалась замешана в скандальной истории. Хорошевский суд Москвы сообщил о троих арестованных сотрудниках онлайн-школы, обвиняемых в мошенничестве.

Алексей Деревянкин, CEO сервиса рассрочки для клиентов онлайн-школ «Ресурс Развития»:

Наша компания предоставляет рассрочки на онлайн-образование. В первые дни после 21 сентября число заявок на рассрочку «просело» на 20-30%. Это было связано с постоянным информационным шумом, тревожными и паническими настроениями по поводу мобилизации: люди постоянно листали новости, искали подробности, пытались разобраться в ситуации и с трудом могли думать о чём-то другом. Спрос на новые образовательные курсы заметно снизился. Кроме того, онлайн-школы на время паники и дестабилизации значительно уменьшили рекламные бюджеты: в связи с падением отклика на рекламу многие компании решили занять выжидательную позицию и не сливать деньги впустую.

Если до 21 сентября ежедневное число заявок на рассрочки составляло 400-450, то после объявления частичной мобилизации оно упало до 230, потом выросло сначала до 250-290, затем до 290-350. Ситуация постепенно выправляется, число заявок потихоньку растет, рекламные бюджеты откручиваются. Несмотря на общий тревожный фон, откровенно пугающих новостей стало меньше, и рынок потихоньку стабилизируется: все хотят мирного неба и дальнейшего развития.

Образовательная платформа Skillbox:

Начиная с 21 сентября, количество заявок на обучение на наших курсах стало снижаться, но с 26 сентября мы уже смогли увидеть выравнивание пользовательского спроса. Критичного падения относительно февральских показателей удалось избежать.

Ключевая ставка по числу кредитов и показатели по одобряемости банков остались на прежнем уровне. Как и раньше, в выходные показатели ниже, в середине недели — выше.

В непростые и тревожные времена мы стараемся поддержать нашу аудиторию. В частности, сейчас у нас есть бесплатный курс “Справляемся с тревогой и беспокойством”.

Калерия Мигунова, онлайн-школа дизайна интерьера Geometrium School:

Спрос на наши курсы на фоне новостей не снизился вообще, мы растем каждую неделю. Соответственно, рекламные активности мы тоже не сворачивали, так как в этом нет необходимости. Можно сказать, что кризис прошел мимо нас: трафик как увеличивался, так и продолжает. Возможно, нам повезло.

Татьяна Волкова, онлайн-школа «Достигатор» Артура Абдуллина

Мы ничего не сворачивали, всю рекламу крутили в обычном режиме. Ситуация у нас стабильна. На 4% подорожали закупки рекламы, трафик же остался примерно на том же уровне, что и до 21 сентября.

Анна Шмакова, управляющий директор креативной школы Mads Courses:

После 21 сентября органический трафик на нашей странице снизился примерно на 20-25%. Это заметно по общим активностям на странице (лайки, комментарии, переходы), по охватам в сториз. Посещаемость сайта практически не изменилась: все стандартно, как и в другие месяцы.

Рекламные активности и контент-стратегию мы решили несколько изменить на фоне новостей: убрали развлекательную информацию, игры, юмор и продающие сториз. Оставили только общие данные по конкретным курсам, полезные посты и сториз. При этом рекламный трафик мы планово увеличили для анонса наборов на обучение.

В последнее время трафик не дает заметных колебаний, нет какого-то особенного роста или спада. Практически все показатели мы видим в обычном объёме: рост и максимум в середине недели, падение на выходных. В органических охватах заметно пострадали сториз, где показатели упали вдвое.

Дмитрий Малин, сооснователь онлайн школы английского языка для детей Novakid

Сама по себе индустрия EdTech никак не поменялась ни после февральских, ни после сентябрьских событий. На мой взгляд, уместней говорить об изменениях в специфики работы на российском рынке. И после 24 февраля, и после 21 сентября мы наблюдали краткосрочное снижение трафика и падение продаж.

Однако глобального падения, которого боялись участники рынка, удалось избежать. Период стагнации достаточно быстро сменился ростом. Глобального падения, которого боялись участники рынка, удалось избежать. Можно говорить лишь о замедлении темпов роста прибыли.

В меньшей степени пострадал сегмент детского онлайн-образования, что еще раз подтверждает нашу гипотезу: на детях пользователи экономят в последнюю очередь. Так, уже по итогам I квартала в Novakid увеличились средний чек и доля продаж долгосрочных подписок на уроки.

К другим трендам российского EdTech я бы отнес уход с рынка мелких игроков. Небольшим компаниям сложнее справляться с растущей конкуренцией, закрытием привычных каналов продвижения и снижением покупательской активности. В результате многие или пытаются перепродать бизнес более крупным игрокам, или вовсе уходят с рынка.

Очевидно, что на основе данных от нескольких онлайн-школ нельзя судить о целой огромной индустрии, объединяющей самые разные курсы и направления. Тревожные новости отрицательно сказываются на динамике спроса на образовательные услуги, но насколько длительным будет этот эффект в разных сегментах, пока трудно предсказать. Возможно, часть специалистов не хочет признаться публично, что у них наблюдается спад, либо в какой-то мере пытается с ним совладать.

17 октября частичная мобилизация завершилась в Москве и Подмосковье. Окончательное решение об окончании мобилизационных мероприятий в масштабах страны — за президентом: впрочем, на недавней конференции в Астане Владимир Путин открыто говорил о такой возможности в ближайшем будущем. Сейчас появилась некоторая надежда на то, что основная волна паники на фоне новостей о мобилизации уже позади, и резкого падения edtech-рынка в дальнейшем удастся избежать.

0
16 комментариев
Написать комментарий...
Света Куприянова

Сама пошла на онлайн обучение до начала мобилизации. На работе стал происходить хаос и теперь точно не до обучения в интернете. Слишком много дел свалилось и совсем нет времени.. надеюсь, скоро все стабилизируется.

Ответить
Развернуть ветку
Dimitri B.

Ну что ж. Надежда это очень хорошо. Не терять веру в лучшее это очень здорово.

Ответить
Развернуть ветку
Olga Barinova

я уже перестала надеяться, что скоро что-то стабилизируется, все катится в пропасть

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Ходаков

Похоже пришло время, когда неприкосновенность частной собственности перестает существовать и можно лишиться всего. В ситуации когда тренды сменяются супер быстро, а внешние опоры, в большинстве своем, как минимум шатаются, остается полагаться на внутренние личностные ресурсы, плюс развивать свои компетенции в чем-либо - это останется, даже если всего остального вы лишитесь. Именно сейчас нужно выделить время/деньги на освоение какого-то нового для себя навыка.

Ответить
Развернуть ветку
Proprofi.online
Автор

В любой непонятной ситуации — учись! Поддерживаем. Знания никто не отнимет.

Ответить
Развернуть ветку
Jonathan Lynn

Наступают тёмные времена и единственный реалистичный прогноз на данный момент - это будущее в самом пессимистичном сценарии.

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Детков

Сейчас все на ушах стоят, тоже хотел идти на обучение, но после 21го сентября пришлось все быстро отменять.

Ответить
Развернуть ветку
Proprofi.online
Автор

Как и многим другим, да. Но кто-то отменяет, а кто-то наоборот. Например, с появлением бесплатных ИТ-курсов для льготников, спрос у аффилированных онлайн-школ подскочил.

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Коновалов

Во как, у всех школ все хорошо. И это или удивительно, или не всё совсем так. Говорить об оттоке конечно некомильфо ))) ИМХО

Ответить
Развернуть ветку
Proprofi.online
Автор

Подозрительно, да?) Но не все же говорят, что всё хорошо: и о падении трафика, и о падении продаж говорят. Правда, о краткосрочном. Но вот точно такая же картина была после 24 февраля. Сначала все увидели отток, а потом метрики выровнялись, а где-то даже выросли.

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Коновалов

подозрительно, да.
но это имхо

Ответить
Развернуть ветку
Максим Моисеев

у крупных игроков вероятно так, так как они жили на автопродажах и вливали огромные бюджеты. Сейчас покупатель более избирательный и требовательный. Естественно крупные игроки увидели отток, так как качество их курсов было не очень, о чем говорили многие отзывы и даже коллективные судебные иски.

Ответить
Развернуть ветку
Ксения Сидорова

В феврале подбирала себе обучение на Нетологии, даже определилась с курсом. По факту, была готова оплатить, но тут грянула сами знаете что и стало не до этого. Сейчас, к сожалению, этого курса уже нет, да и вообще изменился набор представленных направлений. Сейчас жалею, надо было брать, сейчас бы уже заканчивала. Правда и нагрузка у меня на работе увеличилась, и работу сменила, получается, сейчас многому приходится учиться из открытых источников. Возможно, не потянула бы такое параллельно с обучением, а, возможно, не решилась бы на смену работы...

Ответить
Развернуть ветку
Соболева Светлана

На мой взгляд, инвестиции направленные на своё развитие, это всегда верный путь. Однако любая инвестиция должна быть "с умом". Ежесекундное хочу ни к чему не приведёт, а осмысленное решение может кардинально поменять жизнь

Ответить
Развернуть ветку
Максим Моисеев

А кто-то говорит, что набор еще не завершен. Кто знает, как на самом деле?

Ответить
Развернуть ветку
Proprofi.online
Автор

да, кто же знает...

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Раскрывать всегда