{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Кто такой полиграфист (принт-менеджер) и зачем он нужен?

Когда я рассказывала заказчикам и друзьям дизайнерам и предпринимателям, чем занимаюсь, очень часто слышала в ответ: «а что, так можно было?». И вопрос этот был задан не в плоскости «мне бы тоже было интересно этим заниматься», а, наоборот «я вообще не хочу в это вникать, неужели существуют заинтересованные опытные люди, которые могут забрать эту задачу на себя?»

Я решила начать блог в VC с описания, кто вообще такой полиграфист. Кому и зачем он нужен? Какими знаниями он обладает, где работает, сколько стоит, как его искать и как прийти в профессию. Я убеждена, что такой специалист нужен в команде, которая разрабатывает дизайн и запускает в печать любую полиграфию и упаковку. В статье постараюсь рассказать, почему я так считаю.

Но сначала представлюсь: меня зовут Мила Морова, я предприниматель и полиграфист. 1 января 2018 года я придумала агентство, которое будет выполнять роль небезразличного посредника между клиентом и типографией. Изначально оно называлось «Клюква», но летом 21-го я начала большой ребренинг и сменила название на «Тмин». За 5 лет мы наработали тысячу тиражей опыта, около сотни подрядчиков по всей России, несколько десятков постоянных клиентов. Кто такой полиграфист (или ещё их называют принт-менеджерами) я узнала через несколько лет после того, как сама стала этим заниматься. Я работала с проектами My Hygge Box, Hronika, Нежно, Ann for love, Little you, делала упаковку для магазинов Babochka и производителей косметики для салонов красоты Mama Brands (производитель гель-лаков ONIQ). За 5 лет работы я ни разу не давала рекламы, все клиенты приходили по рекомендации или через Instagram, который у меня не хватало времени вести (принадлежит компании META, признанной экстремистской на территории РФ).

Так кто же такой полиграфист?

По моим наблюдениям полиграфистами чаще всего обобщённо называют всех, кто так или иначе работает в типографии. В целом, логично, но если оставить определение, как есть, то получится какой-то «тыжврач», потому что как существует очень много разных врачей, каждый со своей специализацией, так же существует и много разных ролей в типографии и вне её.

Давайте кратко познакомимся с основными:

  • Менеджер типографии — обрабатывает входящие запросы, считает тиражи, запускает в работу, ведёт всю коммуникацию с заказчиком
  • Сотрудник отдела предпечатной подготовки (препресса) — работает с макетами, которые прислал заказчик: проверяет на соответствие техническим требованиям, готовит макет к печати, делает спуск полос и все необходимые операции для того, чтобы тираж вышел в печати хорошо
  • Печатник — человек, которые работает непосредственно на производстве с печатными машинами. Он ведёт тираж во время печати, проверяет, что всё отпечатано без ошибок и очевидного брака
  • Сотрудники постпечатной обработки — режут, ламинируют, бигуют, скрепляют и делают все остальные постпечатные операции

Полиграфист, о котором я хочу рассказать сегодня, не входит ни в одну из перечисленных категорий. Чтобы не путаться в терминах, дальше я буду называть его принт-менеджером. Чаще всего это фрилансер или владелец/работник агенства, которые работают как посредники между клиентом и типографией. Это такой небезразличный опытный помощник для дизайнера или бизнеса, который помогает провести их через все нюансы работы с типографиями, забирая на себя всю коммуникацию с подрядчиками, проверку тиражей и решение возникающих по ходу проблем.

Это человек, который умеет говорить на языке всех трёх сторон: и бизнеса (заказчика), и дизайнера, и типографии.

Какие знания отличают принт-менеджера от среднестатистического сотрудника типографии (например, менеджера)?

Первое и главное, он изучает рынок целиком, а не только возможности одной конкретной типографии. Он знаком со множеством подрядчиков, понимает их сильные и слабые стороны, часто общается не только с менеджерами, но и руководством типографий, бывает на производстве и понимает, что многие «невозможно напечатать» в одной типографии превращаются в «да вообще легко» в другой.

Он изучает технологии печати, много общается с коллегами, при любой возможности ездит на экскурсии на производства и проводит там время во время печати своих тиражей. Чаще всего его знания о печатных процессах основаны именно на практике, а не на теории. Принт-менеджеры, как правило, очень любопытные и часто экспериментируют. Пробуют разные бумаги, сочетают их с разными технологиями печати и постпечатной обработки. Тестируют новинки технологий и материалов, даже если сейчас у них в работе нет такого проекта. Много общаются с коллегами из типографий и из смежных отраслей, перенимают опыт и «фишечки», и просто очень любят свою работу.

Он разбирается в материалах для полиграфии. Знает всех поставщиков и их ассортимент, понимает физические свойства бумаги и на что они влияют, знает, с какими технологиями сочетаются разные виды бумаг, а с какими нет.

У него есть база проверенных типографий, с которыми он уже прошёл огонь и воду, и скорее всего есть чёрный список из тех, кто слишком сильно косячил. Он знает сильные и слабые стороны разных подрядчиков и понимает, к кому можно прийти с той или иной задачей, а к кому ходить ни в коем случае нельзя.

Очень часто я встречаю принт-менеджеров, которые одновременно интересуются маркетингом и бизнесом. Я в их числе. Моя мечта, чтобы полиграфию воспринимали как маркетинговый инструмент, а не просто печатали по привычке.

А ещё, и это очень важно, в арсенале каждого принт-менеджера множество ошибок и факапов, которые он разруливал во время ведения тиражей. Иногда это его ошибки, иногда ошибки подрядчиков. Но у всех принт-менеджеров, которых я знаю, чёрный пояс по решению проблем с тиражами. На них учишься кратно быстрее, чем на экскурсиях и экспериментах с материалами.

Обязательно ли это должен быть отдельный человек в команде? Форматы взаимодействия

Я считаю, что нет. Этими знаниями может обладать дизайнер или, например, менеджер по рекламе, который часто работает с типографиями и запускает тиражи в печать. Но если в вашей команде нет человека, который разбирается в бумагах, технологиях печати и подрядчиках, лучше его найти. Он сэкономит вам время на переделки макета из-за несоответствия дизайна тех. требованиям, поможет составить и оптимизировать ТЗ на печать и подобрать типографию.

При этом вам не обязательно подключать принт-менеджера на весь проект. Бывают задачи, когда достаточно одной консультации, на которой вы доработаете ТЗ для типографии, подберёте подходящие материалы и технологии и этого будет достаточно.

Какую функцию выполняет принт-менеджер в проекте?

Процесс работы над полиграфией начинается задолго до того, как дизайнер рисует макет, а клиент отправляет его в типографию. Когда работаешь с носителями, которые должны быть напечатаны, ты действуешь в очень чётко очерченном коридоре возможностей и ограничений печати. И мне кажется важным увидеть этот коридор ещё до того, как приступаешь к созданию дизайна. Как очертить этот коридор? Определить задачу: какая цель этой полиграфии, для чего она нужна и к какому целевому действию какую целевую аудиторию привести; какой бюджет на печать. Сопоставив задачу и бюджет, мы понимаем, какие бумаги и технологии печати нам подходят, а какие нет. Далее при работе над дизайном мы уже можем опираться на эти бумаги и технологии, понимая, как мы будем их сочетать, чтобы они дополняли друг друга, а не противоречили.

Возвращаясь к функции принт-менеджера, можно очертить зону его ответственности:

— на старте проекта он задаст все необходимые вопросы, проанализирует ответы и очертит, какие возможности печати вписываются в бюджет, а какие нет. Основываясь на эти ограничения дизайнер сможет создать дизайн, который не придётся потом переделывать под реалии печати.

— по ходу работы над дизайном принт-менеджер консультирует дизайнера, тестирует разные варианты (печатает цветопробы и тестовые образцы) и помогает определить наилучший для дальнейшей реализации

— описывает техническое задание (ТЗ) в типографию, формулирует все детали будущего тиража, подбирает финальные материалы и технологии печати, при необходимости ищет подрядчика, готовит к печати макет (или помогает это сделать дизайнеру)

– ведёт всю коммуникацию с типографиями, проверяет тираж на брак, решает возникающие по ходу проблемы, организует логистику готового тиража к клиенту.

В своей работе я выступала не только как полиграфист, но и как project manager. Я курировала всех подрядчиков, все взаимосвязи и следила, чтобы проект не провисал из-за неполадок на каком-то конкретном участке. Я знаю, что многие мои коллеги работают так же.

Сколько стоит такой специалист? Из чего складывается стоимость его работы?

Как правило, гонорар полиграфиста — это определённый процент от общей сметы. В среднем по рынку это 30-50%.

«То есть, если у меня смета на миллион, я ещё полмиллиона сверху должен заплатить полиграфисту?! », – Да.

Или нет, если у вас есть возможность самостоятельно заняться задачами, перечисленными выше, а также есть время и деньги искать подходящую типографию и оплачивать переделки тиража, если что-то пойдёт не так.

Не знаю, делают ли так другие коллеги, в своей работе я никогда не перевешивала на клиента расходы, связанные с проблемами на производстве и закрывала их из своего кармана. К сожалению, такой режим «страховой компании» частенько выводил меня в ноль, а иногда в минус. Поэтому не могу сказать, что быть полиграфистом — это только зарабатывать миллионы и радоваться.

Кроме того, гипотетические полмиллиона за сопровождение печати — это оплата, как правило, нескольких месяцев работы одного или нескольких человек, постоянных поездок на производства (время/деньги), внутренней логистики (собрать тиражи у нескольких подрядчиков, упаковать, проверить, отвезти в ТК и прочее). Пока пишу эту статью даже стало интересно посчитать, сколько времени экономит клиент, пока мы занимаемся всеми этими задачами, и в какую сумму конвертируется это время. Возможно, это станет заделом для одной из следующих статей.

Стоимость консультаций тоже разнится у разных специалистов. В среднем, это 10 тысяч. У меня, например, сейчас есть 2 тарифа консультаций:

SMALL – 5000 рублей. Здесь мы можем обсудить общие вопросы по полиграфии или конкретный проект, я помогу подобрать бумагу и технологии в печать, вписать ТЗ в бюджет, предложить альтернативные варианты реализации

medium – 15000 рублей. Всё то же самое, только с рекомендацией конкретных типографий, которые могут справиться с вашим тиражом.

(не реклама:)) .

Где искать такого специалиста, если вы выступаете со стороны клиента?

Не уверена, что я знакома хотя бы с половиной принт-менеджеров (полиграфистов) в России. Но если бы мне нужен был такой специалист, я бы искала его по рекомендациям, блогам и в социальных сетях (в том числе в youtube). Реакция клиентов («а что, так можно было?! ») говорит мне о том, что таких специалистов очень немного (либо они о себе не рассказывают). Но надеюсь, что со временем их станет больше. И работа с полиграфией и упаковкой перестанет быть для клиентов такой головной болью.

Как стать полиграфистом?

Думаю, что нет единого трека, как зайти в профессию. Все заходят по-разному.

Например, в Санкт-Петербургском институте технологии и дизайна есть сразу несколько программ, связанных с полиграфией: от оформления печатной продукции до менеджмента в медиабизнесе и полиграфии.

Некоторые из моих коллег запустили собственные онлайн курсы, где рассказывают о работе с технологиями печати, материалами и типографиями, делятся опытом и рассказывают, как выстраивать процессы.

Тех, кому больше по душе в спокойном темпе изучать материал по текстам, я приглашаю присоединиться к моему блогу. Я веду его на нескольких площадках (часть знаний бесплатная в открытом доступе, более глубокие – в платных продуктах). Все ссылки будут ниже в статье и в описании профиля.

Я была самоучкой и училась всему на проектах, которые мне доверяли клиенты (бесконечно каждому благодарна!). К счастью, во мне было достаточно смелости брать в работу проекты, даже когда я понятия не имела, как их делать, и достаточно любопытства, чтобы с искренним азартом искать варианты решения. Так я изучала и анализировала рынок, знакомилась с коллегами и подрядчиками, задавала миллионы вопросов, очень много ошибалась и решала свои (и чужие) ошибки. Эти 5 лет дали мне очень много в профессиональном плане, но я уверена, что этот путь можно пройти быстрее, если найти учителя, ментора или просто старшего коллегу, который готов делиться знаниями.

О блоге

В этом году у меня меняются жизненные и профессиональные приоритеты, поэтому основной упор в работе я сделала на передачу знаний, накопленных за предыдущие 5 лет. Сейчас я много пишу, консультирую и почти не беру в работу проекты на сопровождение печати (за оооочень редким исключением).

Я веду блог на нескольких площадках (контент нигде не дублируется). Вы можете присоединиться ко всем или только к тем, которые вам интересны.

Блог в Instagram* (*принадлежит компании META, признанной экстремистской на территории РФ) @ tmin. blog. Здесь я тезисно делюсь практическими советами по работе с полиграфией + анонсирую новые продукты

Блог в VC (вы находитесь здесь): Более подробные обзоры на темы, связанные с полиграфией, бизнесом, маркетингом, дизайном, и другими темами, которые мне интересны. В этом году мне предстоит попытка получить стартап-визу в Европе, по результатам также планирую написать здесь обстоятельную статью.

На этом бесплатные варианты заканчиваются.

Гид по работе с полиграфией. Я написала подробный гид, который даёт понимание, как строится процесс работы с полиграфией. В нём я разобрала основные этапы этого процесса, роли участников команды, поделилась лайфхаками, о чём нужно не забыть подумать и позаботиться. Подробно разобрала этапы брифа (расписала, какие вопросы стоит исследовать с клиентом перед началом работы над дизайном, почему они важны и на что влияют), подбора материалов и технологий печати, предпечатная подготовка, работа с тестовыми образцами. Гид доступен в личном кабинете на сайте блога. До 15 марта он продаётся по спец. цене = 2900 рублей. С 15 марта стоимость поднимется до 5000 рублей.

Закрытый телеграм-канал. Более детально работу с технологиями печати и материалами мы разбираем в телеграм-канале. Я начала его совсем недавно, поэтому у вас есть классная возможность подключиться к нам с самого начала. Помимо более глубоких знаний, чем в инстаграме*, здесь я планирую давать больше практических заданий, чтобы мы вместе учились применять знания в работе. Мы будем приглашать спикеров (16 марта у нас будет эфир с представителем петербургской типографии), а когда наберётся больше 200 подписчиков, я приглашу на эфир директора типографии, которая работает с дополненной реальностью в полиграфии, чтобы он рассказал, как совмещать технологии с печатными изданиями. Я планирую много интересного в этом канале в 2023 году. Присоединяйтесь! До 1 мая вход стоит 1900 рублей – единовременным платежом. Для всех, кто присоединится, доступ будет бессрочным. С 1 мая стоимость входа останется 1900 рублей, но превратится в ежемесячную подписку.

База типографий и поставщиков, с которыми мы работали в течение 5 лет. Я собрала в одном месте, проанализировала и отобрала лучших из наших подрядчиков. с 80% из них мы работали лично, с остальными не работали сами, но нашли их по рекомендациям от других типографий (а именно такие рекомендации всегда давали мне самые полезные контакты, не гугл). Доступ к базе можно купить до конца июня. С 1 июля я закрою продажи, но у тех, кто купил доступ останется бессрочным. С 1 числа каждого месяца цена растёт на 5000. В марте стоимость доступа 35000.

Контакты

WEB: tmin.blog

0
14 комментариев
Написать комментарий...
НищеBro

Лет 20 проработал на pre-press'e )
И посредничал тоже параллельно. Крутые времена были.
Иногда срубишь бабла на тиражике сразу нормально так, а иногда попадешь так, что нужно уезжать из города )
Нормальный принт-манагер - золото.

Ответить
Развернуть ветку
Mila Morova
Автор

ох всё так, всё так ))
спасибо, что прочитали)

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Фарафонова

Это прекрасный лонгрид, коллега))
Посмотрела на свои обязанности под другим углом))

Есть над чем подумать)
Спасибо большое!

Ответить
Развернуть ветку
Mila Morova
Автор

Очень Рада быть полезной!) а вы в каком направлении работаете? Как полиграфист или как дизайнер?) Или вы со стороны типографии?

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Фарафонова

Полиграфист)

Ответить
Развернуть ветку
Mila Morova
Автор

классных вам подрядчиков, коллега)

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Фарафонова

Спасибо большое)

Ответить
Развернуть ветку
Michael Sazonov

Всегда думал, что полиграфист = тот, кто проводит тесты на полиграфе facepalm.jpg

Ответить
Развернуть ветку
Mila Morova
Автор

я загуглила, те, о ком вы говорите – это полиграфологи)

Ответить
Развернуть ветку
Michael Sazonov

ирл они пфи, так что, хз хз ) и никто не разбирается. В любом случае, это мало имеет отношения к вашей работе и творчеству. Картинок мало, от слова нет. ) Но, это совсем не мешает.

Ответить
Развернуть ветку
Michael Sazonov

Лонгриды - теперь редкость

Ответить
Развернуть ветку
Mila Morova
Автор

Это мой первый блин, простите мне несовершенства) мне казалось, что я, наоборот, слишком коротко написала, а здесь в основном целые справочники пишут, длинные и подробные)

Ответить
Развернуть ветку
Michael Sazonov

Я все подробно загуглил и горжусь вами!

Ответить
Развернуть ветку
НищеBro

И вообще зачем принт-менеджер, если есть принт-форум? )

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Раскрывать всегда