{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Как оптимизировать управление цепочками поставок интернет-магазина

Рассказываем об основных типах информационных систем, используемых в цепях поставок интернет-магазинов, которые необходимо учитывать при разработке архитектуры информационных систем в электронной коммерции.

Онлайн торговля набирает в России стремительные обороты. За последние 3 года объем интернет-продаж в России вырос с 28 среднегодовых до 33 %.

Аналитики популярного сервиса Мой склад прогнозируют, что рост e‑commerce будет продолжаться еще около пяти лет. При этом рост новых компаний малого и среднего бизнеса в прошлом году побил все рекорды, т.к. объем электронной торговли напрямую зависит от покупательского спроса, а он, несмотря на пессимистичные прогнозы, продолжает расти. Торговля на крупных маркет-плейсах, нишевые маркет-плейсы и обычные интернет-магазины предоставляют бизнесу новые каналы сбыта, и омниканалность из тренда постепенно превращается в обязательное условие торговли.

За каждым бизнесом в сфере электронной коммерции, стоит сложная цепочка поставок, обеспечивающая доставку товаров покупателям в соответствии с их ожиданиями. Владельцу интернет-магазина необходимо точно отслеживать запасы, подбирать и упаковывать товары, а также координировать поставки, чтобы они прибывали вовремя. При этом, в условиях высокой конкуренции глобальной задачей любого бизнеса в сфере электронной коммерции является обеспечение выживаемости, развития в долгосрочной перспективе, повышение производительности труда. Предъявляются очень высокие требования к гибкости и скорости реакции предприятий и цепей поставок. Это предполагает использование цифровой трансформации бизнес-модели, процессов и ИТ-систем в соответствии с изменениями различных внешних и внутренних условий ведения бизнеса.

На основе информации эксперта по информационным технологиям в цепях поставок Натальи Милехиной, с мастер-класса, который она провела для студентов CORS Academy, разбираем информационные системы в цепочке поставок, использование которых необходимо любому бизнесу в сфере электронной коммерции.

Цепочка поставок является важнейшим компонентом электронной коммерции, поскольку она включает закупку, перемещение, хранение и доставку товаров, продаваемых через магазины электронной коммерции. При построении архитектуры логистических цепочек интернет-магазина архитектору и бизнес-аналитику следует учитывать особенности отрасли и современные подходы к автоматизации бизнес-процессов.

Управление цепочками поставок в электронной коммерции

Управление цепочками поставок является одним из ключевых аспектов успешной работы интернет-магазина. Цепочка поставок – это не просто логистический путь, это жизненный путь бизнеса электронной коммерции.

Этапы управления цепочками поставок в электронной коммерции:

· Планирование и прогнозирование спроса

· Поиск и закупки

· Производство

· Управление запасами и складирование

· Логистика и дистрибуция

· Возвраты и обратная логистика

На этапе планирования и прогнозирования спроса нужен анализ рыночных тенденций и данных о клиентах для прогнозирования спроса на продукцию. Цель данного этапа состоит в том, чтобы сбалансировать спрос и предложение, чтобы избежать затоваривания или нехватки товаров.

Признаком эффективного планирования является то, что уровни запасов соответствуют требованиям потребителей, без ненужных затрат на хранение запасов.

Этап поиска и закупки заключается в установлении отношений с надежными поставщиками и производителями, которые могут обеспечить надлежащее качество и количество продукции в нужные сроки.

На этапе производства продукции хорошо управляемая цепочка поставок должна обеспечить владельцу бизнеса эффективный поток сырья к производственным линиям. Управление цепочками поставок означает синхронизацию графиков производства с входящими поставками сырья и исходящими отгрузками для поддержания сбалансированных запасов, предотвращения задержек в производстве и обеспечения своевременного выполнения заказов.

Управление запасами и складирование – это эффективная организация склада, который является важнейшим звеном цепочки поставок интернет-магазина, обеспечивая быстрый доступ к продуктам и эффективное выполнение заказов, что крайне важно для удовлетворения ожиданий клиентов.

Этап логистики и дистрибуции, или просто доставки, включает перемещение товаров со склада к конечному потребителю. Части этого этапа – это планирование эффективных маршрутов доставки, составление графика регулярных поставок и выбор подходящей транспортной службы.

Обработка возвратов включает в себя обработку возвращенных товаров, управление обменом или возвратом средств и работу с бракованными продуктами.

Цифровизация всех этих этапов открывает новые возможности для оптимизации операций и повышения эффективности.

Виды информационных систем для оптимизации работы интернет-магазина

Одним из основных преимуществ цифровизации цепочек поставок является возможность мониторинга всех этапов процесса – от закупки товаров до доставки заказчикам.

С помощью специализированных программных решений можно отслеживать наличие товара на складе, контролировать сроки поставки, оптимизировать запасы и своевременно решать все возникающие проблемы. Это позволяет ускорить обработку заказов и снизить время ожидания клиентами, что положительно сказывается на удовлетворенности покупателей и репутации интернет-магазина. Кроме того, автоматизация процессов уменьшает вероятность ошибок и потерю товаров, что также способствует повышению эффективности работы и снижению затрат компании.

Также стоит отметить значительное сокращение времени обработки заказов благодаря автоматической передаче информации между различными звеньями цепочки поставок – от поставщика до конечного потребителя. Это позволяет сэкономить время и силы на организацию процесса, а также уменьшить вероятность ошибок.

Особенности цифровизации цепочек поставок для интернет-магазина – это возможность создания гибкой системы, способной адаптироваться к изменениям внешней среды

На рисунке 1 обозначены типы информационных систем, которые встречаются в логистике, и это не полный перечень. Связи между ними зависят от каждой конкретной компании и от того, как в ней реализованы бизнес-процессы.

Как происходит процесс? Заказ из интернет-магазина компании поступает в общую корпоративную учетную систему и потом уже из общей корпоративной учетной системы, которая является центральной системой компании, переходит в WMS-систему или в УМС-систему или в систему управления производством, откуда он может распространяться дальше в систему управления транспортом, в систему, которая работает на складе с оборудованием, в различные мобильные приложения.

С другой стороны, из интернет-магазина заказ точно так же может напрямую идти в WMS-систему, если компания работает только с одним складом. Аналогично интернет-магазин может быть напрямую связан с системой обработки.

Следует отдельно отметить ОМS-систему (Order Management System) – систему управления заказами. Когда у нас достаточно распределенная цепь поставок, в которой много складов, и мы хотим иметь возможность делать подготовку по заказу самым лучшим образом, т.е. доставлять товары очень быстро или обязательно комплектовать заказ полностью, но мы разные категории продуктов храним на разных складах и у нас есть какой-то консолидационный центр, чтобы объединить этот заказ и потом отправить в доставку покупателю, то имеет смысл воспользоваться системой этого класса. Соответственно, заказ из интернет-магазина будет сначала попадать в ОМS-систему, а потом ОМS-система уже будет распределять его по WMS-системам конкретных складов.

WMS-система отвечает за операции внутри одного склада и за запас только одного склада. Может быть предусмотрен функционал, чтобы на одной системе у нас управлялись несколько разных складов, такие реализации есть, но они в любом случае чаще всего не будут пересекаться между собой и требовать какой-то внутренней интеграции или специальных доработок. ОМС-система со своей стороны, «видит» все запасы, которые есть по цепи и «знает» сроки перемещения этих запасов между различными складами.

SCV-система (Supply Chain Visibility) (видимость цепочки поставок) – это относительно новый, но уже достаточно популярный класс систем. Опять-таки, для него, пожалуй, нет еще пока перевода на русский язык, потому что чаще всего компании пишут эту систему внутри себя, своими силами. Они появились на рынке относительно недавно, но уже существуют готовые решения.

Видимость цепочки поставок (SCV) - это отслеживаемость заказов на продукцию и физических поставок продукции от источника производства до места назначения. Система SCV включает в себя логистическую деятельность и транспорт, а также состояние событий и этапов, которые происходят до и во время транзита.

Цель применения системы SCV – расширить возможности цепочки поставок, сделав информацию легко доступной для всех заинтересованных сторон, включая клиентов. Интеграция инструментов или систем SCV позволяет различным подразделениям цепочки поставок на предприятии получать в режиме реального времени точную информацию о запасах, заказах и поставках в своих входящих и исходящих сетях.

Фактически это та самая система, которая заменяет нам единый Excel-файл по всем заказам, где каждый из логистов может посмотреть, в каком статусе находится заказ, какие документы по нему были получены, какие не получены, на каком этапе находится доставка заказа, сколько ему еще ехать до покупателя.

WCS-система (Warehouse Control System) — это системы различного оборудования, автоматизированных складов, конвейерных линий. Каждая из них работает со своим конкретным оборудованием, и они обычно имеют общего поставщика, то есть тот, кто поставляет оборудование, тот поставляет и эту систему. Если это полностью автоматизированные склады, то, соответственно, они могут быть подключены напрямую к ERP-системе.

А если же это склад со смешанным обслуживанием, и в нем есть автоматизированные зоны, а есть зоны обычного хранения и ручного труда, то соответственно, чаще всего системы WCS подключаются к WMS-системе.

Термин WCS-система в России появился в начале 2000-х, когда только начали внедрять роботизированные системы и конвейеры. На тот момент подразумевалась система, которая помогает системе WMS в управлении оборудованием.

WCS-система обеспечивает диалог между автоматизированным оборудованием на складе и информационными системами верхнего уровня по различным протоколам. Система с одной стороны напрямую взаимодействует с оборудованием, а с другой – обеспечивает интерфейс для обмена данными с системой управления складом (WMS).

Различные мобильные приложения, например, приложения различных сотрудников, которые следят за выкладкой товаров, также входят в WCS-систему. Современные мобильные приложения выводят все показатели, чтобы с любого устройства руководитель подразделения мог видеть текущую аналитику, текущий статус по работам, текущую загруженность, посмотреть и принять какие-то управленческие решения.

Сюда же следует отнести и телематику.

Телематика – это работа с различными датчиками контроля. Для склада это могут быть температурные датчики, вибрационные датчики. Для транспортных систем – это различные датчики, которыми оснащается автомобиль: топливный датчик, контроль скорости, контроль положения на дороге, температура в контейнере, если это перевозка грузов с определенной температурой. Соответственно, каждый из них тоже имеет свою систему, которая собирает данные с этих датчиков и потом уже передает в свою мастер-систему. Соответственно, любая из этих систем, которая обменивается информацией, подключается к шине данных или к системе электронного документооборота, если мы делаем передачу в каких-то стандартизированных форматах, вплоть до юридически значимого документооборота.

Сейчас повсеместно внедряется маркировка товаров, что требует подключения к электронному документообороту систем, где данные создаются, чтобы мы точно знали, какие марки у нас были отгружены, и скомбинировали эту информацию с финансовой информацией из ERP-системы и все вместе передали в составе электронного документа. Соответственно, данные из этих систем должны попадать в BI-систему для возможности анализа и последующего улучшения процессов.

Взаимодействие информационных систем в цепочках поставок интернет-магазина

Взаимодействие информационных систем в цепочках поставок в электронной коммерции можно показать на классификации систем по Gartner Pace-Layered Application Strategy.

Gartner Pace-Layered Application Strategy — это модель категоризации, выбора и управления приложениями и информационными системами, разработанный компанией Gartner.

Смысл модели следующий: организации для эффективного ведения бизнеса необходимо иметь три типа бизнес-приложений или информационных систем (ИС): System of Records, System of Differentiations, System of Innovations.

1. System of Innovations на самом верхнем уровне фокусируются на внедрении и апробации нового в бизнес.

2. System of Differentiations подходят для анализа уже имеющейся ситуации и архитектуры предприятия.

3. System of Records опираются на общие приложения, которые, как правило, являются стандартами.

Стратегия направлена на увеличение времени реагирования и рентабельности инвестиций без негативных последствий.

Каждый тип приложений или ИС, по Gartner Pace, отвечает той или иной группе потребностей организации. Если заказчику нужно стандартное и дешевое решение для внедрения на предприятии, то обеспечивать его потребности будут приложения самого нижнего уровня.

Если заказчик не может четко сформулировать свои ожидания и готов экспериментировать, внедрять и смотреть на результаты, речь идет о самом верхнем уровне ИС.

Gartner Pace-Layered Application Strategy оказывает огромное влияние как на архитектуру, на процессы управления ИТ в целом, так и на управление изменениями в частности.

Информационные системы и приложения, между которыми строится взаимодействие в цепочках поставок по Gartner Layer можно разделить на три уровня:

· системы оперативного управления;

· системы оптимизации

· системы моделирования.

К системам оперативного управления относятся все системы, которые позволяют нам как можно более точно записывать то, что у нас происходит, и осуществлять некоторое базовое планирование и перепланирование в случае каких-то непредвиденных ситуаций. Та же самая система управления складом, система управления транспортом. Это так называемые системы записи (System of Records) по классификации Gartner Pace.

System of Differentiations на схеме – это различные системы оптимизации, т.е. те системы, которые могут нам на существующих данных предложить какое-то эффективное решение для оптимизации, например, поменять структуру хранения, сделать анализ товаров на складе и посчитать, как изменить размещение, чтобы у нас сократились перемещения техники и сотрудников по складу и возросла скорость исполнения заказов. Для транспорта это будет какой-то расчет оптимального маршрута, т.е. некоторое количество точек, которые должен объехать курьер. Если есть грузы на несколько курьеров, то, соответственно, эти грузы нужно разделить между курьерами таким образом, чтобы они развезли все за минимальное время и с минимальными тратами бензина. Это то, что называется системой оптимизации.

И третий уровень – это системы моделирования (на схеме System of Innovations). Применение систем данного типа позволяет, внедряя инновации, меняя какие-то параметры цепи поставок, сделать новую модель и посмотреть, будет ли она эффективнее и выгоднее предприятию. Можно, например, поменять перевозчиков или поставщиков и посмотреть, какие из этого будут результаты.

При этом Гартнер указывает, что средства, инвестируемые в эти системы, убывают с возрастанием уровня системы, то есть больше всего инвестиций требует внедрение систем оперативного управления. Меньшее количество инвестиций требуется для внедрения системы оптимизации, и еще меньше инвестиций требуется для внедрения системы моделирования. При этом возврат этих инвестиций, соответственно, более очевиден и более возрастает с повышением уровня. Это значит, что возврат вложений от системы оперативного управления не так высок, как возврат вложений в систему моделирования, но нужно учитывать, что внедрение систем следующего уровня невозможно без внедрения систем нижележащего уровня.

Именно на данных, которые собирает система оперативного управления, строится потом оптимизация и моделирование бизнес-процессов. Очень многие компании пытаются перепрыгнуть уровни внедрения систем и приходят к поставщикам верхнеуровневых систем, систем оптимизации и моделирования. Но уже на этапе выявления требований они сразу же сталкиваются с тем, что моделировать не на чем, нет данных о текущей ситуации. За эти данные отвечает базовый уровень системы оперативного управления. Поэтому внедрение систем по модели Гартнера должно идти последовательно от уровня к уровню.

Еще больше информации о построении архитектуры предприятия, в том числе, и в сфере электронной коммерции, вы получите, записавшись на обучение на курсе «Моделирование архитектуры IT и предприятия. Archimate».

© Илья Отькало

Подписывайтесь:

CORS Клуб - сообщество и образовательная среда для специалистов из IT-сферы https://cors.su/klub/

Канал руководителей IT компаний и подразделений, CIO, СDO, CDTO https://t.me/cio_channel

CIO. Сообщество IT руководителей https://vk.com/cio_club

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда