Что такое «ошибки» в 1С и зачем нам знать о них?

Ошибки при работе с платформой 1С:Предприятие могут возникать у разных пользователей, в зависимости от того, как они используют систему и какие задачи выполняют.

Это могут быть:

1. Разработчики, которые пишут и изменяют код конфигурации, доработок и отчетов.

2. Администраторы, которые управляют настройками и правами доступа в системе.

3. Аналитики, которые тестируют доработки и помогают пользователям решать проблемы, связанные с работой в 1С:Предприятие.

4. Пользователи, которые работают в конфигурации, вводят данные, запускают отчеты и используют другие функции системы.

Что такое «ошибки» в 1С и зачем нам знать о них?

Конкретные ошибки, которые могут возникать в системе, могут зависеть от множества факторов, таких как версия 1С:Предприятия, настройки конфигурации, специфика задач, которые выполняют пользователи, и многие другие. Чтобы решить конкретную проблему, обычно нужно более детально изучить сообщение об ошибке и провести анализ ситуации.

«Ошибка» в программном обеспечении

Давайте разберёмся, что означает понятие «ошибка» в программном обеспечении.

Почему важно определиться с понятием «ошибка»!?

С точки зрения договорных отношений и юридической практики, ошибка в программном обеспечении может рассматриваться как несоответствие программного продукта описанию, предоставленному в договоре между разработчиком и пользователем. Это может привести к нарушению договорных обязательств со стороны разработчика.

Если ошибка в программном обеспечении приводит к ущербу для пользователя, например, к потере данных, повреждению оборудования или иным негативным последствиям, пользователь может потребовать возмещения ущерба со стороны разработчика, если такая возможность предусмотрена договором.

Если простыми словами, то разработчик программного обеспечения может "влипнуть на бабки", если ошибка приведёт к ущербу для пользователя!

Что такое «ошибки» в 1С и зачем нам знать о них?

Но, что считать ошибкой, а что нет? Ведь зачастую пользователь, видя ошибку на экране сразу начинает грешить на разработчика, однако, это может быть вовсе не ошибкой, а просто предупреждением, которое разработчик заложил в код, а сам пользователь нарушил инструкцию по использованию ПО.

Чтобы не было разногласий в употреблении понятия «ошибка» целесообразно определить его в договоре или техническом задании на создание ПО, а также провести классификацию (категоризацию) ошибок.

Законодательное закрепление понятия «ошибка»

А на какие нормативные документы можно сослаться при закреплении в договорных отношениях понятия "ошибка"?

Понятие "ошибка" в контексте программного обеспечения не имеет четкого определения в законодательстве или других нормативных документах. Однако, существуют некоторые документы, которые упоминают ошибки в программном обеспечении и регулируют права и обязанности пользователей и разработчиков.

Например, в России существует серия стандартов ГОСТ Р ИСО/МЭК 250хх-2017«Информационные технологии. Системная и программная инженерия. Требования и оценка качества систем и программного обеспечения (SQuaRE)», который содержит критерии оценки качества программного обеспечения, в том числе, критерии, связанные с ошибками.

В других странах также существуют нормативные документы, которые регулируют правила использования программного обеспечения и устанавливают требования к его качеству. Однако, ни один из этих документов не содержит четкого определения понятия "ошибка" в программном обеспечении.

В таблице 1 собраны определения близких по смыслу понятий и соответствующие ссылки на источники, в которых они упоминаются.

Таблица 1 – Возможные определения понятия «ошибка» и их источники.
Таблица 1 – Возможные определения понятия «ошибка» и их источники.

Наиболее исчерпывающую категоризацию ошибок нам даёт Standard Glossary of Software Engineering Terminology, однако он на английском языке, правда, с переводом не должно быть особой сложности.

Выделяем главное

Если резюмировать, то у понятия «ошибка» в контексте программного обеспечения, есть два употребления: несоответствие требованиям и ошибка программного обеспечения.Но это два разных понятия, которые могут проявляться в программном продукте.

Несоответствие требованиям означает, что функциональность программного продукта не соответствует требованиям, которые были установлены при его разработке. Несоответствие требованиям может проявляться в том, что программа не выполняет те функции, которые должна выполнять, либо выполняет их некорректно.

Ошибка программного обеспечения - это неожиданное поведение программы, которое приводит к некорректной работе или аварийному завершению программы. Ошибки могут происходить в любой части программы, включая алгоритмы, структуры данных, интерфейсы и т.д.

Таким образом, разница между несоответствием требованиям и ошибкой программного обеспечения заключается в том, что первое связано с тем, что программа не делает того, что от нее ожидают, а второе - с тем, что программа работает неправильно из-за ошибки в ее коде или алгоритмах. Оба этих фактора могут влиять на качество программного продукта и должны быть устранены при разработке и тестировании программного обеспечения. А чтобы не было разногласий между разработчиком ПО и пользователемо понятиях надо договориться и закрепить их в глоссарии договора или технического задания.

В любом случае, ошибки при работе с программным обеспечением неизбежны, и важно помнить, что они могут возникнуть в любой момент, независимо от опыта пользователя. Главное, это не паниковать и стараться разобраться в проблеме, используя доступные инструменты и информацию.

В следующей статье мы попытаемся классифицировать ошибки, возникающие при работе с платформой 1С:Предприятие, чтобы, так сказать, "знать врага в лицо"!

Что такое «ошибки» в 1С и зачем нам знать о них?

Автор статьи: Дмитрий Мительков, старший преподаватель CORS Academy.

Чтобы узнать больше по данной теме и не только, следите за нашими публикациями и подавайте заявку на обучение на Курс аналитика 1С

Начать дискуссию