{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Важные законы для бизнеса, вступающие в силу в сентябре 2022 года

В сентябре 2022 года вступает в силу ряд законов, имеющих довольно большое значение для бизнеса. Приведем краткий обзор этих нововведений.

1. Вводятся штрафы за понуждение потребителей к передаче персональных данных.

135-ФЗ от 1 мая 2022 года запрещает продавцам, исполнителям и маркетплейсам отказывать в заключении, корректировке, исполнении и расторжении договора из-за нежелания потребителя предоставлять свои персональные данные. К административной ответственности компания не будет привлекаться в том случае, если предоставление персональных данных предусмотрено законодательством или связано с исполнением договора с потребителем.

Например, если продажа через Интернет предполагает доставку, покупателю необходимо указать свой адрес и номер телефона – в противном случае продавец не сможет исполнить договор и доставить товар. Поэтому сбор таких данных не будет являться нарушением. Кроме того, персональные данные могут потребоваться и в случае покупки дорогого товара, например, ювелирных украшений.

145-ФЗ от 28 мая 2022 года вносит корреспондирующие поправки в ст. 14.8 КоАП РФ. Размер этого штрафа составит:

  • 5-10 тысяч рублей для должностных лиц;
  • 30-50 тысяч рублей для компаний.

2. Определяется перечень условий, которые запрещено включать в договор с покупателем/потребителем.

Все тот же 135-ФЗ закрепляет список условий договора, ущемляющих положение покупателя/потребителя, и поэтому являющихся недопустимыми. Так, нельзя вносить в договор следующие пункты:

  • о возможности продавца/исполнителя отказаться или изменить договор в одностороннем порядке;
  • об ограничении права потребителя на свободный выбор суда, в котором он будет защищать свои интересы в случае правового спора;
  • о возможности оказания платных дополнительных услуг без согласия на это потребителя;
  • о снятии с продавца/исполнителя всякой ответственности за ненадлежащее исполнение условий соглашения;
  • об уменьшении размера законной неустойки;
  • о запрете потребителя/покупателя обращаться в суд, если не соблюден досудебный порядок урегулирования спора и т. д.

Примечательно, что закон вступает в силу 1 сентября 2022 года, но его действие распространяется на отношения, возникшие ранее.

3. Ужесточается правила работы с персональными данным.

266-ФЗ от 14 июля 2022 года предусматривает следующие нововведения:

1. Оператор будет обязан уведомлять Роскомнадзор о каждом случае передачи персональных данных за границу. Новые правила обяжут его сообщать контактные данные получателя персональной информации, а также согласовывать с ведомством меры защиты. Роскомнадзор может запретить передачу данных по весьма обтекаемым причинам, например, ради защиты безопасности государства.

2. Все операторы должны подключиться к ГосСОПКА (Государственная система обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак) , а также информировать ФСБ обо всех инцидентах, ставших причиной утечки персональных данных.

3. Операторы должны уведомлять Роскомнадзор об утечке данных в течение 24 часов. В это время компания должна определить причину утечки и оценить последствия такого происшествия.

Фактически все без исключения компании должны направлять уведомления в адрес Роскомнадзора об обработке ими персональных данных.

4. Государство берет рекламу в Интернете под жесткий контроль.

247-ФЗ от 2 июля 2021 года закрепляет правила размещения рекламы в сети «Интернет». Устанавливается, что Роскомнадзор будет заниматься учетом, хранением и обработкой информации о рекламе, распространяемой в Интернете. Рекламодатели, рекламораспространители, операторы рекламных систем обязаны предоставить Роскомнадзору сведения о размещенной во всемирной сети рекламе. Это требование не относится к рекламе социального характера. За непредставление сведений/предоставление недостоверных сведений указанные лица будут привлекаться к ответственности, однако пока не определено, к какой именно.

Полученная Роскомнадзором информация может быть передана в антимонопольные, налоговые и другие органы, перечень которых определит Правительство РФ.

Кроме того, рекламный контент должен иметь пометку «реклама» и содержать сведения о рекламодателе даже в том случае, если какой-либо товар или услугу продвигает, например, блогер. Таким образом, скрытая реклама будет запрещена.

5. Туроператоры должны отчитываться об оказанных услугах.

148-ФЗ от 28 мая 2022 года закрепляет обязанность туроператоров ежемесячно заносить сведения, указанные в договорах с туристами, в единую информационную систему «Электронная путевка». Турагент должен направить туроператору подробную информацию о таком договоре. Исключения составляют короткие туры, продолжительность которых не превышает 24 часов.

Игнорирование обязанности может обернуться для турагента и туроператора исключением из соответствующих реестров – такая мера начнет применяться с 1 марта 2023 года в сфере иностранного туризма и с 1 сентября 2023 года в сфере внутреннего туризма.

Как видим, важных нововведений довольно много, и каждое из них следует учитывать, поэтому очень важно остаться в рамках правового поля и избежать серьезных санкций со стороны контролирующих органов.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда