{"id":13665,"url":"\/distributions\/13665\/click?bit=1&hash=1f74371b92976bb7eb39e8e1e994798dc7a0874ab4dab08a014c395da12deca9","title":"\u0422\u0435\u043c, \u043a\u0442\u043e \u0434\u0430\u0432\u043d\u043e \u043f\u0440\u043e\u0441\u0438\u043b: \u0441\u043e\u0432\u0435\u0442\u044b \u043f\u043e \u0432\u044b\u0445\u043e\u0434\u0443 \u043d\u0430 \u00ab\u042f\u043d\u0434\u0435\u043a\u0441 \u041c\u0430\u0440\u043a\u0435\u0442\u00bb","buttonText":"\u041e\u0442\u043a\u0440\u044b\u0442\u044c","imageUuid":"3273b238-d5a8-58cd-b0c5-c15009218a81","isPaidAndBannersEnabled":false}
Команда Reforma

Как мы за два месяца трансформировали образовательный проект в бизнес-клуб и усвоили 5 болезненных уроков

Татьяна Курюкова
CEO и сооснователь бизнес-клуба Reforma

Когда желающие научиться бизнесу ищут «волшебные таблетки», честно говорить о сложностях предпринимательства — тот ещё челлендж. Чтобы не изменять своим принципам, наш образовательный проект Digital Dolina сменил модель и трансформировался в бизнес-клуб Reforma. Вот как мы это сделали и какие уроки извлекли.

Вдохновляющий старт образовательного проекта

Изначально мы планировали сделать бесплатный образовательный продукт для стартапов и тех, кто только планирует открыть собственное дело в диджитал. Мы привлекли 11 известных предпринимателей и вместе с ними разработали прикладной курс с шаблонами, гайдами, инструкциями, кейсами, заданиями и личными историями.

Продукт зашёл на ура — за первые 1,5 месяца зарегистрировались 35 тысяч пользователей. Причём большая часть пришла благодаря сарафанному радио и публикациям в СМИ.

Смена бизнес-модели: выбор между прибылью и принципами

Спустя полгода работы мы поняли, что чисто образовательный проект для предпринимателей как бизнес-модель и способ достижения нашей миссии — не лучший вариант. Причин было несколько:

  • наш фокус на IT-сегменте сильно сужал нам рынок;
  • не было достаточного понимания, как обучение повлияло на жизнь клиентов;
  • низкая цена имела обратную сторону медали — не все проходили курсы до конца.

Но главной причиной для смены бизнес-модели стала наша неготовность к лукавству в маркетинге. На рынке предпринимательского образования некоторые компании обещали громкие результаты вроде «иди сюда, сделаешь с нами за две недели миллион». Люди верили и платили.

Усвоенный урок

Образовательные продукты Digital Dolina были реально крутыми — мы до сих пор получаем сотни восторженных откликов и благодарностей. И всё же эта бизнес-модель не взлетела. Важно вовремя понять, что пора слезть с «дохлой лошади», как бы сильно ты её ни любил.

Отзывы студентов образовательного проекта Digital Dolina

В таких условиях оставаться белым и пушистым — заведомо проигрышная позиция. Мы честно рассказывали людям, что «поможем освоить прикладные навыки и разобраться в нюансах построения бизнеса, но 80% успеха зависит от них самих». Иными словами: обещали только то, что действительно можем дать. Однако подавляющему большинству людей хочется чуда. Зачем идти к нам, если за углом предлагают всё и сразу?

Крутой поворот: из образовательного проекта в бизнес-клуб

Мы честно боролись за долю рынка и даже добились неплохих результатов. За полгода на наши курсы пришло учиться 3 000+ человек, из которых более 30% совершили повторные покупки.

Но всё это время мы, образно выражаясь, играли по правилам футбола против бойцов MMA — пинали мяч, а соперники осыпали нас хуками и апперкотами. Соревноваться в лукавстве нам не хотелось — это не сходится с нашими представлениями о прекрасном. Поэтому мы задумались о пивоте.

Усвоенный урок

Мой бизнес-партнер Максим Спиридонов часто советует «снимать важность». Мне этот лайфхак помог в процессе последующего пивота: любую проблему воспринимай как задачу — раскладывай её на шаги и действуй.

Открытие главной ценности через custdev

Мы начали больше общаться со своей аудиторией, провели 50 custdev-интервью, после чего родилась концепция «Digital Dolina Хаб». Эта программа была всё так же ориентирована на предпринимателей ранних стадий, но в ней сочетались образовательный трек и закрытое комьюнити.

Усвоенный урок

Мы долго искали способ реализовать свою миссию и при этом построить устойчивый бизнес, для чего провели десятки мозговых штурмов и стратегических сессий. Это было полезно, но настоящие глубокие инсайты нам дали именно разговоры с нашей целевой аудиторией. Поэтому в любой непонятной ситуации проводи глубинные интервью со своей ЦА. И в понятной ситуации — тоже.

Уже в процессе стало понятно, что общение участников между собой — более важный компонент, чем их обучение. У начинающих предпринимателей возникает много точечных прикладных вопросов по бизнесу. В таком случае помогает общение с теми, кто уже сталкивался с похожими задачами или прямо сейчас проходит аналогичный путь. Именно это делали участники «Digital Dolina Хаб» — помогали друг другу и делились опытом собственных проб и ошибок. Всё, что им было нужно, — комфортная среда для общения и менторство от более опытных фаундеров.

Так, к началу 2022 года родилась идея трансформировать образовательную компанию в бизнес-клуб — сообщество близких по духу людей с сильным образовательным треком, форум-группами, фасилитационными активностями и системой знакомств. Мы предположили, что так участники смогут быстрее находить способы решения задач, усиливать себя партнёрами, расширять картину мира и сетку связей. К тому же, бизнес-лидеры часто одиноки, мало с кем могут поделиться проблемами и переживаниями. Хотя не меньше других людей нуждаются в общении, человеческом тепле и поддержке.

При этом у клубов другая бизнес-модель. Это не разовый курс, где клиента заманивают, забирают деньги, а дальше уж как получится. Здесь важен LTV, и наша задача — сделать так, чтобы резиденты постоянно продлевали участие в клубе. Это держит нас в тонусе и мотивирует делать по-настоящему качественный продукт.

А ещё на рынке бизнес-клубов маркетинг гораздо менее агрессивный. Здесь нет лукавства и обещаний золотых гор.

Всё идёт не по плану

В январе 2022 года мы собрали фокус-группу, провели несколько десятков интервью и начали формировать программу «Экспоненты» — таким было первоначальное название клуба. К концу февраля всё было готово к запуску, а мероприятия были расписаны на два месяца вперёд.

Усвоенный урок

Пока мы делали пивот и готовились к старту, почти все наши запасы денег иссякли. В такой ситуации неизбежно возникает вопрос — как можно быстро восстановить кэш-поток? Но быстро не значит качественно. Несмотря на финансовые риски мы остались верны своим приоритетам. Потому что когда ты делаешь продукт с высокой ценностью, деньги «прилипают» сами.

Главной целью клуба мы видели объединение и создание условий для роста предпринимателей, которые заинтересованы в создании сильных продуктов и выходе на международный рынок. А ещё готовых, как и мы, находить правильный баланс между социальной пользой и коммерческой выгодой.

Но тут грянуло 24 февраля. Мир перевернулся с ног на голову.

Усвоенный урок

Февраль и март для нас были очень сложными как в моральном, так и в финансовом плане. Иногда казалось, что всё потеряло смысл. Я подбадривала команду и себя тем, что мы делаем важное дело — поддерживаем большое количество предпринимателей. И метрики это подтверждали — аудитория быстро росла. Отсюда следующий урок: как бы ни было сложно, не неси тревожность в команду.

Мы решили, что стартовать в этот период будет неэтично. Отложив запуск, мы развернули штаб бесплатной помощи предпринимателям: готовили антикризисные гайды, проводили эфиры и разборы бизнеса с теми, кто столкнулся с проблемами.

Антикризисный гайд от Digital Dolina

Примерно через месяц общения с бизнес-лидерами стало понятно, что их потребность в поддержке, менторстве и экологичном окружении выросла. Поэтому в апреле мы всё-таки решили запуститься, но уже под другим именем. Потому что новая действительность — не время для «Экспоненты».

О кратном росте и международных амбициях говорить стало сильно сложнее — у предпринимателей появились куда более насущные задачи и проблемы. Настало время для пересборки и трансформации, поэтому мы запустились под именем Reforma.

Время прагматичных романтиков

Миссия нашего клуба теперь звучит так: объединять и создавать среду развития бизнес-лидеров нового поколения, меняющих мир к лучшему. В отличие от других игроков рынка, мы практикоориентированны.

У нас развитый образовательный и просветительский трек для участников. Каждый месяц в клубе проходит несколько воркшопов и практикумов. Несколько раз в месяц мы встречаемся очно и сочетаем образовательные активности с нетворкингом, играми, отдыхом и просто общением. Параллельно стимулируем и фасилитируем доверительное общение резидентов в группах и один на один.

Главное отличие Reforma от других бизнес-клубов — то, что мы называем прагматичным романтизмом.

Наше сообщество объединяет тех, для кого бизнес — это не только деньги, но и инструмент саморазвития, личная миссия и способ созидательно влиять на мир.

За первые месяцы работы клуба мы получили вдохновляющие результаты: собрали две сотни резидентов и провели более 60 ивентов.

А главное — нам удалось создать в клубе атмосферу открытости и взаимопомощи, где каждый может рассказать коллегам о том, что его беспокоит, и получить помощь или моральную поддержку. Резиденты не просто помогают друг другу, но и заключают партнёрства, вступают в коллаборации, вместе проводят досуг и общаются вне клуба.

Перед нами по-прежнему много вызовов. Но если всё задуманное получится, мы сможем быстрее расти и еще сильнее дифференцироваться от других бизнес-клубов.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null