{"id":13465,"url":"\/distributions\/13465\/click?bit=1&hash=1e6228dc4e5e22730d5108e1c30ee96b3462205737e7a3fe7ce4c965aaacfe57","title":"\u041a\u043e\u043d\u0444\u0435\u0440\u0435\u043d\u0446\u0438\u044f Ozon \u2014 \u043a\u043e\u043c\u0443, \u0447\u0442\u043e \u0438 \u043a\u0430\u043a \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043a\u0440\u0438\u0437\u0438\u0441","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6b1e0c55-41d3-56c2-84e2-fe6f447e3825","isPaidAndBannersEnabled":false}
Реестр русского ПО

Figura: разговор с Ильёй Сластен

Поговорили с основателем сервиса Figura, русского аналога Figma. Илья рассказывает о том, можно ли заменить Figma, в какой стадии находится разработка нового сервиса и о планах на будущее.

Публикуем текстовую версию интервью. Видео можно посмотреть в нашем канале на YouTube, послушать подкаст на Яндекс.Музыке.

Всем привет, это канал «Реестр русского ПО», и сегодня у нас в гостях Илья Сластен. Илья, привет!

Всем привет!

Илья — разработчик русского аналога Figma, о котором как раз недавно рассуждали в чате «Реестр русского ПО», публиковали видео об этом. Денис Золотарёв и Вадим Митякин обсуждали, сможет ли существовать российская Figma, насколько это реально и что для этого нужно. Илья, можешь сейчас дистанционно с ними подискутировать, высказать своё мнение, как ты это всё видишь?

Я считаю, что у каждого сейчас есть своё видение всего процесса, как это будет. От себя добавлю, что нужно попробовать сделать. Как прежде уже не будет, потому что даже если Figma вернётся и скажет «Простите», доверие уже потеряно. Долго дискутировать не вижу смысла, потому что есть потребность. К нам за 10 дней поступило около 350 предварительных заявок на регистрацию в Figura. 20 апреля у нас было около 30 подписчиков в Telegram — сейчас их около 1000. Проектов много, компаний тоже много. Конечно, можно пользоваться другими зарубежными альтернативами, но, опять же, никаких гарантий, что кто-то из них не развернётся и не уйдёт. Поэтому будем делать в любом случае. Финансовая модель и потребители понятны — это организации, малый и средний бизнес. На 2021 год у нас было зарегистрировано около 15 000 таких компаний в IT — с этим можно работать. Рынок достаточно хорош. Если говорить про персональное использование и тарифы для него — тут несколько сложнее, это не целевая аудитория.

Сегодня у нас будет нетипичный выпуск. Обычно мы разговариваем про продукты, которые уже существуют, у которых уже есть некая история клиентская база и выручка. У тебя на данный момент есть только идея или уже есть какие-то инвестиции, договорённости? Расскажи о том, как ты планируешь развивать проект? С учётом ограниченности ресурсов.

Да, у нас уже есть предложения по инвестициям. Пока мы выбираем наиболее подходящий вариант. Если говорить про ресурсы — у нас есть и свои. Но для того, чтобы такой большой проект «выстрелил», нужны и дополнительные. С точки зрения инвестиций мы сейчас находимся в активном поиске. Если говорить про грант — на данный момент мы проходим регистрацию, чтобы отправить заявку на него. История не быстрая, но такой вариант мы тоже используем.

Отлично, Илья! Расскажи про команду, с кем вы делаете этот проект, и почему ты веришь в успех, может, у тебя есть предпосылки, и вы делали что-то подобное раньше?

Команда, с которой мы сейчас работаем, это мои бывшие коллеги. Мы работали с ними в банке. Это Евгений Сундов, старший front-end-разработчик, Евгений Чуб, старший back-end разработчик. Ребята очень грамотные. У нас есть видение и понимание, куда двигаться. По поводу stack’а — основная техническая сложность с точки зрения клиента — само собой в графике. Не секрет, что браузер — это среда с определёнными ограничениями для разработки, и изначально она вовсе не предназначалась для того, чтобы мы могли увидеть что-то похожее на Figma. С течением времени появились некоторые возможности. Но они скорее как обход подобных ограничений. Так и тут. Нативными методами браузера создать шустрый инструмент, подобный Figma, достаточно сложно, так как всё упирается в оперативную память. Графику нужно, по сути, «делегировать» видеокарте. Figma, например, разрабатывалась на «могучем» C++ и портируется в браузер через WebAssembly. Соответственно, нам такой вариант не подошёл, потому что опыта как такового с WebAssembly у нас не было, а времени не так много. Мы понимаем, что наши подписчики и инвесторы заинтересованы в том, чтобы как можно скорее вышла бета-версия. И мы сейчас как можно лучше сформировали первоначальный stack для первоначальной версии. И сейчас двигаемся дальше, в сторону WebGL, чтобы делегировать видеокарте графику.

Что по поводу условий работы с этим сервисом? Какая будет ценовая политика, вы думали про это? Про маркетинг, продвижение, стоимость?

Да, хороший вопрос. У меня есть наставник — мой отец, 20 лет занимается бизнесом. Он помогал мне, в том числе, составлять Unit-экономику, строить бизнес-модель. На самом деле, Figma работает давно, поэтому «изобретать велосипед» здесь нет смысла. Если говорить про стартаперский опыт — его нет, но, повторюсь, есть опытный наставник. И сейчас сформирована бизнес-модель, Unit-экономика, мы сконцентрированы конкретно на том, чтобы привлекать инвестиции, чтобы проект рос как можно скорее.

Я думаю, всех волнует, как отметил Вадим Митякин в своём видео, новая полярность — есть азиатский рынок, есть Китай. Возможно, стоит сфокусироваться не только на российский, но и на дружественные рынки — что ты думаешь насчёт рынков дружественных стран?

Да, безусловно, это большой рынок. Но на данный момент мы сконцентрированы на российском рынке, потому что Азия — это всё-таки чужой язык, чужая культура, менталитет. Поэтому, чтобы выходить на такой рынок, нужно достичь высокой планки хотя бы на российском рынке.

И ещё один комментарий, который был в том видео — я так транслирую вопросы, которые ребята обсуждали. Вокруг Figma есть целая операционная структура — то есть, есть сервисы, которые предваряют работу в системе, и куда ты можешь потом экспортировать проект из Figma. Для того, чтобы сверстать проект или сайт, есть дополнительные сервисы, которые имеют интеграцию с Figma. Как будет решать это ваш сервис, то есть, как вы будете выстраиваться в экосистему, и что это будет за система?

Речь идёт про вёрстку?

В том числе. Хотя, вёрстка, наверное, самое востребованное.

Всех карт раскрывать, конечно, не буду. Но скажу, что очень сильно не хватало внутренней возможности экспорта HTML / CSS. В последние моменты «жизни» у Figma в России была интеграция с сервисом Tilda, но костыльно. Причём выгружалось это всё не самым лучшим образом — я сам тестировал и смотрел. Поэтому в этом направлении тоже будем работать, потому что это отличная возможность, так называемая Kill-фича. Мы хотели бы, чтобы это было на новом уровне. И, конечно, всё это обсуждалось и реализуемо — вопрос только времени и ресурсов.

А в каком году вышла Figma, сколько они вообще существуют? У тебя в ответе есть ссылка на то, что Figma уже технологически устарела, и вы сможете сделать лучше, это так?

На самом деле, Figma очень долго делалась, если посмотреть её историю. И всё время, пока она жила у нас на рынке, мы изучили её вдоль и поперёк. Не только я и мои коллеги, но и другие дизайнеры из России. И если брать нашу группу в Telegram, то поступает достаточно много предложений технических, функциональных решений, которые наши будущие пользователи хотели бы улучшить. И мы даём такую возможность, потому что проект российский, соответственно, было бы правильно давать такую возможность. Если отвечать на вопрос кратко — есть моменты, которые нужно улучшать, и мы будем их улучшать. Моменты, связанные с организацией рабочего пространства, связанные с тестированием своих дизайн-гипотез. Не знаю как другим, а мне очень сильно не хватало тестирования своего дизайна внутри Figma — через расшаривание той же ссылки, количественного сбора информации, тепловой карты и так далее. Потому что использование различных интеграций, того же инструмента Maze — это допрасходы, закупка лицензий. Было бы здорово, если бы всё было прямо «в коробке». Чтобы компания могла тестировать свои гипотезы, получать от этого аргументированную обратную связь в виде цифр, сокращая таким образом время цикла разработки. Потому что уходить в техническую реализацию дизайн-решения, которое не подкреплено цифрами — сомнительная история.

Звучит так, что вы хотите сделать много всяких Kill-фич, и этот продукт может стать глобальным, то есть не только для российского рынка. Представим, что в какой-то момент вся конфронтация с западом сойдёт на нет, и ваш продукт будет продаваться в США, Европе, где-то ещё. Вы бы вообще этого хотели? Или сейчас думаете, перспектива трёх-пяти лет — Россия, Азия?

Конечно, пока только Россия, об Азии пока не думаем. Сейчас я сконцентрирован на российском рынке, но мы думаем, что реализовывать такой же продукт как копию никакого смысла не имеет. То есть нужно делать продукт, отличный от того инструмента, добавлять те функции, которых не хватало. Отвечая на твой вопрос — реализовывая эти функции, тестируя их на пользователях здесь, видя обратную связь, положительную с точки зрения финансов — будем пробовать, почему нет.

Хорошо. Есть что-то, что ты хотел бы ещё рассказать про ваш проект? Какие-то идеи, приглашения инвесторов, партнёров. Чтобы те, кто читают нас, могли позвонить тебе и написать.

На данный момент мы уже вышли на привлечение инвестиций — такому серьёзному проекту нужно финансирование. Поэтому мы принимаем заявки на почту founders@figura.one. Также мы открыты ко всем функциональным предложениям, в том числе по дизайну. От всех пользователей, которые хотят принять участие в разработке Figura — в нашей группе в Telegram @figura_one или ВКонтакте — Figura one. Будем всех рады видеть! И надеюсь, что мы с вами сможем создать действительно крепкое и интересное дизайн-сообщество, будем развивать дизайн в России.

Здорово! Было бы интересно посмотреть за развитием такого стартапа. И возможно, мы с тобой могли бы поговорить через месяц или через пару месяцев, чтобы увидеть прогресс!

Да, без проблем. Мы каждые две недели делаем пост-дайджест на VC, планируем также выйти на Хабр. На Спарке тоже новости выкладываем.

Класс! Тогда будем на связи. С нами был Илья Сластён, человек, который делает со своей командой сервис Figura, аналог Figma, который будет круче и порвёт всех! Илья, спасибо тебе за классное интервью!

Спасибо!

0
4 комментария
Game Topia

Это доводы старого коммуняги! О каком подрыве доверия может идти речь, когда все лучшие уроки, примеры и денежные западные проекты работают и будут работать в фегме?

Ответить
Развернуть ветку
Game Topia

И с каких это пор wasm, предназначенный для работы с большим объемом сложной математики, стал приоритетнее обычной работы с canvas? wasm крут, когда ты ему даешь полтонны математики за один раз. А вот когда нужно постоянно его тыркать, то приложение становится значительно медленнее. Он ничем не отличается от решений для кросплотформенной мобильной разработки, у которой узкое место как раз сочлинение натива и не натива.

Ответить
Развернуть ветку
Game Topia

И тема, что браузер не предназначен для создания подобного рода приложений не соответствует времени. Единственной преградой может стать узкая специализация разработчиков, которые вообще ничего не знают кроме как react или angular, архитектура которых вообще не походит для редакторов. И в одного делать фронт, это просто самоубийство, ведь ни один из существующих инструментов не подойдет в полной мере, а объемы работы не дадут состыковать костыли. Все писать с нуля.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Ланкевич

Боюсь, он тебя не услышит. Ни буквально, ни фигурально.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 4 комментария
null