{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","hash":"1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Стоит ли выполнять тестовые задания копирайтеру и фрилансеру

Получить заказ новичку, а порой даже и неплохому специалисту-фрилансеру бывает непросто. И причина тому – огромная конкуренция; заказ не с самыми выгодными условиями все равно расхватывается на отклики десятков исполнителей.

И на фоне этого заказчик думает-думает, и решает устроить всем бравым претендентам тестовое задание. Уж если сражаться за принцессу против огромного феникса, то до конца. Вот только когда действительно стоит браться за выполнение этого задания, а когда обойти стороной, дабы не сгореть от злости и стыда?

Друзья, с вами снова я – Майкл Феникс, и сегодня у нас не обучающая статья и даже не чек-лист. Сегодня я расскажу несколько историй из моей практики по теме тестовых заданий и дам советы, которые могут помочь и вам. Итак, а начнем мы с того….

ПОЧЕМУ ХОРОШИЙ СПЕЦИАЛИСТ МОЖЕТ ПОЗВОЛИТЬ СЕБЕ НЕ ВЫПОЛНЯТЬ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ?

А все дело в 3 простых пунктах, давайте я их перечислю в виде списка:

1)Портфолио;

2)Отзывы;

3)Бренд.

Бренд, правда, есть не у каждого специалиста и не всегда он решает ключевую роль, но пункт тоже актуальный. Теперь перевоплощаемся в нашего работодателя и рассматриваем кандидатуру спеца. Для наглядности давайте следовать за ходом мысли. Вот он смотрит на отклик или резюме исполнителя со всеми тремя составляющими и думает:

–Тааак, а этого специалиста мне даже когда-то рекомендовали. Дай-ка еще сайт пробью. Хм, 100 000 посещаемости в месяц – недурно. (Бренд)

–А ведь и отзывов сколько… еще и половина из них – видео. Заказчики то почти все довольны. Достойно. (Отзывы)

–Гляну-ка на парочку работ этого товарища. Оформление на 5, хоть и с минусом. А вот содержание – выше всяких похвал. Примерно такой текст я и хочу видеть на своем сайте. (Портфолио)

Вот и вся цепочка. По сути дела, 3 мощнейших пункта убеждения не оставили работодателю и шансов. И нужно ли после таких личных доводов тестовое задание? Вот и мне кажется, что нет. Из этого следует, что хорошему специалисту и без тестов готовы будут отдаться, и даже умолять будут взять проект в работу, если он вдруг решил в последний момент отказаться.

Другой разговор, когда вы «ну я же только новичок» – и с отзывами, и с портфолио у вас дела обстоят не очень. Что делать в этом случае? Выполнять, али нет – я, скорее, скажу да. Даже если вдруг с вакансией или заказом вы пролетите, то работа все равно останется. А ее, в свою очередь, можно упаковать в своем портфолио. Этакая пламенная стратегия win-win на минималках. Однако во всяком деле есть свои нюансы. В нашем случае, как для спецов, так и для новичков. Давайте разберемся и в них.

КАК КОПИРАЙТЕРЫ ОБЖИГАЮТСЯ О ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ?

Первый вариант: блестящее мошенничество

Благо, если бы все заказчики проверяли вас лишь с целью выбрать подходящего кандидата. Но нет, есть ведь среди них простые мошенники. Вот вы пишите текст чисто по техническому заданию, стараетесь изо всех сил, дабы прийтись по душе своему будущему покровителю. Вот сдаете готовый прилизанный вариант, а в ответ получаете:

–Ох, нет, любезный, здесь у вас кусочек текста маленький – еще бы 5 символов дописать. А тут плотность ключевого слова меньше на 0,001 % от требуемых значений… А, глядите, здесь клише. Пусть одно на весь текст, но это критично. Спасибо, но мы в ваших услугах не нуждаемся.

А потом вы заходите на сайт бывшего заказчика и – о чудо! Видите свой собственный текст, причем в первоначальном его виде, не доработанный в соответствии с выданными вам «замечаниями».

Есть и более продвинутые стратеги; такие умудряются запрячь не одного, а всю команду исполнителей. Хотя делов то там… Выложил вакансию на hh.ru, предложил новичкам райские условия трудоустройства, не выложил своих контактов и ссылок на сайты. А дальше принимаешь лавину заявок и файлов с текстами задания. К слову, встречался мне такой заказчик, как раз таки с hh.ru. Пойду-ка покопаюсь в легендарных переписках с этими работодателями – не оставлять же мне вас без развлечения:)

Вот, собственно, меня просят написать 2 статьи, пускай и в 2000 знаков каждая. Я и написал. Как думаете, что случилось дальше?) А ловите скрин дальнейшей переписки:

Меня просто отправили к другому человеку, аргументируя тем, что на тематику «SERM» уже найдены исполнители. Так что, уважаемый, напишите-ка еще 3 статьи тестовых, а то тех 2-х нам не хватило…

Второй вариант: жаркий перебор

Тот случай, когда работодатель действительно ищет исполнителя, но запрашивает в качестве теста слишком много материала. Эти тексты как раз при случае можно использовать в своих целях. У меня подобная ситуация случалась, и вновь переписка велась в телеграмме:

На этот раз у меня хватило ума отправить тексты в pdf формате – для использования их хотя бы придется перепечатать. Итак, здесь мы видим, как в качестве тестового задания я взял в работу 5 постов для частного детского сада. Аккаунт реально был, посты и сторизы там реально были. Потом, после закрытия поиска исполнителя, они там также начали появляться. Благо мои тексты не публиковали.

Теперь переходим к главному вопросу раздела: а стоило ли выполнять задание? Навряд ли – и вам тоже в подобных случаях не советую. Да, можно копирайтеру написать пост. Ну, может, два. Но не 5 же, канарейку его, штук.

Ах, да, есть же еще третий вариант. Давайте его тоже рассмотрим, пускай он и встречается довольно редко.

Третий вариант: я вам искренне доверяю, но...

Подобная ситуация – это настоящая жар-птица. Встретить ее – безусловное везение. Хотя, как сказать… Суть ситуации заключается в том, что заказчик почти вас утверждает, вы даже созваниваетесь и обговариваете детали. Вам описывают ЦА, конкурентов, все по классике. А потом выкидывают фразу вроде такой:

–Михаил, у нас, увы, уже был опят работы с кучей неквалифицированных копирайтеров и фрилансеров. Поэтому, чтобы мы были в вас полностью уверены, можете выполнить тестовый блок-два?

Эх, а отказаться от этого предложения довольно сложно. Я и согласился на свою голову. А теперь сами представьте, легко ли создать прототип 1 блока без должного анализа, без учета остальных блоков текста и прототипа? Да нет. При этом работы все равно немало: информацию изучить, сайт проанализировать, выгоды подобрать, еще и все это упаковать в странной концепции заказчика (3 сегмента целевой аудитории с разными потребностями, и для всех нужно адаптировать страницу. Не самая лучшая идея).

Что ж, потратил я на все про все (включая переписку и созвоны) порядка 1 дня и получилось вот так:

Ответил я примерно так, хотя и понимал, к чему все идет:

Это стало последним сообщением нашей переписки. Прав ли заказчик – быть может. Правильны ли замечания? Да, очень даже. Но суть в том, что я писал так, как обычно это и делаю – как и было в работах моего портфолио, как и было написано на моем сайте, ссылку на который я также отправлял работодателю. Отзывы также были. Жесткий ограничений на текст и блок заказчик не поставил. Так что… не нравится портфолио, не отдавай мне заказ. Зачем так делать, в самом деле. Что касается правок, то это штатная ситуация в копирайтинге. Ей Богу. Но когда из-за них отказываешься от всей работы и сотрудничества – это не дело.

А теперь главный вопрос: в чем была моя ошибка? В том, что согласился на тестовое, ибо:

–Вот, голубчик, мое портфолио. Вот, голубчик, отзывы, в 3 местах. И сайт вот мой, как я свои же тексты на практике реализовал. Не нравится и все равно сомневаетесь – тогда и работать не стоит.

ВСЕГДА ЛИ ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ КОПИРАЙТЕРА – ЭТО ПЕЧАЛЬ?

Нет, иногда оно, наоборот, может выделить вас среди конкурентов и как раз таки обеспечить хороший заказ/должность. У меня такой случай, разумеется, бывал. Давайте и здесь приведу в пример переписку:

Я задание выполнил, хоть и не без небольших проблемок) Но о них умолчу – однако если спросите в комментариях, то обязательно отвечу. Итак, получилось вот что:

После этого я получил заказ на 30 000 рублей, хотя кроме меня на объявление откликнулись человек 25. Здесь сработала связка объявление+сайт+тестовое задание.

Так что иногда можно и выполнить задание, но, желательно, чтобы вакансия или заказ были достойными и крупными.

ИТАК, ЧТО МЫ ИМЕЕМ ПО ИТОГУ

Берем тестовые задания:

1.В тех случаях, когда работ в портфолио не хватает, как, собственно, и отзывов. Все равно не взяли на работу? Тогда оформляем текст и вставляем в папочку «мои работы».

2.Только у проверенных работодателей, у которых есть: сайт, соцсети, нормальный профиль на площадках, адекватные, а не радужные условия трудоустройства.

3.Когда заказ довольно крупный и прибыльный; его хочется получить и не жалко потратить на эту возможность пару часиков. Либо же на кону долгосрочное сотрудничество на выгодных условиях.

Не берем тестовые задания:

1.Когда их объем по трудозатратам будет равен практически вашему полноценному рабочему дню. Тестовое задание – лишь небольшая работа на 1-3 часа.

2.Если заказчик уже начал с вами работу. Посылаете его смотреть портфолио и отзывы. Так вы и уверенность в своих силах покажете вместе с этаким профессионализмом, и от рисков лишних избавитесь.

Пожалуй, на этом у меня все. Если будут появляться еще некоторые интересные ситуации с тестовыми заданиями – буду дополнять статью. А пока… присмотрел тут хорошую вакансию копирайтера в одно маркетинговое агентство. Пойду делать тестовое;) Всем удачи!
Еще больше интересных статей от меня здесь

Телеграм канал с полезностями по копирайтингу здесь

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда