{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Как и когда появились программы МВФ в России и их влияние на национальную экономику

В течении 27 лет Россия смогла изменить свою позицию от крупнейшего заемщика до влиятельного кредитора.

Что такое Международный валютный фонд?

Международный валютный фонд (МВФ) - это организация, миссия которой заключается в укреплении глобального валютного сотрудничества путем поддержки финансовой стабильности, содействия международной торговле, обеспечения высокой занятости и устойчивого экономического роста, а также сокращения бедности во всем мире.МВФ был создан 27 декабря 1945 года и подотчетен 189 странам, входящим в его почти глобальное членство.

По каким принципам работает МВФ?

Основная задача МВФ заключается в обеспечении стабильности международной валютной системы. Это делается тремя способами: отслеживание глобальной экономики и экономики стран-членов; кредитование стран с трудностями платежного баланса; и оказание практической помощи членам.

Основными направлениями деятельности МВФ является:

- Наблюдение (Economic Surveillance) – МВФ участвует в экономической и финансовой политике стран участников как на глобальном, так и на национальном уровнях. МВФ выделяет всевозможные риски для стабильного экономического развития и предоставляют рекомендации для корректировки политики стран.

- Кредитование (Lending) – МВФ предоставляют кредиты странам-участникам, для восстановления международных резервов, стабилизации валют, восстановления экономического роста и др.

- Развитие национального потенциала (Capacity Development). МВФ проводит многостороннее исследование по модернизации экономической политики.

Финансовая организация МВФ?

Финансовая организация МВФ построена на основе долей участия стран-участниц - большая часть финансовых ресурсов для кредитования предоставляется в основном за счет квот. Каждой стране-члену МВФ назначается квота, в целом основанная на ее относительном положении в мировой экономике. По сути квота определяет влияние страны на МВФ, количество «доступных» голосов и объемы доступного кредитования. Кроме того, квота влияет на размер взносов в фонд – все взносы формируются исходя из валютных пропорций: ¼ в иностранной валюте (на выбор: доллар США, евро, японская йена, Юань, фунт стерлингов) и ¾ в национальной валюте.

На данный момент проходит 15-й пересмотр квот, который планируется завершить в 2019 г и перейти к 16-ому. Формула расчёта квоты страны основана на четырех показателях: объемы международных резервов, ВВП, степень открытости экономики и её изменчивость.

При этом финансовая организация МВФ основана на:

- Специальные права заимствования (SDR, Special Drawing Rights) - международный резервный актив, созданный МВФ в 1969 году для пополнения официальных резервов стран-членов. Именно СДР является внутренним платежным средством МВФ, был введен с целью унификации (поскольку все страны-члены введут расчёт в разных валютах). С формальной точки зрения, СДР не является ни долговым обязательством, ни валютой.

Курс SDR с 2016 года привязан к корзине из 5 валют. На момент статьи курс SDR равен $1.45 доллара США

- Золото - важный актив в резервных фондах нескольких стран, и МВФ по-прежнему является одним из крупнейших в мире официальных держателей золота.

- Заемные средства. Несмотря на то, что квоты для стран-членов является основным источником финансирования МВФ, Фонд может пополнять свои квотные ресурсы за счет внешних заимствований.

Основные механизмы кредитования МВФ?

- Резервная доля.

- Кредитные доли

- Договорённости о резервных кредитах стэнд-бай (англ. Stand-by Arrangements

- Механизм расширенного кредитования (англ. Extended Fund Facility

История участия России в МВФ

Несмотря на то, что Советский Союз принимал участие на Бреттен-Вудской конференции решения об участии в МВФ тогда не было принято.

Фактически Россия стала членом Международного валютного фонда(МВФ) в 1992 году. Именно с данного момента МВФ оказывает влияние на внутреннюю экономическую политику России, в формате рекомендаций Правительству и Центральному Банку. В том числе в сферу контроля МВФ входит: - установление рекомендуемого уровня национального бюджета, - определения процента инфляции – контроль уровня процентных ставок в стране и валютный курс и др.

С момента вступления России в МВФ сотрудничество осуществлялось на основе регулярных осуществлялось на основе регулярных программ, определявших параметры оказания финансового содействия и обязательства российской стороны по проведению конкретной макроэкономической политики.

1992 – 1993 года – начало кредитной истории России в МВФ

В течение апреля – мая 1992 года исполнительным советом МВФ было утверждено членство многих государств бывшего Советского Союза.

Первая программа МВФ была опубликована уже 1 апреля 1992 года. В рамках данной программы предполагалось: создание фонда по стабилизации рубля общим объемом в $ 6 млрд и предоставление резервного кредита объемом в $3 млрд. Предполагалось проведение двух траншей в рамках одобренного кредита объемом в 719 млн СДР (около $1 млрд)

5 августа был проведен первый транш кредита, однако его использование требовало удерживание дефицита госбюджета на уровне до 5% ВВП и до 10% темпа инфляции.

Однако дальнейшее экономическое состояние России не удовлетворяло требованиям МВФ, что привело к отказу в проведению второго транша.

Вторая программа стимуляции российской экономики был опубликован в апреле и утвержден в июле в 1993 году. Основной целью кредитования стала стабилизация финансового и макроэкономического климата, а также поддержка России, как страны с переходной экономикой.

При этом условия кредитования были упрощены – сокращение дефицита госбюджет до 10% ВВП и снижение среднемесячного темпа инфляции до уровня 7-9%.

Данная программа привела к получению двух траншей 6 июля 1993 года и 25 апреля 1994 года – по 1 млрд СДР (около $1,5 млрд.).

Однако проводимая в реальности политика не оказывала значительного влияния– что и стало отказом дальнейшего кредитования.

1992 – 1993 года – начало кредитной истории России в МВФ

В течение апреля – мая 1992 года исполнительным советом МВФ было утверждено членство многих государств бывшего Советского Союза.

Первая программа МВФ была опубликована уже 1 апреля 1992 года. В рамках данной программы предполагалось: создание фонда по стабилизации рубля общим объемом в $ 6 млрд и предоставление резервного кредита объемом в $3 млрд. Предполагалось проведение двух траншей в рамках одобренного кредита объемом в 719 млн СДР (около $1 млрд)

5 августа был проведен первый транш кредита, однако его использование требовало удерживание дефицита госбюджета на уровне до 5% ВВП и до 10% темпа инфляции.

Однако дальнейшее экономическое состояние России не удовлетворяло требованиям МВФ, что привело к отказу в проведению второго транша.

Вторая программа стимуляции российской экономики был опубликован в апреле и утвержден в июле в 1993 году. Основной целью кредитования стала стабилизация финансового и макроэкономического климата, а также поддержка России, как страны с переходной экономикой.

При этом условия кредитования были упрощены – сокращение дефицита госбюджет до 10% ВВП и снижение среднемесячного темпа инфляции до уровня 7-9%.

Данная программа привела к получению двух траншей 6 июля 1993 года и 25 апреля 1994 года – по 1 млрд СДР (около $1,5 млрд.).

Однако проводимая в реальности политика не оказывала значительного влияния– что и стало отказом дальнейшего кредитования.

1994 – 1997 года. Улучшение экономического состояния и ужесточение требований МВФ.

В апреле 1994 года также последовал транш объемом $ 1.5 млрд. В связи с отказом кредитования уже в октябре 1994 года было принято решение об ужесточении денежно-кредитной политики в стране, а также попыткам снижения инфляции.

Новый экономический курс оказался эффективным, в результате чего России в апреле 1995 года был предоставлен кредит согласно объемам квоты страны (4.3 млрд СДР - $6,8 млрд). Однако за предоставлением нового кредита последовало и ужесточение условий его использования – сокращение госдолга до 6% ВВП и среднемесячной инфляции до 1%, устранение внешнеторговых льгот и др.

Постоянный контроль экономической политики со стороны МВФ позволил в марте 1996 года получить еще один кредит, объемом 6.9 млрд СДР ($10,1 млрд). Однако данный кредит превышал квоту России и составлял примерно 160%. При этом предполагалось неравномерное предоставление кредитных средств на протяжение трех лет.

1998 год. Россия – самый большой заемщик МВФ

В данный период политика МВФ заключается в кредитовании в обмен на экономические реформы, политику либерализация экономики, снижение дефицита госдолга до 2% ВВП; снижение инфляции - до 6,9% в год. Данный подход был обусловлен результативностью данных методов в промышленно развитых странах.

Однако со стороны реформы были незначительными и вмешательство в денежно-кредитную политику и экономику страны оставалось минимальным. После каждого транша создавалось впечатление «предотвращения» кризиса и возобновления функционирования экономики России, и отсутствия необходимости проведения реформ.

Это привело к тому, что Россия стала крупнейшим должником МВФ на тот период, и возврат ссуд был невозможен без дальнейшего увеличения кредитования. Таким образом

Новый кредитный транш МВФ стал крупнейшим в истории России - $11,2 млрд. 20 июля 1998 г МВФ принимает решение профинансировать увеличение кредитной договоренности для России на 6,3 млрд СДР. Предполагалось предоставление кредита тремя траншами (20 июля, 15 сентября, 15 декабря) в рамках 1998 года.

Однако в связи с тем, что 17 августа 1998 года в России был объявлен дефолт по внутреннему государственному долгу, установление 90-дневного моратория на платежи по внешним обязательствам коммерческих банков и девальвация рубля – транш от 20 июля был остановлен.

1999 – 2004 года. Погашение задолженности

В июле 1999 года со стороны МВФ было принято решение о дальнейшем кредитовании России в течение 1999 – 2000 гг. в размере 3.3 млрд СДР ($ 4,5 млрд), разделенный на несколько траншей. Первый перевод был осуществлен в размере 3.3 млрд СДР ($ 4.5 млрд). Однако в дальнейшем Россия по собственной инициативе отказалась от кредитования, чему способствовала улучшение макроэкономических условий – вырос мировой уровень цен на нефть. Общее улучшение конъюнктуры рынка и экономический рост позволил производить погашение долгов перед МВФ.

2005 год. Изменение статуса на кредитора МВФ.

К январю 2005 года Россия успешно погасила все задолженности и полностью погасив тем самым свои обязательства перед этой организацией, и в следствии получила статус кредитора МВФ. В связи с этим решением Совета директоров МВФ Россия была включена в План финансовых операций (ПФО) Фонда, тем самым войдя в круг членов МВФ, средства которых используются в финансовых операциях МВФ.

Стоит отметить, что МВФ оказал огромную поддержку России в постсоветский период комплекосм экспертных и консалтинговых услуг.

Современная доля участия России в МВФ?

На сегодняшний день квота России составляет 2,7% — 12 903 млн SDR ($17 млрд). Однако до 2010 года квота была незначительно меньше – 2.5% (9 945 млн СДР)

При этом Россия является 8 про размер страной-участницей МВФ по размеру квот. Крупнейшими на данный момент являются США, Япония, Китай, Германия.

Сотрудничество Российской Федерации с МВФ охарактеризовано активной консультационной деятельностью Фонда и проведением с его участием работы по предоставлению технической поддержки (в рамках тематических миссии экспертов Фонда, семинаров, конференций, учебных мероприятий).

Главина Софья
к.э.н. Руководитель программы "Цифровая экономика" ИМЭБ РУДН
0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда