{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Первичное размещение монет. Подробнее про IEO и IDO

В прошлой статье мы с вами разобрались в ICO – Initial Coin Offering – первичное предложение монет, в его плюсах и минусах. Как можно сейчас этим заниматься и выгодно ли это?

Сегодня мы с вами разберем другие возможности участвовать в покупке монет, только появляющихся на крипторынке. Это IEO (расшифровывается как Initial Exchange Offering – первичное размещение на централизованной бирже) и IDO (расшифровывается как Initial DEX Offering – первичное размещение на децентрализованной бирже).

Начнем с IEO

Это почти тоже самое, что и ICO, но под управлением и контролем централизованной биржи. Например, на Binance это называется Лаунчпад, на других биржах может называться по-другому.

Главное отличие IEO от ICO — наличие криптобиржи в качестве посредника. Команда торговой площадки проверяет проект и его монеты, оценивает потенциал и сразу проводит прямой листинг — размещает на своей криптобирже. Процесс проверки проекта аналогичен тому, что происходит при листинге любой другой монеты: биржа изучает white paper проекта и его техническую документацию, опыт команды, востребованность проекта и его инвестиционную привлекательность.

В отличие от ICO, при котором команда проекта отвечает за все сама, при проведении IEO огромную часть работы берет на себя биржа: у нее уже есть необходимая инфраструктура для запуска, аудитория, рекламные каналы. Взамен она получает комиссии или монеты проекта.

Преимущества и недостатки IEO

IEO стали популярны в 2018–2019 годах. Тогда казалось, что эта модель решает все проблемы ICO и станет отраслевым стандартом. Но на практике у IEO есть не только достоинства, но и недостатки.

В ходе IEO проект проходит проверку со стороны криптобиржи, поэтому случаи мошенничества исключаются. Да и листинга ждать не надо — остаются только инвестиционные риски.

Для торговой площадки IEO — это возможность дополнительно заработать и получить новых клиентов, которые придут ради перспективного токенсейла. Для инвесторов процесс участия в IEO предельно прост — нужно лишь зарегистрироваться на бирже. Эмитенты токенов тоже выигрывают от IEO на биржевых платформах: это быстрее и проще, чем проводить ICO самостоятельно. Плюс потенциальными инвесторами становятся сразу все клиенты биржи — не надо тратиться на рекламу и охват гораздо шире.

Но проведение IEO накладывает определенные ограничения. Например, биржа сама устанавливает минимальную цену токена или ограничение на объем продаж актива на одного пользователя. Поскольку биржи полностью контролируют процесс токенсейла, это позволяет площадке манипулировать ценами токенов проекта.

Расскажу на примере биржи Binance и их последних лаунчпадов.

Один из последних IEO на Binance был проведен с монетами футбольного клуба Порто. Выпускался на рынок фан-токен, называющийся PORTO. Была объявлена подписка, в результате которой после объявления учитывались нативные (родныt) токены биржи – BNB. Биржа учитывала все токены BNB на счету после начала лаунчпада. В заявленный день желающий участвовать в распродаже участник должен был подтвердить свое желание участвовать в распродаже и утвердить количество BNB, которые он выделяет для IEO из тех, что были засчитаны биржой.

Проект стартовал 06.11 в 03-00. Посчитали BNB.

Потом 16.11 с 9-00 до 12-00 необходимо было подтвердить свое участие в проекте.

Далее, 16.11 с 12-00 до 13-00 был произведен окончательный расчет и, исходя из заявленного количества BNB, было определено окончательное распределение.

В результате на 10 заявленных и утвержденных в лаунчпаде BNB выдали примерно на 0,01 BNB, то есть в 1000 раз меньше. Да, конечно, токен Порто вырос раз в 10 после выпуска, но соотношение заявки и фактического получения, мягко говоря, смешное. Происходит это из-за огромного количества желающих принять участие в таких проектах.

В общем, IEO по-прежнему востребованный и широко используемый централизованными биржами вариант выпуска токенов. Однако далеко не каждый проект может пройти отбор и соответствовать всем условиям, которые требует для себя биржа. Также для частных инвесторов данный процесс становится интересным только тогда, когда у вас на счету есть токены биржи, причем в достаточном количестве. Также dы обязательно должны пройти верификацию на бирже.

Вывод: IEO является достаточно интересным способом получения дохода, так как биржа берет на себя основные функции по оценке проекта. Однако рекомендую все равно самому изучить проект и условия IEO.

Переходим к IDO

Initial DEX Offering (или первичное предложение на DEX) — это первичное предложение монет проекта на децентрализованной криптобирже.

В отличие от ICO и IEO, где инвесторы сначала покупают монеты проекта, а затем происходит его листинг на бирже, в IDO первичная продажа монет и их листинг происходят практически одновременно. Основное различие между этими моделями сбора финансирования заключается в том, что в IDO проектам не нужно проходить проверку со стороны криптобиржи.

Как это работает?

Средства привлекаются с помощью смарт-контрактов пулов ликвидности — коллективных хранилищ средств пользователей децентрализованных торговых платформ.

В обычных централизованных криптобиржах, например, Binance или Coinbase, торговля происходит на основе биржевого стакана, где собраны ордера на покупку и продажу активов. Проще говоря, их цена определяется спросом и предложением на бирже в текущий момент. Если пользователи не могут договориться о цене цифрового актива (на выставленные цены нет покупателей или продавцов), то в дело вступает маркетмейкер — крупный игрок, который поддерживает торговую активность. Централизованная биржа не может работать без маркетмейкера — без него она неликвидна, а закрытия сделок пришлось бы ждать часами.

В децентрализованных биржах нет биржевого стакана и маркетмейкеров. Их функцию выполняют пулы ликвидности. Они работают как автоматизированные маркетмейкеры (АММ), обменивая активы без участия маркетмейкера. То есть они позволяют трейдерам обменивать активы прямо из пула, не дожидаясь покупателей или продавцов. Для каждой конкретной пары активов есть собственный пул, например, для USDT и ЕТН — пул USDC/ETH, который позволяет трейдерам обменивать свой USDC на ETH и наоборот.

Конкретная цена обмена устанавливается сложным алгоритмом ценообразования, который называется Bonding Curves. Он основан на соотношении активов в пуле: когда монеты покупаются, их цена растет, а когда продаются — падает.

Ценовой баланс поддерживается за счет трейдеров. Они «замораживают» в пуле свои активы, обеспечивая ликвидность и получая за это вознаграждение. При этом цена актива в пуле может отличаться от цен на централизованных биржах.

Формально провести IDO может любой пользователь DEX. Нужно лишь активировать специальный контракт, зарегистрировать новый токен и обеспечить пул ликвидность. Однако, чтобы избежать мусорных IDO, площадки все-таки отбирают проекты. Выбранные проекты попадают на launchpad-платформы — платформы, на которых криптостартапы могут привлекать капитал. Например, в Polkastarter процесс подачи заявок контролируется командой Polkastarter и наблюдающим советом Polkastarter, в который входят члены Huobi, Polygon, Alchemy и другие инвесторы и предприниматели.

Большинство IDO пока проходит на Uniswap, а следовательно на сети эфира. Но растет использование и других блокчейнов, в том числе Solana, Polkadot и Binance Smart Chain (BSC). Запуск проектов на них позволяет значительно сэкономить за счет сетевых сборов — у эфира они могут быть слишком высокими. Поэтому все чаще проекты проводят IDO на нескольких площадках сразу.

Отличия IDO от ICO и IEO

Модель IDO похожа на ICO и IEO, но у нее есть принципиальные отличия, которые позволяют ей избегать недостатков этих способов привлечения инвестирования на крипторынке.

Быстрый и дешевый листинг.

Продажа токенов при ICO обычно проходит через сайт. Это требует времени и затрат на разработку, плюс надо обеспечить безопасность активов.

Продажа монет в рамках IDO проходит через смарт-контракты и готовую инфраструктуру DEX-площадки, что быстрее и дешевле. В результате возможность собрать средства есть практически у любого проекта.

Если для финансирования проекта разработчики используют IDO, они платят лишь комиссии за развертывание нового смарт-контракта, который будет контролировать пул ликвидности и монету проекта.

Мгновенная ликвидность.

Эмитенты ICO- и IEO-проектов должны найти торговую площадку, которая проведет листинг монеты. Это сложно для начинающих проектов: биржи берут с них деньги за размещение (от десятков до сотен тысяч долларов). Чтобы актив был ликвиден, его надо разместить на нескольких биржах сразу. Это дорого и долго.

С IDO торговый рынок создается одновременно с запуском монеты, что решает такие проблемы, как недостаток ликвидности и так называемое проскальзывание цен (разница между ценой, которую назначил трейдер для заключения сделки, и фактической ценой, по которой она была исполнена).

IEO тоже позволяет сразу получать ликвидность. Однако централизованные биржи устанавливают более строгие правила листинга: например, требуют уплаты комиссионных за листинг и часто запрещают проведение параллельного листинга на другой площадке.

Недостатки модели IDO

Несмотря на то что модель IDO выглядит очень многообещающей, у нее есть и проблемные моменты.

В частности, отсутствие механизмов контроля цен монет IDO. После первой покупки цена на актив проекта начинает расти. В итоге лишь незначительное число первых покупателей могут купить актив по изначальной цене.

Трейдеры могут воспользоваться таким движением цены, чтобы заработать за счет других пользователей. Например, это произошло в июле 2020 года во время продажи BZRX в рамках IDO. Группа трейдеров разработала торгового бота, который быстро скупил огромное количество монет проекта по начальной цене. Тем временем трейдеры спамили сеть Ethereum, мешая другим инвесторам покупать BZRX. После этого трейдеры продали свои BZRX по более высокой рыночной цене инвесторам и получили миллионы долларов прибыли.

‍Перспективы IDO

Платформы, основанные на пулах ликвидности, такие как Uniswap и Pancakeswap, все чаще становятся предпочтительной площадкой сбора финансирования и распространения DeFi-токенов. IDO набирают популярность и, возможно, станут новым отраслевым стандартом.

Сейчас в основном через IDO привлекают средства DeFi-проекты. Но это не значит, что проекты из других сфер криптосектора не могут использовать эту модель финансирования. Тем не менее маловероятно, что IDO полностью заменит ICO и IEO.

Как принять участие в IDO?

Среди популярных площадок для проведения IDO: Uniswap, Polkastarter, SushiSwap, и PancakeSwap от Binance Smart Chain. Также появляются новые площадки для размещения, например, Impossible Finance.

Искать предстоящие IDO можно через специальные агрегаторы, например, CoinList.

Но принять в них участие сможет не каждый пользователь торговых площадок. Предложение монет обычно ограничено, поэтому эмитентам приходится прибегать к хитростям: ограничивать количество монет для покупки на одного пользователя или предоставлять возможность покупки только держателям какого-то количества внутренних монет DEX.

Иногда биржи проводят лотереи. В итоге «входной билет» для участия в IDO может обойтись в сотни долларов.

Также для участия в большинстве IDO надо:

  • пройти KYC-проверку (сообщить свои данные) — это нужно, чтобы избежать возможных проблем с регулятором в будущем на случай, если тот сочтет такую модель сбора средства нарушающей какое-либо законодательство;
  • держать внутренние монеты криптобиржи или предоставить ликвидность в другой форме;
  • зарегистрироваться в white list (белом списке) — очереди из пользователей, которые хотят поучаствовать в IDO. Чтобы попасть в white list, пользователи обычно должны выполнить различные маркетинговые задания: например, присоединиться к Telegram-чату проекта или подписаться на Twitter-аккаунт.

Что можно сказать в итоге?

Вариантов попытаться заработать на росте монеты при первоначальном размещении достаточно много и при грамотном и вдумчивом подходе вполне эффективно.

Итак, сегодня мы с вами узнали о том, что такое IEO и IDO. Немного разобрались в том, чем они отличаются друг от друга и как на всем этом можно заработать.

Если вам понравилась статья и информация в ней оказалась полезной для вас, поставьте лайк. Мне очень важна ваша обратная связь.

Также подписывайтесь на мой паблик ВКонтакте и канал в Telegram.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда